Blue Hope. Голубая не только Надежда ч. 3

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Cartier

"Я обожаю носить драгоценные камни, но не потому, что они мои. Вы не можете обладать сиянием, вы можете только восхищаться им"
(Элизабет Тейлор)


   Голубой бриллиант Око Бхайравы  продолжал влиять на судьбы всех, кто  держал его в руках. 
Гасан умер в пьяной драке, потеряв много крови  от раны ножом в живот. Заслужил. Удар, что он нанёс Энже, к нему вернулся. Только Энже выжила. Так решил Око Бхайравы. Девушка, бывшая наложница султана, начала новую, спокойную жизнь.
  Не надолго  задержится голубой бриллиант в Стамбуле. Буквально накануне смерти у Гасана он будет украден и окажется на корабле, бороздящем океан.
"Один дурак бросил камень в воду, сто мудрецов найти не могут камень"
(Армен Джигарханян армянская пословица)
  Голубой бриллиант "Хоуп", Надежда", известный нам Око Бхайравы, за  астрономическую сумму в 550 тыс. франков приобрёл ювелир Пьер Картье. Так он решил доказать деду, отцу, братьям,  что добился многого сам, без их помощи.
   Его деду  Луи-Франсуа Картье, основателю  французской  компании по производству часов и ювелирных изделий Cartier, к тому времени было около 80 лет. (1) Увидев камень у внука, его разум будто серая пелена накрыла.
   Взяв в руки голубой бриллиант, Картье почувствовал резкую боль в сердце. Раньше подобного не испытывал.
Именно его младший внук  Пьер  начал распространять слухи о связанном с камнем проклятии. Сердце стало беспокоить Луи периодически.
  Чтобы избавить себя от проклятия, Картье придал голубому  бриллианту форму сердца. Хорошо не форму глаза. Сердце так сердце. Око Бхайравы было всё равно, как его воспринимают.
   Механизм разрушения, запущенный голубым бриллиантом,  было уже не остановить. Красный луч смерти настиг старого ювелира. Скончался Луи-Франсуа Картье в возрасте 85 лет.
   Его сын Альфред, особенно внуки  Жак, Луи и Пьер продолжили дело отца и деда,  стали  самыми знаменитыми ювелирами в мире.
"Бриллиант - красивый камень, но он молчит"
(Ольга Гуцул)
  А начиналось всё в  далёком 1817 году.
 Распрощавшись с армией, Пьер Картье открывает в Маре,  ремесленном квартале Парижа,  магазин по продаже   декоративных украшений для огнестрельного оружия и охотничьего снаряжения. Звёзд с неба не хватал, но семью создал. В 1819 году у Пьера родился наследник. Мальчика назвали  Луи-Франсуа. 
  С раннего возраста любящий отец заметил у сына незаурядные способности и любовь к творчеству, тогда и решил отдать его в ученики к парижскому ювелиру Адольфу Пикару. Пикар занимался изготовлением драгоценностей, модных новинок и дешёвых украшений.
 Матушка считала, что это просто ерунда, пустая трата времени. Была женщиной резкой, строптивой, естественно, высказала мужу своё мнение.
"Лучше отдать его оружейнику.  Занятие порохом намного прибыльнее, нежели работа с золотом. Ведь в порохе заинтересованы все вокруг, изделия же из золота - удел кучки богатой знати".
  Но месье Картье конечно же не послушал. Он был уверен, что золото и драгоценности прикрывают пороки. (2)  И настаивал на своём:
"На золото всегда будет  спрос. Ведь ювелирные украшения дополняют женщину, дают возможность ей почувствовать себя особенной".
  Мадам Картье ничего не оставалось, как согласиться.
   Более 10 лет юный Луи  с  огромным усердием набирался знаний и опыта, осваивал премудрости сложного ювелирного мастерства, копил деньги,  терпеливо ожидая своего часа.  И вот в 28 лет он выкупает мастерскую у бывшего наставника.
  Молодой мастер много времени уделяет частным заказам, в которых он полностью раскрывает себя, свой талант.
   Любовь к созданию чего-то нового, смелого и неповторимого стала той отличительной чертой, что привела Луи-Франсуа Картье на Олимп  славы. Но это будет чуть позже…(3)
   В стенах крохотной мастерской будущему королю ювелиров быстро становится тесно, поэтому в 1853 году Картье решает перебраться на площадь Палас-Рояль/ Place du Palais-Royal, в первый округ, который в то время считался самым модным кварталом Парижа. (4)
   Шестью годами позже Луи-Франсуа Картье открывает новый бутик на Итальянском бульваре/Boulevard des Italiens. (5)
"Картье... непревзойденный волшебник, который умеет превращать лунный свет в золотые нити"
(Жан Кокто)
  Не прошло и двух недель после открытия бутика, как на пороге магазина появилась изящная дама, от которой приятно пахло дорогими духами.
   Гостья придирчиво разглядывала творения мастера, то и дело вздыхала,  в конце-концов, приобрела три брошки. Позже Картье узнал, что его посетительницей была супруга суперинтенданта по изящным искусствам при дворе Наполеона III и ближайшая подруга принцессы Матильды, племянницы Наполеона Бонапарта. 
  Броши  так понравились императрице Евгении, что она вместе с Матильдой, узнав адрес ювелира,  всего за несколько лет  купили у Картье около ста пятидесяти  ювелирных изделий.
