Между Канадой и Украиной

Владимирова Екатерина Леонидовна
- А Вы откуда английский знаете? Я-то знаю, потому что в Канаде одиннадцать лет прожил. В школе-то мы иностранных языков не учили. Я ж из деревни, из Полтавской области, кому там английский язык нужен? Может, и была когда-то учительница, но, когда я ходил в школу, у нас такого предмета не было. Ну не было – и всё тут. Математика, физика, история, химия, литература русская, литература украинская, даже физкультура – всё было, а вот иностранного языка не было.
А зачем в украинской деревне иностранный язык? Это теперь все по заграницам ездят, а тогда разве мог я подумать, что окажусь за океаном?
 Я после школы профессию получил хорошую, я сварщик высококвалифицированный, у меня всегда работа была, и зарабатывал я всегда очень неплохо. Со своими руками да с такой специальностью - всегда был при  деле. Один раз с начальником у меня конфликт вышел принципиальный – так я заявление об уходе положил в одночасье, а на следующий день у меня уже было три предложения. Вот какой  я был сварщик! И семья у меня была, всё как полагается: жена, двое детей: сын и дочка. Дом построил, сад заложил, всё, как у людей, и даже лучше. Всё хорошо было, пока не кончился Советский Союз.
Вот тут и работа кончилась, предприятия стали разоряться одно за другим, и жена начала демонстрировать недовольство, а про тёщу и говорить не стану. Столько было скандалов и неприятностей, что если начну рассказывать – к утру не закончу. Так что опущу эту часть моей биографии как самую огорчительную.
В общем, попал я в Канаду. Конечно, не сам я туда собрался ехать – у меня и в мыслях такого не было. А вот приятель один туда раньше меня уехал и устроился неплохо. Написал мне: приезжай, мол, с твоим руками тут можно жить, работа будет всегда. Я и поехал.
Но не с женой. С женой у меня к тому времени стало совсем плохо, потому что денег от меня не было. И дело не только в том, что их не было, а в том, что она связалась с одной организацией. Слышали про такого бога – Иегову? Вот она туда вместе со своей мамашей и подалась. Ну, и меня, соответственно, тоже туда тянули. А я ни в какую.  Дома скандалы: я во грехе погряз и всё такое. Кроме того, там тоже денег требуют. Положено десятину сдавать, то есть десять процентов от всех заработков. Я ей говорю: от нуля посчитай десять процентов – нуль и получится. Но нет, она всё равно требует денег и себе, и этому Иегове. Так и разошлись. Она меня еретиком звала, поскольку я православный. Хотя какой и православный? Верить-то я верю, но в церкви-то бываю раз в год по обещанию, так что…
Так вот, вернёмся к Канаде. В Канаде я, конечно, устроился, но не сразу. Потому что языка не знал. Чтобы хорошую квалифицированную работу получить, нужно общаться: и с начальством, и с заказчиками. Общаться не на пальцах, а так, чтобы и я их правильно понял, и они меня правильно поняли. Там же детали важны, нюансы. Поэтому я два года на заправке работал, пока по-английски выучился сносно говорить, а главное – понимать. Но жить было можно, хотя жил скромно, не скрою. Ничего себе не позволял лишнего, но язык учил старательно, даже на платные курсы ходил.
А когда стал по-ихнему общаться – сразу работа поменялась. Мою квалификацию там оценили, так что девять лет я работал исключительно по специальности. Проблем с законом у меня не было, работодатели меня уважали всегда. У них же у всех узкая специализация – так их учат. А у меня – широкий профиль: и то могу, и это умею. Так что не скажу, что я там был нарасхват, но без работы никогда не сидел и даже был выбор. В общем, жил я себе да  радовался. И я бы так и жил в Канаде, если бы не мама…
Мать у меня в Полтаве заболела. Я ей и денег присылал, и писал, и звонил, но разве это заменит живого сына? А тут она себе в голову вдолбила, что ей помирать скоро. Хочу, пишет, тебя перед смертью обнять. Я ей денег на лекарства высылаю, прошу, чтобы сходила к хорошему доктору, а она своё: хочу перед смертью обнять сыночка. Ну, я и собрался. А заодно решил крюк сделать, полететь через Москву. У меня под Москвой друзья живут, служили когда-то вместе. Дай, думаю, заеду к ним, пообщаемся. Ведь я как в Канаду улетел, так ни разу не встречались. Ну, и приехал.
Москва – сами знаете - город дорогой. Остановился я в хостеле, чтобы подешевле было. Но это только называется на западный манер - «хостел», а на самом деле натуральное общежитие, причём самого низкого пошиба. Меня там в первый же день обокрали. Деньги все наличные забрали – это ладно, у меня основная сумма на карточке была – но украли паспорт с открытой визой. В этом главная проблема!
Я, конечно, написал заявление в полицию, но эти ребята съехали в тот же день, и их ищут до сих пор. Оказывается, там целая группировка работала, про них в полиции знали, но найти так до сих пор и не смогли. Но даже если бы нашли – паспорта-то нету!
Я – бегом в канадское консульство – помогите, у меня ж вид на жительство оформлен! Они кивают головой: да, без вопросов, только несите паспорт. А где я паспорт возьму? Московская полиция  паспорта мне выдать не может, я ж гражданин Украины!
А на Украине государственный переворот!  Если я сунусь хотя бы в консульство – меня схватят под белы рученьки – и в АТО отправят, по своим стрелять. Короче, попал я как кур в ощип, зажат в России между Украиной и Канадой и не могу ни туда, ни сюда.
Так вот и живу со справкой о том, что у меня паспорт  украден, московская полиция меня в лицо знает, уже документы и не спрашивают. Правда, одно время появился молодой участковый, очень наглый, всё хотел меня депортировать.
Я ему говорю:
- Парень, ты меня депортировать, конечно, можешь. Только мне ж на границе дадут автомат и заставят по тебе стрелять. Или по твоему брательнику, который в донбасском ополчении. Оно тебе надо?
Участковый почесал в затылке, и с тех пор не наглеет. Вот так.
А работа? – что работа? Вот с тех пор я грузчиком и работаю. Два с половиной года. Бригадир меня ценит, потому что я непьющий и работы не боюсь. У меня сменщик, Вася, так он, когда с бодуна, передвигается, как варёная муха. А я всегда в форме. Почему не по специальности работаю? А потому на хорошую работу меня со справкой не возьмут, а тут меня всё устраивает. К тому же часто с людьми разными общаться приходится. Вот как с Вами теперь, например. Это интересно. Живой человек интереснее металла.
Маму только жалко. Никак она меня не дождётся. Я уж думал, чтобы она ко мне в Москву приехала, но она только руками машет: боится. Ей же там по телевизору говорят, что мы враги, что её по пересечении границы ссадят с поезда – да в чёрный воронок.  Она всё болеет, всё жалуется, что скоро ей помирать. Но я думаю: может, и хорошо, что не приехал я к ней? Ведь она верит, что не помрёт, не обняв меня. Значит, проживёт дольше. Пока вся эта заваруха на Украине не закончится. Но должна же она когда-нибудь закончиться, как Вы думаете?