Зееман А. Попов

Вячеслав Прытков
                З  Е  Е  М  А  Н       А.  П  О  П  О  В.

«Как  орёл  с  вершины  гор  через  мирт  и  тополь.
Смотрит  гордо  на  Босфор  чуткий  Севастополь.
Орудийные  замки  стынут  в  блеске  стали,
не  покажутся  ль  дымки  в  сизоватой  дали.»
……………………………………………………………………………
                В.  Воинов  «Скоро  ль?»


Как  бы  продолжая  строки  этого  старого  стихотворения, для  города  на  Чёрном  море  наступали  серьёзные  испытания. Последовавший  в  марте  1854  года  официальный  разрыв  отношений  России  с  Англией  и  Францией, принявших  сторону  Турции, означал  начало  военных  действий. Севастополь  блокировал  мощный  англо -  французский  союзный  флот, состоящий  помимо  парусных  судов, из  кораблей  нового  класса – паровых  винтовых  и  колёсных. Соотношение  сил  складывалось  явно  не  в  пользу  Черноморского  флота. Появление  у  России  кораблей  с  паровым  движителем, с  одной  стороны, принималось, как  прогресс, с  другой – в  душе  истинных  моряков, отдающих  первенство  парусам, таких, как  вице – адмиралы  В. А. Корнилов  и  П. С. Нахимов, руководивших  в  эти  дни  обороной  Севастополя, вызывало  к  ним  некоторое  недоверие. Однако, ещё  в  боях  с  турками, так  и  позднее, оказалось, что  именно  пароходы  и  пароходы – фрегаты  показали  себя  с  лучшей  стороны  и  сыграли  важную  роль  в  защите  города.

Оба  адмирала  склонились  над  донесением  разведывательных  данных, полученных  в  результате  смелой  вылазки  капитана – лейтенанта  Андрея  Александровича  Попова  на  пароходе – фрегате  «Эльбрус».
 
«Да, Владимир  Алексеевич, - обратился  П. Нахимов  к  Корнилову, -  даже  не  беря  во  внимание  число  парусных  кораблей, стоящих  сейчас  против  нас, количество  паровых  винтовых  и  колёсных, весьма  превосходит  наше. А  ведь  именно  те  немногие  у  нас  осуществляют  отдельные  вылазки  в  стан  врага, занимаются  перевозками  войск, переброской  гарнизонов  с  укреплений  береговой  линии.
Конечно, всё  это  благодаря  смелости  и  умению  их  командиров. Смотрите, наш  офицер  по  особым  поручениям – Андрей  Попов, ведь  молодец  какой, флот  полюбил  с  малолетства, пошёл  по  стопам  отца – Александра  Андреевича, крейсировал  к  турецким  берегам  на  пароходах – фрегатах  «Тамань»  и  «Эльбрус», турок  топил, занимался  разведкой  Босфора, западного  побережья  Чёрного  моря  и  устья  Дуная, а  нынче, всякий  раз  при  появлении  неприятеля  выходит  к  нему  навстречу  распознать  намеренья  вражьи.»

«Полностью согласен с  вами, Павел  Степанович, но  следует  отдать  должное  и  тому, с  какой  настойчивостью  вы  отрабатываете  действия  и  взаимодействия  пароходов – фрегатов, которые  в  условиях  нынешней  блокады  просто  незаменимы.
А  что  если  для  выполнения  особо  важного  задания – получить  в  Одессе  нужные  для  снабжения  гарнизонов  грузы, мы  остановимся  на  капитане – лейтенанте  Андрее  Попове?
Что  вы  на  это  скажете?» - вопросительно  посмотрел  на  П. Нахимова  В. Корнилов.

«Если  откровенно, Владимир  Алексеевич, берегу  я  их – командиров  пароходов  и  пароходов – фрегатов. А  Попов  не  подведёт, выполнит  любое  задание», - ответил  П. Нахимов.


Пароход – фрегат  «Тамань»  капитана – лейтенанта  А. Попова  под  покровом  ночи, без  сигнальных  огней, прошёл  незамеченным  среди  неприятельских  кораблей, добрался  до  Одессы, загрузился, а  затем  прибыл  в  Николаев, на  обратном  пути  уничтожил  торговое  судно  и  благополучно  прибыл  в  осаждённый  Севастополь.
Одних  мужества  и  смелости  при  таких  дерзких  вылазках  было  недостаточно, требовалось  умелое  управление  кораблём; гребные  колёса, вал, котлы которого  находились  выше  ватерлинии  и  были  хорошей  мишенью  для  врага, паровая  машина  вследствие  своей  громоздкости  занимала  много  места, а  удлинение  носа  и  кормы  с  целью  установки  вооружения, сильно  ухудшали  мореходные  качества, даже  при  наличии  некоторой  парусности.

Флот  жил, Севастополь  продолжал  сражаться, но  31  августа  1855  года  по  Высочайшему  повелению  все  имеющиеся  у  осажденных  пароходы – фрегаты  были  затоплены  на  рейде, чтобы  не  достаться  неприятелю.
А. Попов, как  и  другие  моряки  Черноморского  флота, уже  на  суше  участвовали  в  обороне  города. Он  занимался  укреплениями  Севастополя, бонового  заграждения, готовил  брандеры, руководил  установкой  морских  орудий  на  бастионы. Был  даже  ранен  при  вражеском  обстреле.
За  боевое  отличие  в  Крымской  кампании  получил  ордена  и  удостоился  Золотого  оружия  с  надписью  «За  храбрость», звания  капитана 1 ранга.
А  ВПЕРЕДИ  БЫЛА  ВЕРНАЯ  СЛУЖБА  РОССИИ, ПУТЬ  ОТ  ЗЕЕМАНА  ДО  КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЯ – СОЗДАТЕЛЯ  НОВЫХ  БРОНЕНОСЦЕВ  И  ЗНАМЕНИТЫХ  «ПОПОВОК», АДМИРАЛА, ПОЛУЧИВШЕГО  ЗВАНИЕ  ПОЧЁТНОГО  ЧЛЕНА  КОРОЛЕВСКОГО  ИНСТИТУТА  КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ  В  ЛОНДОНЕ.

ПРИМЕЧАНИЯ:  Зееман  или  зейман  - человек, знающий  мореплавание, от  голландского  «Zee – man, «морской человек». 

31  января  2020  года.                Вячеслав  Прытков.