"Когда вам целуют ручки - это, конечно, очень приятно, зато браслет с бриллиантами и сапфиром остается навек"
(Анита Лус)
  Покупая очередное украшение  женщины рекомендовали  молодого ювелира друзьям и знакомым, точно зная: мастер никогда не повторяется и не поворится. 
"Это истинный художник, который не боится экспериментировать в поисках новых форм", - говорили они и улыбались в ответ на восхищённые взгляды.
  Популярность Картье, а вместе с ней и состояние неуклонно росли.  Его бриллиантовые бабочки, порхавшие в волосах придворных дам, и таинственные скарабеи, сиявшие на воротничках вельмож, представляли собой сочетание древнейших традиций ювелирного искусства и веяний современной моды.
"Каждый должен быть произведением искусства - или носить на себе произведение искусства"
(Оскар Уайльд)
  В украшениях, которые Луи-Франсуа Картье всегда создавал в единственном экземпляре, французский ювелир первым в своей области использовал платину. Безусловно, популярные в то время золото и серебро легче поддавались обработке, зато платина, требовавшая  высокого мастерства и огромного терпения, была гораздо прочнее своих драгоценных собратьев и выдерживала большее количество камней.
"Бриллианты восхитительно бесполезны. Их не съешь..."
(Мэтью Харт)
    Через 27 лет после открытия первой ювелирной мастерской Луи-Франсуа передаёт бразды правления своему сыну Альфреду, сыгравшему немаловажную роль в развитии и сохранении семейного дела.
   В 1898 году на помощь новому владельцу приходит старший сын Альфреда, один из трёх сыновей, 23-летний Луи, художник, аристократ по духу, женатый на венгерской княжне.
    В следующем году, на одной из самых знаменитых и самых дорогих улиц Парижа,  Рю-де-ля-Пэ, неподалеку от Вандомской площади, открывается  ещё один бутик.(6) Здесь  в наши дни находится главный дом и мастерские  фирмы Cartier.
     Мало кому удастся туда попасть. Но мы попробуем. Лифт поднимает нас к бронированному тамбуру, напоминающему вход в банк. Открываются двери. Мы но за ними не  сейфы и не  хранилища, а столы, за которыми работают ювелиры.  Именно здесь создают шедевры, которые украшают витрины Cartier по всему миру. (7) А также  украшения, которые увидит только заказчик. Что он будет делать с колье или браслетом дальше, чью шею или запястье они украсят -  даже мастер не узнает.
  Не менее двух третей заказов - уникальные украшения, на изготовление каждого из них требуется  очень  много времени.
 "Один браслет, -  говорит руководитель мастерской, -  может потребовать до 3 тысяч (!)  часов. Это очень и очень долго. Так долго не сможет ждать никто. Ни мастерская, ни тем более заказчик. Поэтому ювелиры трудятся одновременно над разными частями браслета, это командная работа".
  Но это не конвейер, а именно работа в команде, в которой трудится  50 мастеров разного возраста.
 "Они работают, как и все, восемь часов в день,- говорит руководитель мастерской. - Но делают перерывы по собственному выбору. Им нужна полная концентрация".
  И они с этим справляются. Ведь это настоящие мастера своего дела. Одни  работают с цветными камнями, другие - с бриллиантами, в том числе с цветными. А для бриллианта важны грани, фасеты, углы. Это настоящая геометрическая работа. Очень сложная, но всё же выполнимая.
 Каждый камень уникален, из этого и исходят мастера, работающие с самоцветами.
   После того как основа украшения отлита по восковой модели, золотую и платиновую структуру обрабатывают шлифовальщики и полировщики. Они выглаживают внешние поверхности и пропускают нити в отверстия, в которые встанут драгоценные камни.
   У Cartier собственные "сертиссеры" - специалисты, которые укрепляют драгоценные камни. Оправа должна быть безукоризненной.
  Вставив бриллиант в подготовленное отверстие, мастера обжимают его с шести сторон остриём тонкого шила. Металл чуть деформируется и закрепляет камень.
 В комнате у "сертиссеров" - приглушённый свет, ведь тяжело работать при постоянном бриллиантовом блеске. И полная тишина, потому что они оперируют с  ценными камнями, иногда рискуя их сломать, а нервы - не камни.
   Шесть нажатий для каждого бриллианта. Для того чтобы покрыть браслет, нужно 6 тыс. маленьких бриллиантов и 36 тыс. точных нажатий. После этого работа над каждым, чтобы идеально выгладить поверхность.
   Более крупные камни устанавливаются на "лапки" - и это ещё более сложный процесс, поскольку камень должен сидеть как влитой, иначе есть риск его однажды потерять.
  Если камень потерян, значит, он был закреплён не прочно. Но с изделиями Cartier этого практически не случается.
"Никаких повторов, только неожиданность"
(Анри Картье-Брессон)
  Работа ювелиров мало изменилась 1899 года,  когда на Рю-де-ля-Пэ был открыт бутик великой, без преувеличения, французской ювелирной марки. Появились новые технологии, компьютеры. Единственно, что  современно в мастерской - это новая оптика, новые лампы и свёрла, все остальные инструменты  те же, что использовали почти 120 лет назад.
  Как и тогда, работа полностью творческая. Есть рисунок дизайнера, но ювелир руководствуется лишь общими размерами, всё остальное - его творчество, его ответственность, его умения.
"Даже большой мастер не может обучить другого мастера: различные ключи подходят к различным замкам"
(Илья  Эренбург)
  Но вернёмся к истории ювелирного дома.
