От Москвы и до Победы

Александр Бочаров 3
ОТ МОСКВЫ И ДО ПОБЕДЫ
(Из книги "Под сенью Ясной Поляны")

Дмитрия Фёдоровича Сальникова знают многие на Косой Горе.Да,это и неудивительно,так,как он около пятидесяти лет отработал на нашем Косогорском металлургическом заводе.Он и сейчас,несмотря на свой преклонный возраст, является активным членом поселкового и заводского Советов ветеранов.
Я встретился с Дмитрием Фёдоровичем и попросил рассказать его о тех годах  жизни,которые связаны с Великой Отечественной войной.Вот, что он рассказал.
"Родился я,- рассказывает Дмитрий Фёдорович,- в деревне Малые Кузьмёнки  Ленинского района Тульской области,в крестьянской семье.В которой было семь человек детей.В 1935 году,после окончания семилетней школы,я уехал в Тулу и поступил учиться на кузнеца в школу ФЗО (теперь это железнодорожное училище им.Бориса Сафонова).
Профессия кузнеца всегда мне нравилась,и ещё в детстве,я часто ходил в соседнюю деревню,чтобы посмотреть,как работает кузнец.В том же тридцать пятом году, шестнадцатилетним мальчишкой,пришёл я работать на Косогорский металлургический завод. Вначале работал кузнецом, а затем наладчиком станков в большом токарном цехе. Этот цех выпускал снаряды для 45 мм пушек.
Через четыре года,в 1939 году,меня призвали на службу в армию в дивизию особого назначения внутренних войск им.Дзержинского.После учебной части,сто человек из четырёхсот,направили нас в полковую школу младших командиров.В том числе,и меня. Так,что войну я начал младшим командиром.
То,что война с Германией неизбежна,– продолжает Дмитрий Фёдорович свой рассказ, – знали все.Поэтому,когда началась война,то я воспринял это известие спокойно. Тяжелее всего было слышать сообщения об отступлении нашей армии.В 1941 году обстановка на фронтах была тяжелейшая.Фашисты рвались к Москве и нашу дивизию готовили к тому,чтобы мы должны стояли насмерть,но врага в Москву не пустить.
Седьмого ноября 1941 года вся наша дивизия участвовала в параде на Красной площади. Настроение у всех нас было торжественное и строгое. Многие части,прямо с этого парада,были брошены на защиту Москвы.Наша дивизия заняла оборонительные позиции 25 ноября.
Полк наш находился в четвёртом эшелоне,а всего их было шесть.Вглубь эта линия обороны растянулась на несколько километров.
…Первый бой под Москвой начался рано утром шестого декабря.После мощной артиллерийской подготовки в наступление двинулись наши танки,которые проходили прямо у нас над головами,над нашими узкими и глубокими окопами.
Вдалеке слышались крики «ура!", – это двинулись первые эшелоны,отразившие атаку немцев и перешедшие в наступление.Поднялся и наш эшелон.Вокруг разрывались снаряды,горели танки,машины,лежали раненные и убитые.Мы вступали в рукопашный бой и сопротивление немцев было сломлено.Многие из них сдавались в плен.
К вечеру нам сообщили,что мы отогнали немцев на семнадцать километров.Это был наш первый и самый серьёзный бой.В том бою наша дивизия потеряла около трети своего состава.Потери могли бы быть более крупными,если бы наша дивизия не была так хорошо подготовлена и укомплектована вооружением и боеприпасами.
После этого боя нашу часть отозвали обратно в Москву.
В дальнейшем мы выполняли только особые задания – участвовали в разгроме бандеровцев на Западной Украине.Освобождали Прибалтику.В феврале 1945 года я был тяжело ранен в коленный сустав.Девять месяцев я пролежал в госпиталях – в Паневежесе,Каунесе,Вильнусе,а потом и в Москве,в медсанчасти нашей дивизии.
После войны вернулся на Косую Гору.Долгое время работал начальником отдела кадров Косогорского металлургического завода,создал в посёлке заводскую народную дружину по охране общественного порядка на Косой Горе.
Сейчас на пенсии.Участвую в работе Совета ветеранов.Меня часто приглашают в школы посёлка рассказать учащимся о Великой Отечественной войне.Часто дети спрашивают:«Страшно было на войне?». Я отвечаю,что,конечно,во время боя было и страшно.Меня, вот в колено ранило,а попади пуля в грудь,не разговаривал сейчас с вами.Но мы знали за что воюем и были готовы умереть за Родину.
Материал подготовил  и вёл беседу Игорь Игнатов. 8 мая 2003 года газета «Косогорец».