31. гитара на скрепочке, 1985, февраль

Евгений Зинин 2
31.  Я – КАМБАЛА, 1985, февраль

Долго думал, как назвать главу: как в тексте или как в оглавлении. Мне нравилась «Я – Камбала», а Лене Воронковой – «Гитара на скрепочке». Решил схитрить: В оглавлении оставил название Лены, а в тексте книги – моё, авось не заметит. Не заметила.


В конце января мы выступали на какой-то солянке в ДКС. Вместе с нами выступала худенькая девочка в дивном-коротком-вязаном-синем-платьишке. Гитара была намного больше её, и, что самое примечательное, висела на ниточке. Один кончик этой ниточки девочка повесила через плечико, другой кончик оканчивался канцелярской скрепочкой, которой это создание удерживало гитару в нужном ей положении, а третий кончик – ха-ха! здорово я тебя надул, Читатель? – третьим кончиком этой ниточки была Лена Воронкова. Она была в давних дружеских связях с ДКС, работала корректором в газете «Алтайский строитель» и сочиняла песни на стихи своего любимого поэта Роберта Бёрнса из солнечной Шотландии. Песен было так много, что я с ходу предложил ей показать их все, устроив для этой цели её авторский вечер.
Который состоялся восьмого февраля 85 года. Лена сделала очень хороший, умный тематический вечер, посвящённый творчеству Роберта Бёрнса. Она рассказывала о поэте, перемежая факты из биографии с песнями на его стихи. Надо отдать должное Лене – она очень тонко и точно чувствует музыку стиха, его эпоху. Думаю, что сам Роберт Бёрнс, пишА он музыку, не написал бы лучше.
После этого вечера я не припомню ни одного более-менее серьёзного концерта, который проходил бы без Лены. Вот только никак не могли мы столкнуть её хоть немного в сторону от такого однообразного репертуара. Каких только стихов я ей не подсовывал! Однако, единственной книжкой, нашедшей в её сердце уголок, оказалась «Английская (всё-таки!) поэзия в русских переводах», только что появившаяся на прилавках. Из почти 850 страниц этой книжки Лена написала целую одну песню, а затем продолжила перекладывать на музыку оставшиеся стихи Роберта Бёрнса. На сегодняшний день ей осталось написать музыку только к предисловию.
Все свои выступления Лена начинала с одной и той же песни: «У мамы тихо я росла». Кто-то, уже теперь и не упомнишь кто, слушая плёнку с фонившей записью этой песни, вместо припева

Я так мала, я так мала,
ещё так рано стать мне дамой...

услышал: «Я - кам-бала, я - камбала!»
«Камбала» до сих пор входит в «золотой фонд» Клуба. Однако в 1987 году на региональном фестивале в Алма-Ате обладатель «хрустальной совы», Боря с хмельной фамилией Бурда, преимуществом в один голос зарубил Лену в отборочном туре на всесоюзный фестиваль.
– Ваша песня хорошая, – безоснованно заявил он, – но я считаю, что моя музыка к этим стихам – лучше!
Вообще-то, если честно, зарубил он ту единственную, из 850-страничного сборника на стихи Р.Киплинга «Серые глаза-рассвет...», а «Камбалу» Автор вставил, лишь для логики повествования.

Потом Лена вместе со своей «Камбалой» перешла на новую работу – в обком ЛКСМ, и немало сделала для пропаганды авторской песни. Через неё, через её связи Клуб первым узнавал о проводимых в стране фестивалях. В 1989 году именно Лена выбила для Игоря Иванченко путёвку на II всесоюзный в Таллинн, она же отправила Сергея Пономарёва в Алма-Ату на фестиваль «афганской» песни, а Орищенку в 1993 – на Грушинку. В 1989 году «Камбала» звучала на берегу Адриатики, куда Лена ездила по турпутёвке. Это первая песня Клуба вышедшая на международную арену. Итальянец Франческо, преподаватель университета в Милане, услышавший Лену, потихоньку сказал на ушко руководителю делегации: «Скажьите, Лена такая же знаменьитая у себья на родьине, как Аллья Пугачьёва?» После такого дифирамба «Камбале» не грех под конец главы привести её целиком. Вы прочтёте эти стихи чуть дальше, а сейчас, ради справедливости, по Лениной (чуть ли не Ленинской) просьбе привожу полный список поэтов, на чьи стихи написаны её песни.

Рабиндранат Тагор, Иоганн Вольфганг Гёте, Альфред Эдвард Хаусмен, Уолтер де Ла Мар, Джорж Маккей Браун, Редьярд Киплинг, Александр Блок, Эдуард Асадов, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Михаил Светлов, Афанасий Фет, Давид Самойлов,

И КОНЕЧНО ЖЕ РОБЕРТ БЁРНС!!!

Ну а теперь – обещанная Камбала. Стихи Лениного и Бориного друга ; Бёрнса, музыка – Лены.

У мамы тихо я росла,
и так боюсь людей чужих,
о, сэр, с ума бы я сошла
наедине с одним из них.

Я так мала, я так мала,
ещё так рано стать мне дамой.
И я бы, право, не смогла
на долгий срок расстаться с мамой.

Мне накануне рождества
ночной наряд купила мать,
но я боюсь, что кружева
мне после свадьбы могут смять.
Побыть на свадьбе я не прочь
чтобы потом уйти домой,
но так долга зимою ночь,
что не пойду за Вас зимой.

Вам лучше лета подождать,
когда все яблони в цвету.
Вы приходите к нам опять,
когда чуть-чуть я подрасту

Я так мала, я так мала,
ещё так рано стать мне дамой.
И я бы, право, не смогла
на долгий срок расстаться с мамой.

Света Тюменцева, подписывая Лене памятную грамоту в день десятилетнего юбилея Клуба, написала:

 «Ленка, ну, когда же ты вырастешь?»