  Находясь на гребне головокружительного парижского успеха, Альфед решает расширить производство до международного уровня и подключает к работе, кроме Луи, двух других своих сыновей: Пьера и Жака.
  Луи возглавил отделение Cartier в Париже. Средний  Жак,  историк искусств, коллекционер, по настоянию отца выбрал Лондон. А средний Пьер,  мечтавший в юности о карьере посла, отправился за океан.
  Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши ещё в середине 1870-х годов.
  Войти в круги высшего общества Америки было совсем не просто, но Пьеру удалось: он женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей.
  Жак  в 1902 году  обосновался в центре  Лондона -  на Нью-Берлингтон-стрит.
   Братья Картье знали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия, вкусы. Поэтому они  выбрали хитрый ход - производство украшений, часов, предметов интерьера, которые маркировались не просто общим логотипом Cartier, а именовались Cartier Paris, Cartier New York, Cartier London.
  Английский филиал сразу же привлёк внимание королевской семьи. Сам  принц Уэльский  Эдуард VII  (8) заказал у Картье 27 диадем для церемонии своей коронации. Уже в  1904 году дом Cartier назначен официальным поставщиком английского двора.  Супруга Эдуарда VII,  королева Александра, купила ожерелье с индийскими мотивами позднее получает предложения от испанского..
   В 1904 году Картье получил ещё одно назначение в качестве поставщика для короля Испании Альфонсо XIII, позже от португальского, русского, бельгийского и других монарших дворов.
 1904 год в истории дома Cartier стал знаковым. Ушёл из жизни его основатель, величайший мастер своего дела, Луи-Франсуа Картье.
  Но эту дату принято считать годом создания первых наручных часов.
   По заказу своего давнего друга и пионера авиации Альберто Сантуша-Дюмона (9) Луи Картье создаёт знаменитую модель "Santos".
"Понимаешь, друг, - пожаловался лётчик. - Карманные часы на высоте сложно использовать. Найди альтернативу, которая позволила бы мне не отвлекаться во время управления самолётом. И  посмотреть сколько времени я в полёте."
   Луи Картье задумался над просьбой друга. Так появились часы с кожаным ремешком и маленькой застёжкой для ношения на запястье. 
"Даже самые дорогие в мире часы - не стоят одной секунды жизненного времени!"
(Петр Квятковский)
 Никто из братьев   не сидит на месте, много путешествуют.
  По просьбе своего брата Луи, Пьер отправляется в Россию, для исследования лучших земель и камней, конкурируя с Карлом Фаберже. В 1907 году  Картье  после своей первой  выставки-продажи   Гранд Отель Европа открывает филиал в Санкт- Петербурге.  Вскоре он был назначен официальным поставщиком царя России, Николая II. В планах было ещё открытие магазина в Индии.
 Отправляясь  в страны  Персидского залива, Пьер занимается поисками прекраснейших жемчужин.  В  Индии  убеждает многих махараджей заменить оправы своих разноцветных драгоценных камней на платиновые, изготовленные в студиях Лондона и Парижа по своим  эскизам.
   В   1909 году  дом  Cartier перебрался  на Нью-Бонд-стрит,  в элитный торговый  район Мэйфейр Лондона. (10)
  А  Пьер Картье открывает первый американский магазин Cartier - на Пятой авеню Нью-Йорка. (11)
  Пьер не знает, что осколок голубого бриллианта побывал и в России.
  В 1910  году он продал свой знаменитый бриллиант "Надежда"/Хоуп"  Маклин Эвелин. Это послужило укреплению его связей с клиентами из Нового Света, такими как Рокфеллер, Вандербильт, Гульд, Фord.
 О Маклин Эвелин будет отдельный рассказ...
  Вдохновляясь художественными течениями своего времени, дом Cartier постоянно экспериментирует в поисках новых форм и решений. Результатом такого поиска становится появление  в 1912 году часов "pendules myst;rieuses"/"таинственные часы", известных  как "Mod;le A".
   Через два года Cartier выпустит вошедшие в историю своим оформлением дамские наручные часы в корпусе круглой формы.
  Бриллианты и чёрные ониксы, использованные в отделке безеля,* сплетались в оригинальный узор, напоминающий пятнышки на шкуре леопарда.
* безель - поворотное кольцо на циферблате часов. Является простым аналогом таймера.
  Часы нуждались в особенном представлении публике.
   Луи Картье попросил популярного иллюстратора Жоржа  Барбье сделать плакат и приглашения для выставки этих наручных часов.
  Барбье изобразил свою знакомую, юную Жанну Туссен   с длинной ниткой жемчуга, ниспадающей до пят. У её ног лежала пантера.
  С тех пор мотив "taches de panthere"/ "пятна пантеры" стал одним из самых популярных в коллекции Cartier.

Девушка из "чёрной страны" или "Пантера" Cartier

"Говорят: глаза - это зеркало души. Но у многих они как запотевшее стекло: внутри, в душе, ещё тлеют угли чувств и надежд, а снаружи, в реальности, вовсю бушуют холодные ветра измен и предательств"
(Олег Рой)
   Жанна Туссен родилась в 1887 году в маленьком городке в индустриальном районе Бельгии. Его прозвали "чёрной страной",  здесь добывают уголь и производят сталь.
