Католический десант в советский союз. автор пав л

Ольга Кручковская
Католический десант в Советский союз
Павєл КРАСНОВ. — "Religo.ru", 4 грудня 2009 року

Один из самых загадочных и засекреченных эпизодов в истории ХХ века, связывающий СССР и Святой Престол, — работа папского колледжа Pontificium Collegium Russicum и деятельность его выпускников на территории Советского Союза. В настоящее время эта страница истории волнует многих исследователей, так как в ней тесно сплетены  взаимоотношения Ватикана и Русской православной церкви,  а также Ватикана и всего советского государства.

Жизнь Католической церкви в России, что царской, что советской,  была очень сложной. Существенное изменение в политике российской монархии в отношении католицизма произошли с Указом о религиозной терпимости Николая II от 1905 года.  С вступлением в силу этого документа улучшение своей жизни почувствовало старообрядчество и католики. Но пользоваться благами царской власти пришлось недолго -после прихода к власти большевиков ситуация меняется и, с течением времени, – все более радикально в негативном ключе.

Как полагают католические историки, именно катастрофическое положение христианства в России в 20-х годах побудило Пия XI создать колледж «Руссикум»  чтобы поддержать российское православие.

Учреждение национальных учебных заведений (как колледж Руссикум), преследовало цель подготовки лояльного Католической церкви духовенства в странах, «где Церковь находилась в критическом положении». Эта практика  не является изобретением ХХ века. Святой Престол использовал подобную методику еще в XVI  веке для  Англии, и позднее для Германии и Венгрии. В XVII  веке была учреждена греческая коллегия, и с этих пор началось активное вовлечение священников-миссионеров в изучении славянских языков и восточной духовной практике (литургика, богословие, обрядность).

Папа Пий  XI 15 августа 1929 года провозгласил документ Quam curam по постановлению которого и была основана семинария «Папская русская коллегия святой Терезы Младенца Иисуса» (Pontifio Collegio Russo di S. Teresa del Bambin Ges;). Понтифик особо указал, что это заведение предназначается для русских и России.

В здании Руссикума было 65 комнат; в первый учебный 1929-1930 год было принято 10 кандидатов, большая часть которых не были русскими. В будущем доля русских кандидатов неуклонно уменьшалась,  и к 1950 году сошла на нет.

Учебный день в Руссикуме начинался в 5 утра. В процессе учебы в колледже семинаристы  следовали достаточно закрытому образу жизни, об это говорит и то, что поездок домой (отпусков) не предполагалось, каникулы же приводились студентами вместе, в загородной резиденции Руссикума. Выход в город осуществлялся не чаще, чем один раз в месяц, при этом выходить могли  только парно или более, но не по одному. Возвращаться студенты должны были не позже 18.00. Проводить ночь вне семинарии – было строжайше запрещено. Денежные средства у студентов хранить в комнате было запрещено, они находились у воспитателей. Если студент был пойман за посещением кинотеатра, кафе или некатолических храмов, его отлучали от церкви. Спустя год после обучения в Руссикуме все студенты должны были торжественно обещать посвятить себя только работе среди русских. Присягу лично написал генерал ордена иезуитов Ледуховский, за основу была взята  присяга воспитанников Греческой коллегии. Русских кандидатов принимали бесплатно, лица других национальностей оплачивали обучение и содержание.

Одним из первых и выдающихся ректоров колледжа стал иезуит Филипп де Режис. Он носил бороду, был большим знатоком синодального обряда и без акцента говорил по-русски. При де Режисе произошли большие перемены, он предложил провозгласить Руссикум более русским. В  Руссикуме стали  служить не по-русски, а по-церковно-славянски. Символ Веры всегда, а не только по большим праздникам, читался и читается без filioque. Широко и поныне отмечается масленица – пекут блины, а на Святую Пасху красят яйца.

К 1950 году в стенах Руссикума обучилось 172 студента, 81 из них стали священниками, и лишь 22 из них  были русскими. «Русские» семинаристы служили  в Западных и Юго-Западных регионах Российской империи и являлись по национальности украинцами или белорусами.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, в результате чего выпускники Руссикума по благословению Папы активизировали свою деятельность, в частности в Польше. Двое выходцев Руссикума Новиков и Чишек попали на контролируемую  Красной Армией территорию и активно стали работать над продвижением  в центральную часть СССР. Но их работа была краткосрочна – они были  арестованы сотрудниками НКВД, следившими за деятельностью руссипиетов с момента их пребывания в СССР.  По архивным материалам стало ясно, что в НКВД был список выходцев Руссикума, который составили из агентурных отчетов. Священников приговорили к длительному  заключению в лагеря. Филипп де Режис, долго находившийся в Польше, плохо разбирался в межэтнических отношениях. Как пример можно привести следующий факт: им направлялись священники из Руссикума к беженцам из Галиции, и де Режис не понимал, почему греко-католики не принимали  священников русского обряда и прогоняли их.

С самого начала деятельности Руссикума это заведение  находилось под взором разведывательного управления  НКВД. В документах  НКВД находились 32 фамилии – список выпускников колледжа. Из этого числа с 1939 по 1948 годы контрразведкой СССР вследствие всевозможных оперативных действий было  задержано 11 человек: Григорий Сыроида, Дорофей Бесчастный, Александр Ильницкий, Петр Леони, Иоанн Кельнер, Виктор Новиков, Владимир Чишек, Фома Подзява, Павел Шалей, Павел Портнягин (на фото) и Кузьма Найлович. Священники подверглись суду и наказывались по статье 58 — »антисоветская деятельность». Иоанна Кельнера  расстреляли в 1941 году, оставшиеся отбывали разные сроки заключения, но в заключении и умерли. Выжил только  Пьетро Леони, арестованный в Одессе в 1944 году. Его освободили и выпустили из СССР через десять лет.

Проблеме деятельности выпускников Руссикума был посвящен документальный фильм, снятый итальянскими кинематографистами; он был показан федеральным каналом НТВ 21 декабря 2004 года. Авторы фильма особое внимание уделили духовному подвигу двоих «священников-выпускников» — итальянского священника-иезуита отца Пьетро Леоне и ставшего греко-католическим епископом Мукачева (Закарпатье) отца Теодора Ромжа. Но в целом, фильм противопоставляет цели выпускников с христианской моралью.

Таким образом, папская политика «окатоличивания» русского населения в тяжелые годы войны потерпела крах.

Папа Иоанн ХХIII в 1959 году написал: «Мы не будем пытаться разобраться в том, кто был прав и кто виноват. Мы скажем лишь: Воссоединимся, покончим с раздорами». В след за этим последовали новые контакты между Католической церковью и  Москвой, в Руссикум, благодаря деятельности митрополита Никодима Ротова, приезжали учиться священники из СССР. Это стало новой вехой восточной политики Святого Престола. В Руссикуме бывал и Патриарх Кирилл; в сане  дьякона он сопровождал митрополита Никодима.

В наши дни колледж продолжает обучать студентов, но среди них нет, ни одного русскоязычного. Цели, для которых создавалось это заведение, не были реализованы. Сегодня окатоличивание население стран СНГ – не миссия  Руссикума, там более не готовят миссионеров.

www.risu.org.ua
Авторське право на матеріали Релігійно-інформаційної служби України захищається законом.
Вони можуть буть використані повністю чи частково лише за умови посилання на РІСУ.
У разі використання їх в Інтернеті — обов'язкове гіперпосилання на risu.org.ua