Спитцер раскрывает тайны Туманности Тарантул

Анна Филимонова
Туманность Тарантул была одним из первых объектов, изученных инфракрасной обсерваторией Спитцер после её запуска в 2003 году, и с тех пор телескоп неоднократно производил наблюдения этой туманности.
Теперь, когда с 30 января 2020 года инфракрасный телескоп собирается уйти в "отставку", учёные на основе данных от Спитцера составили новое изображение туманности Тарантул с высоким разрешением.

Оно объединяет данные нескольких наблюдений Спитцера, последние из которых проводились в феврале и сентябре 2019 года.

"Я думаю, что мы выбрали туманность Тарантул в качестве одной из наших первых целей наблюдений из-за того, что она могла продемонстрировать всю широту возможностей телескопа Спитцер, - говорит Майкл Вернер из Лаборатории реактивного движения, который был научным сотрудником проекта Спитцер с момента начала миссии. - В этом регионе много интересных пылевых структур и много очагов звездообразования, а это как раз те области, где инфракрасные обсерватории могут увидеть гораздо больше, чем телескопы, работающие на других длинах волн".

Инфракрасный свет невидим для человеческого глаза, но некоторые волны определённых длин инфракрасного излучения проходят сквозь облака газа и пыли там, где видимый свет проникнуть не может.
Поэтому учёные используют инфракрасные обсерватории для наблюдения за новорождёнными звёздами и формирующимися "протозвёздами", окутанными облаками газа и пыли, из которых они образовались.

Расположенная в Большом Магеллановом Облаке - карликовой галактике, гравитационно связанной с нашей галактикой Млечный Путь, туманность Тарантул является очагом звездообразования. В этом случае исследования помогли учёным больше узнать о скорости звездообразования в галактиках, отличных от Млечного Пути.

Кроме того, туманность Тарантул содержит область "вспышки звездообразования" под названием R136, где массивные звёзды формируются в чрезвычайно близком соседстве друг с другом и со скоростью, которая намного выше, чем в остальных частях галактики.
В пределах R136, в области менее 1 светового года в поперечнике (около 9 триллионов километров), находится более 40 массивных звёзд, каждая из которых примерно в 50 раз превышает массу нашего Солнца. Напротив, в пределах 1 светового года от Солнца вообще нет звёзд.
Подобные области звездообразования были обнаружены и в других галактиках, содержащих десятки массивных звёзд - это больше, чем обычно встречается в остальных галактиках. Каким образом возникают эти очаги звездообразования, остается загадкой.

На окраине туманности Тарантул можно увидеть одну из наиболее изученных астрономами сверхновых звёзд. 1987A была первой сверхновой, обнаруженной в 1987 году, при этом взорвавшаяся звезда горела с мощностью в 100 миллионов Солнц в течение нескольких месяцев.
Ударная волна после этого события продолжает своё движение в космосе, сталкиваясь с веществом, выброшенным звездой во время её драматической гибели.

Ударная волна вызывает нагрев пыли и её излучение в инфракрасном диапазоне.
В 2006 году Спитцер наблюдал это излучение, по которому учёные определили, что пыль в основном состоит из силикатов, являющихся ключевыми ингредиентами в формировании скалистых планет в нашей Солнечной системе.
В 2019 году учёные использовали Спитцер для наблюдений за изменениями яркости расширяющейся ударной волны и пыли вокруг 1987А, чтобы больше узнать о влиянии подобных взрывов на окружающую среду.





Источник: https:// www.nasa.gov/ feature/ jpl/ tarantula-nebula-spins-web-of-mystery-in-spitzer-image