  Родители Жанны занимались производством кружева и, несмотря на бедность, в детстве девочку окружали мода и красота. Но когда отец умер, мать вновь вышла замуж, и отчим начал приставать к Жанне и её старшей сестре. Атмосфера в семье стала невыносимой, и девочки Туссен сбежали из дома: Жанна - в Брюссель, а Шарлотта - в Париж. (12)
   Жанне было тринадцать, когда она стала встречаться с мужчиной старше её на 40 лет -  графом Кенсона, французским аристократом и военным.
Он красиво ухаживал, был честным, искренним и благородным. За его спиной был богатый жизненный опыт, граф Кенсона знал, что хочет.
В нём была  особая привлекательность.
  Жанне нравилось в графе не только титул, но и внешность, осанка, военная выправка. В  детстве она не дополучила поддержки   и отцовской любви.
"Если девочка выросла без отца или он почти не принимал участия в ее жизни, вполне закономерно, что, став взрослой, она будет компенсировать недостаток отцовской любви в отношениях с противоположным полом"
(Элен Турони)
  Всё было бы хорошо, но через три года пара переехала из Брюсселя в Париж. Под давлением своего чопорного семейства граф оставил 16-летнюю Жанну, бросив её на произвол судьбы в "городе огней".
  Выжить помогла старшая сестра Шарлотта. Это как посмотреть.
В Париже начала XX века жизнь бурлила днём и ночью. Многочисленные кабаре призывали к доступной любви. Сёстры Туссен быстро нашли себя в среде кокоток, богемных художников и дизайнеров.
"Кокотка" в переводе с французского означает "курочка",  так называли женщин, живущих на содержании поклонников.
  Но это не просто падшие женщины. Ведь они были связаны с миром искусства: танцевали, пели, играли в театре, шили костюмы для сценических выступлений.
  Жанна занималась отделкой дамских сумочек, украшая их вышивкой, бисером и цепочками. Аксессуары от Жанны Туссен имели большой успех. Она была бойкой, задорной, с мальчишескими замашками и умела постоять за себя.
   Но однажды в жизни Жанны появился человек, который изменил её жизнь окончательно и бесповоротно. Вместе с  большой  любовью она получила богатство и успех.
   Туссен дружила с популярным иллюстратором того времени -  Жоржем Барбье. В 1913 году Луи Картье готовил выставку наручных часов.  Нужна была афиша, чтобы привлечь внимание. Картье попросил иллюстратора  сделать плакат и приглашения  на торжественное мероприятие.
    Работа была выполнена.  Луи влюбился и в плакат, и в Жанну.
"Моя маленькая Пантера", - называл он её с любовью, намекая на непокорный нрав и неуёмную энергию девушки. Высокая, остроносая, худая, она казалась некрасивой, но в ней был некий шарм, выработанный после общения с графом Кенсоном.  Жанна была бойкой, задорной, с мальчишескими замашками и умела постоять за себя
 Романтические чувства не помешали 40-летнему, недавно разведенному  Луи Картье разглядеть  в Туссен не только обворожительную женщину, но и профессионала, пригласив на работу. В 1916 году  Жанна Туссен присоединилась к дому Cartier в качестве руководителя отдела "Аксессуары"
Независимая, артистичная особа,  подруга Шанель, она стала легендой Парижа, драгоценностью с особым  вкусом и стилем.   Днём Жанна ходила в обычной матроске, дополняя ее невероятным "тигровым" манто, а вечером - в шёлковой китайской пижаме.
   Не случайно в конце 1920-х годов во французской столице даже возникло выражение "le gout Toussaint", или же "вкус Туссен", которое на самом-то деле, конечно, означало нечто гораздо большее, чем вкус. Это выражение обозначало современность, ведь Туссен реформировала многие старые принципы драгоценностей. Именно Жанна Туссен по прозвищу Пантера  ввела в моду жёлтое золото, индийские и монгольские украшения, существенно "перекроила" любимые броши, сделав их застежку более крепкой и легкой.
   В 1916  году в результате нескольких лет размышлений и исследований был разработан дизайн часов Tank. Форма и название часов повторяют английский танк.
 Часы стали олицетворением современного часового искусства. Совершенная механика этой модели идеально сочетается со строгой геометрией оформления.
    Подчеркнуть элегантность часов Ronde Solo de Cartier и Tank Solo Дом Cartier предлагает с помощью сменных ремешков классических нейтральных и глубоких ярких цветов. Это эксклюзивное предложение - только для часов из данных коллекций. Сменные ремешки можно заказать в момент покупки или позднее.
Слоган дома:
"Подберите цвет ремешка под ваше настроение: какой лучше всего подходит вам сегодня".
   Французский модельер Жан-Шарль де Кастельбажак (13) в еженедельном журнале Madame Figaro изобразил часы Tank в сопровождении пацифистского лозунга:
 "Если бы танки делал только Cartier, мы жили бы в мире".
   Американский художник, центральная фигура нью-йоркской богемы и легенда поп-арта Энди Уорхол (14) носил часы Tank, но никогда их не заводил. В одном из интервью он признался:
"Я ношу их не для того, чтобы узнавать время..." (15)
  Главное - обратить на себя внимание. Ведь стоимость часов колеблется от 183.000 руб. до 595.000 (розовое золото)
"Цену камням и другим подобным украшениям выдумали для того, чтобы можно было найти хоть какое-то применение большому богатству"
(Фрэнсис Бэкон)
  Жанна трудилась, не покладая рук. Роскошные аксессуары, выполненные под её руководством  -  сумочки, дорожные несессеры, портсигары, пудреницы из дорогих металлов, усыпанные драгоценными камнями, - не только отвечали последним тенденциям моды, но и опережали её, при этом оставаясь функциональными и удобными. Жанна отлично понимала потребности женщин.
