Кровопускание

Борис Сибиряк
Оказывается, одним из самых популярных методов лечения за всю историю медицины было кровопускание. И сейчас многие ученые называют кровопускание эффективным средством для профилактики гипертонии и других патологий. С этой целью врач особым образом разрезает или прокалывает вену пациента, рекомендует донорство, использует пиявки (гирудотерапия).

Вот я и думал, что пиявки ставят только для того, чтобы извлечь кровь. Но выяснилось, что механизм гирудотерапии гораздо сложней и интересней. В слюне пиявки были обнаружены десятки уникальных биологически активных веществ, обладающих мощным лечебным эффектом, многие из которых до сих пор не удалось воссоздать искусственным путем.

Особенностью гирудотерапии является устранение нарушенных межсистемных взаимодействий в организме, чего нельзя достичь никакими средствами и способами. Пиявка может сохранить здоровье людям, которым не смогла помочь официальная медицина.

Обо всём этом я узнал от приехавшего в спортлагерь на Алтае моего доброго знакомого Германа, который практикует гирудотерапию уже двадцать лет. Внимательно выслушав товарища и прочитав «Энциклопедию лечения медицинскими пиявками» Костиковой, решил это дело испытать на себе. Здесь же в лагере в промежутке между турпоходами  Герман поставил мне тестовые пиявки, чтобы посмотреть реакцию организма. Никакой аллергии и прочих противопоказаний в результате процедуры не возникло, и мы договорились после окончания спортивного сезона по осени провести полный курс.

Пришёл сентябрь, и мы приступили к гирудотерапии: Герман в качестве целителя, а я в качестве пациента. Так в течение двух с половиной месяцев раз в неделю я приезжал на очередную процедуру, последняя из которых заключалась в постановке четырёх пиявок на спину в район лопаток и одной на область сердца слева от грудины…

Подлинная оздоровительная система, вызывающая серьезные изменения в организме, практически неизбежно ведёт к появлению различных кризисов. Но, пройдя такой кризис, человек выходит на новый уровень оздоровления, и все окупается сторицей. С таким явлением уже сталкивался, но никак не ожидал того, что произойдёт теперь.

Пройдя последнюю процедуру, в наилучшем расположении духа покинул окраину Новосибирска у Бугринской рощи и, дождавшись автобуса, доехал до площади Маркса, где метро начинается. Заглянул в «Ленту», купил продукты на вечер, вышел на улицу да вдруг почувствовал, что в правой ноздре вовсю захлюпало «Надо же, насморк где-то умудрился подхватить», – весело подумал я, но оказалось, что это никакой не насморк, из носа обильно текла кровь.

Предстояло проехать всю линию метро от начала до конца. Приложив шерстяную перчатку к носу, вошёл в вагон и тихонько присел в уголок. Кровь продолжала течь так, что вскоре пришлось использовать и вторую перчатку. Заметив это, ко мне подошёл один из пассажиров и вручил ментоловый ингалятор – «нюхалку». Потом сидящая рядом пожилая женщина достала из сумочки кусок бинта, сообщив, что хорошо, что кровь идёт из носа, это значит, не в голову, а в конце пути ещё и девушка напротив, произнеся что-то сочувственное, протянула мне разовые салфетки.

Перчатки были пропитаны кровью, поэтому, выйдя на стемневшую площадь Калинина, умыл снегом перепачканные лицо и руки и, перейдя в троллейбус, накинул на голову капюшон, а к носу приложил шерстяную шапочку. В конце пути кровотечение, наконец, остановилась, и ещё раз умывшись снегом, вошёл в дом. Брошенные в стиральную машину перчатки и шапка густо окрасили воду…

– Ну, слава Богу, закончилось! – резюмировал я, рассказав семье о происшествии.

Не тут-то было!

Ровно через сутки безо всяких видимых причин снова началось, будто кто-то краник в носу открыл. Правда, в этот раз удалось остановить кровь гораздо быстрее, наверно, помог приложенный к переносице лёд.

Но когда улёгся спать и уже задремал, кровотечение возобновилось, да с такой силой, что уже и лёд не помогал – кровь лилась бодрой струйкой. Сиганул к ванне и уделал её так, будто там поросёнка резали!

В какой-то момент решил высморкаться, и из ноздри вылетел медузообразный кровавый сгусток диаметром, однако, с советский пятак. Удивляясь, как это он у меня там умещался, взял его пальцами и показал жене. Сгусток был достаточно упругий и не разваливался. Что это было?

Тем временем дочь вызвала «Скорую» и сразу по телефону получила первый совет – срочно до приезда врача смочить тампон перекисью водорода и вложить в ноздрю, что я и сделал, удивляясь, как сам до этого не допёр. Знал ведь, что перекись кровь останавливает!

Слегка полегчало, лёг на спину, запрокинув голову. Несмотря на то, что старался сглатывать, тампон быстро пропитался, и очень скоро пришлось его заменить. Потом появился молодой словоохотливый врач. Первым делом он скрутил из бинта здоровенный жгут, щедро промочил нафтизином и, удалив ватный тампон, вогнал жгут мне с такой силой, что, казалось, сейчас  ноздря порвётся. Потом врач измерил мне давление, и, сообщив, что оно высокое и в этом причина моего состояния, ушёл.

И тут выяснилось, что кроме корвалола от давления в доме принять нечего, второй час ночи, аптеки закрыты… Врач-то и укол не поставил, и таблетку не предложил, а я и не спросил. Дочь разбудила соседей, взяла у них три таблетки каптокрила, одну из которых принял, и, было, задремал, но пришлось срочно менять тампон. Потом кровотечение усилилось, верхняя цифра давления зашкалила за 200. Ещё раз сменив тампон, принял вторую таблетку.

В конце концов, кровотечение прекратилось и, непрерывно читая про себя «Отче наш», уснул тревожным сном, потеряв, наверное, не менее литра крови.

Наутро меня пошатывало, а тонометр показывал давление ниже всякой нормы. К концу дня оно нормализовалось и оставалось таковым в последующие сутки.

Может, этим бы всё и закончилось, но через несколько дней сделал глупость. Промывая в носу, неосторожно задел мизинцем повреждённое место, и тут же кровотечение возобновилось с прежней силой. Хотя теперь и знал, как с этим справляться, едва не загремел на две недели в больницу – оказалось, что имеет место обширное и так называемое сочетанное повреждение кровеносных сосудов, неудачно расположенных один на другом. Однако обошлось прижиганиями азотнокислым серебром: несколько раз в течение двух недель…

Судя по дальнейшему самочувствию, гирудотерапия вкупе с кровопусканием явно пошли во благо, за что я весьма благодарен Герману и его пиявкам. Кроме того, происшедшее повлекло за собой новую неожиданную цепочку событий, но это уже другая история.