Ясли в судьбе будущей столицы Сибири

Федор Григорьев
Ясли как социальная проекция христианской традиции (первой колыбелью Иисуса Христа были кормовые ясли – ящик, куда клали овес и сено для лошадей или коров) стали повсеместно  открываться в странах Европы с середины XIX века, но Педагогическая энциклопедия от 1968 года приводит пример того, что в России это явление было известно в 1716 году, хотя массовым оно стало после реформы Александра Второго. Отмена крепостного права дала толчок промышленности, которая  требовала рабочих рук. "Ясли" стали создаваться для низких - тягловых сословий, чтобы работницы и крестьянки могли трудиться, даже имея на руках грудных детей. В «Очерках по истории дошкольного воспитания в России» (И.В. Чувашев) есть описание  яслей при Раменской текстильной фабрике, которые были открыты в 1880 году: «Многие матери не хотели приносить детей в эти ясли ввиду того, что в них не было должного ухода за детьми. Дети в яслях главным образом спали (некоторые няни для большего собственного спокойствия давали детям снотворные средства), а дома вечером и ночью бодрствовали и беспокоили мать. В ясли несли своих детей только те женщины, у которых была «нужда безысходная», а остальные предпочитали оставлять детей на попечение домашних нянь — сестренок, бабушек и других членов семьи». Таким образом, изначально "Ясли" не были связаны с представлениями о гуманности, но известно, что в 1886 году при приюте в Таганроге было создано общество «Ясли» как отделение «призрения подкидышей и найденышей», учредителем которого выступило «Ведомство учреждений императрицы Марии, состоящее под непосредственным их императорских величеств покровительством». Это говорит о том, что назначение яслей было разным и даже получило государственную поддержку, если не было связано с эксплуатацией. В 1896 году ясли появились в деревне. В Пермском губернском земстве приют для детей имел сезонный характер, так как предназначался для освобождения матерей на период сельскохозяйственной страды. Россия была аграрной страной, поэтому этот вид яслей стал самым массовым. В Ново–Николаевске решение об открытии приюта "Ясли" было принято 13 января 1906 года на общем собрании прихожан храма святого Александра Невского. 28 мая 1906 года приют "для постоянного призрения бесприютных детей обоего пола и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих из дому на подённую работу" начал работать, разместившись в здании церковно–приходской школы. На следующий год ему был отведен участок (сегодня здесь расположено медицинское училище № 3), и там было возведено здание, где в 1912 году в воспитывалось 100 детей. Это были подкидыши и дети дети различных слоев населения (например, дети овдовевшего священника Завьяловской Покровской церкви Иоанна Ландышева), которые содержались на пожертвования горожан. В 1914 году ново-николаевское общество "Ясли" было настолько влиятельной организацией, что взяло на себя ключевое мероприятие в программе празднования трёхсотлетия дома Романовых: возведение часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая. Проект безвозмездно разработал архитектор Андрей Крячков, доставку колоколов бесплатно организовало железнодорожное ведомство (Ново-Николаевск изначально был железнодорожным поселком). На выбранном отцом Диомидом месте рядом с Никольской ярмаркой 20 июля 1914 года состоялась торжественная закладка часовни, которая возводилась на пожертвования именитых горожан – самого отца Диомида, городского головы А.Г. Беседина, купца Г.Д. Маштакова и начальницы приюта "Ясли" М.В. Востоковой. Когда средства закончились, был впервые использован метод «народной стройки». Откликнувшиеся горожане в 1915 году своими руками достроили часовню. Знаменателен сам факт  того, что их сплотила Никольская часовня. Ведь это имя, если верить академику Г.Ф.Миллеру, носила  таможня на государственной границе, которая в XVII веке проходила по реке Обь. Возможно, энтузиазм ново-николаевцев питали семейные легенды, слагавшиеся со времен царевны Софьи, когда у переправы с сопредельным государством возник Никольский погост - форпост Московского царства в Верхнем Приобье (раскопки показали, что он находился в двухстах метрах от сегодняшнего городского пляжа в Новосибирске). К середине XVIII века Никольский погост был поглощен деревней Большой Кривощековой, которая унаследовал от него Никольскую церковь и сама стала селом. В конце XIX века здесь прошла железная дорога, которая вела на правый берег Оби - туда, где переселенцы из снесенного Большого Кривощекова образовали "поселок Кривощековский". В 1898 году он был со всеми предосторожностями переименован в честь правящей Августейшей Особы. Такова непростая история Ново-Николаевска - будущего Ново-Сибирска, символом которой в 1915 году стала часовня в честь Николая Чудотворца, построенная под эгидой приюта "Ясли".

На фото М.В.Востокова