  Благодаря Туссен на сумочках Cartier появились специальные крепления для шарфа, а отдельные модели сумок стали выпускать с длинной ручкой, позволяющей носить их на плече. К тому же она придумала более вместительные дамские сумки, в которые можно было положить, например, книгу, а не только пудреницу.
   Аксессуары от Жанны Туссен имели большой  успех. За часами с пятнистым орнаментом, выпущенными Луи Картье в 1914 году, последовала роскошная сумка-цилиндр Vanity Case. Картье заказал этот легендарный аксессуар в 1919 году специально в подарок для любимой Жанны. На крышке сумки красовалась черно-белая кошка.
"Стиль - это простой способ говорить сложные вещи"
(Жан Кокто)
   В 1924 году писатель, поэт, художник, режиссер - парижский интеллектуал и денди Жан Кокто попросил  своего друга Луи Картье   создать кольцо, которое объединило бы в себе три ипостаси любви - дружбу, любовь-страсть и верность. Было создано кольцо, состоящее из трёх неразделимых колец, выполненных из трёх  драгоценных металлов. Жёлтое золото символизировало дружбу, розовое - страсть,  платина - верность. Так появилось одно из самых знаменитых колец XX века - тринити, хотя название за ним закрепилось гораздо позднее - в 90-х.
    Кольцо было заказано  для Натальи Палей   - аристократки, манекенщицы и актрисы. Кольцо стало символом абсолютной любви и было гениально простым. Самое первое кольцо Жан Кокто носил на мизинце всю свою жизнь до самой смерти. (16)
  Это кольцо  от Картье не просто выпускается по сей день в течение уже более 90 лет - на его основе создана целая коллекция. Его носят и как кольцо, и как подвеску на цепочке, с 1927 года выпускаются и браслеты такого же типа.  Романтичность самой идеи о трех сторонах одного чувства привела к тому, что Trinity стало популярным кольцом для свадеб и помолвок. (17)
  В 1925 году иллюстратор Поль Жуве, известный своей серией рисунков к "Маугли" Киплинга, создал для дома Cartier эскиз
"У животных есть... благородная особенность..."
(Мишель  де Монтень)
   Жанну Туссен называли не только Музой Луи Картье, но и Пантера. Она закрепила за пантерой статус символа дома Cartier. Эта грациозная дикая кошка впервые появилась на эскизе иллюстратора Поля Жуве, который создал серию рисунков к сборнику рассказов о Маугли.
  Пантера ожила в самых разнообразных изделиях Cartier. Поначалу пантера была плоской, но в середине XX века обрела формы. В 1948 году ювелирный дом выпустил для графини Виндзорской впечатляющую трехмерную золотую пантеру, восседающую на большом изумруде.

Черна, как копь, где солнце, где алмаз.
Брезгливый взгляд полузакрытых глаз
Томится, пьян, мерцает то угрозой,
То роковой и неотступной грезой.

Томят, пьянят короткие круги,
Размеренно-неслышные шаги, -
Вот в царственном презрении ложится
И вновь в себя, в свой жаркий сон глядится.

Сощуривши, глаза отводит прочь,
Как бы слепит их этот сон и ночь,
Где чёрных копей знойное горнило,
Где жгучих солнц алмазная могила.
(Иван Бунин)
   Любовная линия Луи Картье и Жанны Туссен, вопреки сильным взаимным чувствам, не  увенчалась  браком: и снова из-за семьи жениха, возражавшей против неравного союза. Луи женился на венгерской аристократке,  в итоге не обрёл счастья в браке. А Жанна много лет спустя вышла замуж за барона, который пренебрёг мнением очередной несговорчивой семьи. Была ли она счастлива в личной жизни? Своих чувств она никому не показывала.
  Профессиональные, рабочие  отношения Картье и Туссен не закончились. Луи Картье высоко ценил свою бывшую подругу. В 1933 году, уезжая из Парижа в Будапешт со своей новой супругой, назначил Жанну креативным директором ювелирных изделий Cartier, то есть фактически передал ей руководство парижским отделением. (17)
  На этом посту Жанна оставалась вплоть до 70 годов XX  век. Благодаря её смелым дизайнерским идеям и умению находить подход к именитым клиенткам ювелирный дом процветал, Среди его преданных поклонниц значились Грейс Келли, Мона Уильямс, Уоллис Симпсон, Барбара Хаттон, принцесса Нина Ага-хан.
  Туссен серьезно повлияла не только на модели сумок, но и на ведущую линию ювелирного дома. Она экспериментировала с металлами, ввела моду на жёлтое золото.Появилась оригинальная  серия брошей в виде чёрных лаковых жуков,  позже - стрекозы, божьи коровки, розовые фламинго и райские птицы.
   В период оккупации Франции во время Второй мировой войны  ювелирный дом Cartier стал активным участником движения Сопротивления. Жанна Туссен создаёт брошь, напоминающую птицу в клетке, которая стала символом захваченного фашистами Парижа.
    Жанна бросила вызов и  выставила брошь "Птица в клетке"  в главной витрине магазина,  а проходящий мимо гестаповец заметил вещицу и раскусил подтекст. За эту отчаянную выходку Жанна оказалась под стражей, а её жизнь - в опасности.
  Избежать наказания и вернуть свободу  ей помогла близкая подруга -   Коко Шанель. В 1945 году,  по окончании войны, Туссен  выпустила вторую  символичную  брошь. На этот раз двери клетки были распахнуты, а птица, символизирующая непокорную Францию, - на свободе. Знаменитая брошь - "Освобожденная птица".
 "Если вы поймали птицу, то не держите ее в клетке, не делайте так, чтобы она захотела улететь от вас, но не могла. А сделайте так, чтобы она могла улететь, но не захотела"
(Ошо)
   Луи Картье и его младший брат Жак  умерли в 1942  году.  Пьер пережил братьев на 23 года и скончался в 1965 году.
  Компания династии Картье чуть не выскользнула из рук её наследников. Дочь и племянник ювелира решили, что будет лучше продать бизнес.
    В 1968 году дом Cartier переходит в руки промышленника Роберта Хока.
В 1972 году группа инвесторов, взявшая под свой контроль компанию Картье в Париже, поставила  Роберта Хока председателем.
  Одно время марка даже потеряла своё название и стала именоваться Les Must de Cartier. Однако, это продлилось недолго, Картье все же вернулась на рынок и по-прежнему бережет свою репутацию и имя.
  Традиции Сartier оставались неизменными, но  в коллекциях чувствовалось веяние модернизма и молодежного стиля.  Появились новые линии не совсем ювелирных изделий: часы ярко-красного цвета, изделия из кожи, духи, ручки, штампы.
Первый бутик Картье был открыт в  Биарриц.*
* Биарриц - элегантный город на юго-западе Франции, расположенный вдоль Берега Басков. С XIX века это место стало популярным курортом. Именно тогда в город начали приезжать представители европейской аристократии.
 Флаконы духов,  зажигалки и ручки от знаменитого бренда пользовались бешеным успехом в светских кругах.
 Галантерейные аксессуары "Must de Cartier", впервые появившиеся на рынке в 1973 году, самим своим названием заявили, что должны быть в арсенале каждого человека, следящего за модой.
  Изделия Cartier появляются  в Сингапуре - на островах в Юго-Восточной Азии.
"Рука сама по себе - золотой браслет"
(Армянские пословицы и поговорки)
 После смерти Роберта Хока в 1979 году управление компанией Cartier
переходит в руки одного из инвесторов предприятия Жозефа Кануира, который объединяет все филиалы под вывеской Cartier Monde/Мир Картье. А также вводит в дело свою жену Мишлин Кануир, возглавившую отдел "Haute-Joaillerie/Высокие ювелирные изделия".
"Когда вы смотрите на украшение, вы видите лишь камни, золото, огранку и шлифовку. Ювелир видит целую историю"
(Джованни Лоренцо Бернини)
   Став эталоном французской элегантности, дом Cartier активно занялся благотворительностью. В 1984 году была основана ассоциация Fondation Cartier, которую возглавил Ален-Доминик Перрен. Он присоединился к дому Cartier ещё в 1968 году, а с  1981 года занимал пост президента Cartier International.
   Цели ассоциации Fondation Cartier:  стимулирование развития современного искусства и его понимания  с помощью дизайна, фотографии, моды и киноиндустрии.
"Мы не работаем, мы получаем "трудное удовольствие", - сказал когда-то Анри Картье-Брессон - фотограф, мастер реалистичной фотографии XX века, однофамилец братьев Картье.
"Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…"
(Анри Картье-Брессон)
   Одной из самых важных дат в истории развитии марки Cartier  является 1999 год, когда компания стала частью швейцарской корпорации Richemont, мирового гиганта в сфере производства предметов роскоши. Такое динамичное развитие не помешало марке остаться верной традициям  дома Cartier. (17)
   Открытие швейцарской мануфактуры в 2001 году,   переиздание легендарной модели часов Tank в 2002 году и обновление линии Panthеre в 2003 году параллельно с развитием других направлений таких, как галантерея и парфюмерия не только укрепило имидж Cartier, но и продемонстрировало неустанное стремление к постоянному развитию с бережным сохранением всех исторических традиций бренда.
"Повседневные украшения и те, которые достойны быть фамильными драгоценностями, разные. Есть вещи вне времени. Их легко узнать  - по ним невозможно определить, когда они были сделаны"
(Ольга Гуцул)
  Бутики дома  Cartier были открыты в 20 странах мира.  Самые большие и сегодня располагаются в Нью-Йорке, Милане, Беверли-Хиллз, Риме, Бостоне, Сан-Франциско, Токио, Париже, Шанхае и Ванкувере. В настоящий момент  компания работает под брендом Cartier S.A.
  В 2014 году бренд Cartier (часы) оценили в 2,9 млрд швейцарских франков. Это заслуженное третье место среди производителей швейцарских часов. (19)

"Энциклопедия"  украшений Cartier

"Меня раздражают одинаковые вещи у подружек, сочетание шорт с бриллиантами и красивые украшения на недостойных этих украшений женщинах"
(Ольга Гуцул)

    Большой розовый бриллиант весом в 23.6 карат был обнаружен на шахте в Танзинии, принадлежавшей канадскому  доктору Джону Уильямсону. Найденный  камень был назван в его честь.
   1947 год. Уильямсон подарил бриллиант принцессе Елизавете в качестве свадебного подарка.
   1953 год. В ювелирном доме Cartier изготовили из розового бриллианта   брошь в виде цветка жонкиль/нарцисс.
  1928 год. Американская бизнес-леди, светская львица и владелица компании General Foods Марджори Мерривезер Пост приобрела в доме Cartier серьги, которые когда-то носила королева Франции, Мария-Антуанетта. (20)
  1950 год. Голливудская актриса, Глория Свенсон однажды появилась на Бульваре Сансет в двух браслетах из бриллиантов и горного хрусталя, которые она приобрела у Картье в 1930 году. (21)
   1955  год. Дом Cartier создал меч для избрания Жана Кокто во Французскую академию.
    1957 год. Барбара Хаттон - американская светская львица,  приобрела в доме Cartier брошь тигра из желтого золота, оникса и бриллиантов в форме цветка жонкиль. (22)  Хаттон обладала настоящими сокровищами. На протяжении многих лет она покупала картины и скульптуры старых мастеров. Барбара также лично приобрела произведения Фаберже, коллекцию фарфора и украшений, некоторые из которых прежде принадлежали Марии-Антуанетте и императрице Евгении. Она также владела бриллиантом величиной в сорок карат, получивший имя "Паша".
"Моя слабость - это украшения. Комбинируя роскошь и повседневность, я создаю свой собственный стиль!"
(Лили Коллинз)
  1968  год.  Мексиканская актриса Мария Феликс заказала Картье изготовить бриллиантовое колье в виде змеи.(23)
   1969 год.  Роберт Кенмор, председатель компании Cartier, приобрёл на аукционе  грушевидный бриллиант "Тейлор-Бёртон" весом  69,42-карат (13,884 г).
   Необработанный алмаз был найден на шахте Premier Mine в ЮАР, недалеко от Претории. Он весил 241 карат (48,2 г), его огранкой занялся знаменитый американский ювелир Гарри Уинстон.
   Мастер придал бриллианту форму груши. Вес в результате оказался почти в три раза меньше -  69,42 карата. В 1967 году бриллиант приобрела  Анненберг Эймс - сестра американского посла в Великобритании Уолтера Анненберга, миллиардера и издателя.
   Дама постоянно жаловалась, что страховка бриллианта обходится ей в 30 тыс.долларов. Выходить же  в свет с этим бриллиантом она могла  не чаще 20 раз в году. Эймс решила продать бриллиант с аукциона. Аукцион был назначен в Нью-Йорке на 23 октября 1969 года. (24) 
  Драгоценностью заинтересовалась актриса Элизабет Тейлор. Она специально отправилась посмотреть на него в Швейцарию, где его показывали до продажи. Муж актрисы, актёр Ричард Бёртон, решил, что его максимальная ставка составит $1 млн. (25) 
   Аукцион стартовал с $200 тыс., желающих оказалось довольно много. Когда цена возросла до $500 тыс., участников аукциона осталось всего девять, на уровне $650 тыс.только  двое.
   Когда цена выросла до $1 млн, представитель Бёртона сдался. Среди проигравших оказались султан Брунея и Аристотель Онассис. Победил же Роберт Кенмор из Kenmor Corporation, материнской компании ювелирного дома Cartier, заплатив за бриллиант  $1,05 млн.
   На следующий день Бёртон  обратился к своему адвокату с поручением:
"Вы должны выкупить у  Cartier бриллиант за любую цену! Хоть $2 миллиона!"
   2 миллиона долларов платить не пришлось. Бёртону бриллиант достался за $1,1 млн. и был подарен Элизабет Тейлор.
  Бриллиант Тейлор-Бёртона был застрахован в Lloyd’ of London на $1 млн. Условия страховки оказались  очень жёсткими:
1. Тейлор могла носить бриллиант только 30 дней в году.
2. При появлении с ним на публике актрису должна была сопровождать вооруженная охрана.
3. Бриллиант должен храниться в банковском сейфе.
"Я никогда не думала о своих драгоценностях как о трофеях. Я здесь, чтобы заботиться о них и любить их, потому что мы всего лишь временные хранители красоты"
(Элизабет Тейлор)
  Июнь 1979 года. После развода с Бёртоном Тейлор продала бриллиант нью-йоркскому ювелиру Генри Ламберту за $5 млн. За 10 лет цена розового бриллианта возросла почти в 5 раз!

Камням дано подольше сохраниться,
Чем времени подвластной красоте,
Но жизнь ли в них пламеньем заискрится,
Когда б не взор изнеженный в мечте?
Лишь нам дано глазами вдохновенья,
Познать сердца и чудные каменья...
(Нелли Русинко)

(1) Луи-Франсуа Картье (1819 - 1904) - французского ювелир,  основатель фирмы Cartier. Его называли "ювелиром королей и королем ювелиров"
Сын Альфред (1841-1925), внуки:  младший Пьер (1878-1965), средний Жак
и старший Луи (1875-1942)
(2) Овидий
(3) watchinvest.ru
brand Сartier
(4)  Пале-Рояль, Пале-Руайаль (фр. Palais Royal - "королевский дворец") - площадь, дворец и парк, расположенные в Париже напротив северного крыла Лувра. Place Palais Royal,  Place - фр.место
(5)  Итальянский бульвар входит у число четырех "Больших бульваров" Парижа, протянувшихся с востока на запад. Происхождение названия связано с Итальянским театром, который был построен здесь в 1783 году незадолго до Французской революции (сейчас на его месте находится театр "Опера-Комик"). В течение всего XIX века Итальянский бульвар был излюбленным местом встречи представителей парижской богемы, которые собирались здесь вплоть до начала Первой мировой войны.
(6) Рю-де-ля-Пэ - улица в центре Парижа. Расположена во 2-м округе Парижа. Начинается от Вандомской площади и заканчивается около Оперы Гарнье. Улица была проложена в 1806 году по территории бывшего монастыря капуцинок
(7) Ювелирные мастерские Cartier
перевёл с французского Алексей Тарханов
 1991–2020 АО "Коммерсантъ"
(8) Эдуард VII (9.11. 1841 - 6.05.1910) -  король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, император Индии c 22 января 1901 года и вплоть до своей смерти 6 мая 1910 года, австрийский фельдмаршал (1 мая 1904), первый из Саксен-Кобург-Готской (ныне Виндзорской) династии.
(9) Альберто Сантос-Дюмон (20.07. 1873 - 23.07.1932) - пионер авиации. Родился и умер в Бразилии, однако большую часть взрослой жизни провёл во Франции. Его достижения в авиации совпали со временем его проживания в Париже.
(10) Нью-Берлингтон-стрит - улица в центре Лондона
    Бонд-стрит -  с XVIII века улица элитных бутиков и магазинов в лондонском районе Мэйфэр. Одна из главных улиц торгового района Вест-Энда, наряду с близлежащими Риджент-стрит и Оксфорд-стрит. Формально единой Бонд-стрит не существует. Формально состоит из южной "старой"  и северной "новой" частей, которые примыкают к Оксфорд-стрит и Пикадилли
(11) "История ювелирного дома Cartier'"
m.spletnik.ru
(12) Откуда  у CARTIER появилась ПАНТЕРА сайт Russian Roulette
Жанна Тюссен (1887-1978) - ювелир - дизайнер
(13)  Жан-Шарль  маркиз де Кастельбажак (род. 28.11.1949) - дизайнер одежды. Он пользовался международным успехом с некоторыми из своих творений, в том числе с плюшевыми мишками, которые носила поп-звезда Мадонна.
  Дизайнер также предложил платья в виде долларовой купюры и золотой кредитной карты, наряды с изображениями Энди Уорхола.
28 ноября 2012 года в московской галерее "Метрополь" открылась выставка Жан-Шарля Кастельбажака под названием «Сумерки невинности». Дизайнер представил более 50 своих графических работ.
  2013 год Жан-Шарль де Кастельбажак преподает в Венском университете и в Центральном колледже искусства и дизайна им. Святого Мартина в Лондоне
(14) Энди Уорхол (6.08.1928 - 22.02.1987) -  американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом
(15) Tank Solo сайт www.ru.cartier.com
(16)  Жан Мормс Эжен Клеман Кокто (5.07.1889 - 11.10. 1963) - французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур французской культуры XX века.  В  1932- 1934 годах жил с русской актрисой, княжной Натальей Павловной Палей. Пара рассталась после того, как Палей потеряла ребёнка от Кокто
   Княжна Наталья Павловна Палей (5.12.1905 - 27.12. 1981) - французская манекенщица и актриса, внучка императора Александра II.
  "Тринити Картье  - кольцо Жана Кокто"
(17) Украшения. Откуда у CARTIER появилась  ПАНТЕРА
russianroulette.eu/
(18) Анри Картье-Брессон (22.08.1908 - 3.08.2004) - французский фотограф, мастер реалистичной фотографии XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики, представитель документальной фотографии.
(19) Краснов Евгений 08.04.2018
Cartier: история самого популярного ювелирного дома greatlove.ru/
читайте: ВикиЧтение
"Реликвии правителей мира"
Николаев Николай Николаевич
(20) Марджори Мерривезер Пост (15.03.1887 - 12.09. 1973 года) -  Потратила большую часть своего состояния на коллекционирование произведений искусства, особенно дореволюционного русского искусства, большая часть которого теперь выставлена в Музее Хиллвуд, расположенном в её бывшем поместье.
(21) Глория Джозефина Мэй Свенсон (27.03.1899 -  4.04. 1983) - американская актриса, продюсер, икона стиля своего времени и одна из самых ярких и окупаемых звёзд эпохи немого кино, актриса театра и телевидения.
(22) Барбара Вулворт Хаттон (14.11. 1912 - 11.05. 1979) - американская светская львица, прозванная газетчиками "бедной маленькой богачкой".
Провела последние годы жизни на грани нищеты из-за своей наивности и безграничной щедрости.
(23) Мария де лос Анхелес Феликс Гуэренья (8.04.1914 -  8.04.2002) - мексиканская киноактриса, модель, натурщица, крупнейшая актриса золотого века мексиканского кино - 1940-1960-х годов. Помимо Долорес дель Рио, считается "самым красивым лицом мексиканского кино".
Долорес дель Рио (3.08.1905 - 11.04.1983) - мексиканская актриса, ставшая популярной в Голливуде в эпоху немого кино.
(24) журнал "Коммерсант" "Деньги". Приложение №26 от 06.06.2019, стр. 24
(25) Дама Элизабет Роузмонд Тейлор (27.02. 1932  - 23.03. 2011) - англо-американская актриса, "королева Голливуда" периода его расцвета, трижды удостоенная премии "Оскар". Первая актриса, чей гонорар за роль Клеопатры в самом дорогом пеплуме Голливуда составил миллион долларов.
    Ричард Бёртон, урождённый  Ричард Уолтер Дженкинс-младший (10.11. 1925  - 5.08.1984) - валлийский актёр, семикратный номинант на премию "Оскар" а также обладатель "Золотого глобуса", "Грэмми",  "Тони" и "BAFTA". На пике своей популярности в 1960-е годы Бёртон считался одним из самых высокооплачиваемых актёров Голливуда.