Страна Добрых делателей

Владимирова Екатерина Леонидовна
Я много скитался по свету в поисках Бога и видел много добрых и злых людей. Всех встречных я расспрашивал о том, знает ли он Бога и может ли свидетельствовать о нём. Ответы были разные: и прямые, и уклончивые, и каждого я выслушивал с интересом, потому что мне было важно всякое мнение. Я услышал много разных речей, и в каждой я искал крупицу истины. Однажды встречный человек сказал мне, что мне следует посетить Страну добрых делателей, что там я скорее всего найду то, что ищу.
- Что же это за страна? – удивился я. До сих пор я ничего о ней не слышал.
- Это удивительная страна! – с восторгом в голосе отвечал мне человек. Мне стало понятно, что он знал об этой стране очень много хорошего. – В ней живут только добрые делатели. Я верю, что ими двигает Бог, ведь Бог – это любовь и благо. В той стране все, все без исключения делают добро. Там по-другому жить нельзя, ибо злодеи, завистники, недоброжелатели изгоняются оттуда. Поэтому им приходится меняться, если они хотят в этой стране жить.
- Мне непременно нужно посетить эту страну! – воскликнул я.
- Я так и подумал, - откликнулся мой собеседник, и он рассказал мне, как туда добраться.
Я шёл туда очень долго, преодолевая разные преграды, созданные как природой, как и людьми. Однако моё желание попасть в Страну добрых делателей было так велико, что, какие бы сложности ни встречал я в пути, - я успешно справился со всеми. И наконец, я прибыл в ту прекрасную страну.
Конечно, я сразу понял, что там живут только истинно добрые люди. Каждый старался мне помочь и посодействовать в моих делах. Мне подсказывали дорогу, меня угощали хлебом и овощами, приглашали к столу, когда я заставал людей за трапезой, оставляли в доме на ночлег, приглашали на свадьбы и другие радостные события… в общем, везде меня встречали улыбкой и добрыми словами и делами. В какой-то момент мне показалось, что добрые делатели соревнуются друг с другом в том, кто лучше и больше принесёт блага.
В столицу Страны добрых делателей я попал как раз накануне большого праздника. В городе было большое оживление: жители убирали дома и улицы цветами, на балконы вывешивали разноцветные гирлянды, на площадях готовили столы с угощением. Радостная предпраздничная суета охватила всех. Я зашёл в гостиницу, и мне сообщили, что по случаю большого праздника с меня не возьмут денег и накормят совершенно бесплатно, потому что такой праздник случается не каждый день, а в такой праздник не сделать хорошему человеку благо – просто невозможно.
- Что же это за особенный праздник? – поинтересовался я у хозяина гостиницы.
Мне  рассказали, что их царь учит молодых людей делать добро и приносить людям благо, учит их много лет, а раз в пять лет устраивает им испытание. Это испытание – большой праздник для всех, и собираются все жители города, а молодые делатели добра перед лицом всех сограждан и самого царя рассказывают о тех добрых делах, которые они сделали. В конце праздника царь выбирает Самого Доброго Делателя, и все вместе празднуют и ликуют по случаю торжества добра в мире.
- Какой замечательный праздник! – ответил я и подумал, что сам Бог, наверное, привёл меня в эту страну именно в этот день. Ведь я смогу быть свидетелем торжества добра – разве это не большая радость?
Я прогулялся по столице, познакомился с жителями города и пообщался с ними. Каждый рассказал, что у него есть родственник, или сын друга, и или просто знакомец, который должен назавтра держать слово перед царём. Каждый из жителей имел своего фаворита и желал ему стать Самым Добрым Делателем. Я был поражён тем, насколько все люди горели желанием приносить благо – и действительно приносили его.
Наутро хозяин гостинцы разбудил меня с рассветом, как я и попросил его, чтобы вместе со всеми жителями прийти на  главную площадь города. На площади перед царским дворцом было построено возвышение, украшенное цветами и лентами. На возвышении стояло высокое кресло, увитое плющом, - это было седалище для царя. Толпа собиралась вокруг возвышения, причём каждый не старался продвинуться поближе к царю, но в первую очередь предлагал продвинуться своему соседу. Такие добрые люди жили в этой стране. Я занял место не слишком близко и не слишком далеко – так, чтобы хорошо видеть и слышать всё, что будет происходить в этот день.
Когда площадь заполнилась народом, вперёд вышли глашатаи и протрубили в трубы. Праздник начался.
К народу вышел царь Страны добрых делателей. Это был красивый высокий седой мужчина. Несмотря на то, что его волосы были убелены годами, на лице его не было ни одной морщины -  весь его вид свидетельствовал о том, что неприятные чувства, заставляющие человека носить гримасу неприязни, не были ему знакомы. Царь подошёл к краю возвышения, чтобы быть ближе к людям, и сообщил о том, что праздник начался. После этого он занял своё кресло.
Затем снова вышел глашатай и провозгласил первого доброго делателя, проходящего испытание. Это был молодой человек с упрямым лбом, который выдавал в нём очень упорную личность. Сразу было понятно, что любая преграда, вставшая перед ним, будет преодолена. Молодой человек оказался строителем. Он рассказал, что выбрал своим добрым делом строительство канала, который он провёл в засушливую область своей страны. В этой области были прекрасные плодородные почвы, но дождевые облака туда заходили редко, отчего земля не плодоносила. После того, как по построенному им каналу вода пошла туда, земля насытилась влагой, и жители уже сняли первый богатый урожай. Теперь там, где была безводная степь, люди закладывают прекрасные сады, способные цвести и плодоносить. Жители когда-то безводного края прислали доброму строителю письмо, полное искренней благодарности.
Этот рассказ тронул сердца жителей страны до глубины сердца, и они долго одобрительно аплодировали молодому строителю.
На сцену вышел другой юноша. Он оказался певцом. Это меня весьма удивило, ибо я привык считать этот вид искусства скорее развлечением, чем благом. Он сказал, что его добрым деланием было пение, потому что он научился такому чудесному извлечению звука из своего тела, которое в сердцах людей пробуждает любовь и радость, точно пение ангелов в раю. Во многих городах и странах восторженные слушатели, исполненные блаженства и любви, рукоплескали ему. Он говорил недолго, а потом запел – и пение его действительно вызывало слёзы радости и чувство великого блаженства, и это я пережил на себе. Я понял, что такое пение может быть истинным благом для людей, поскольку может смягчить даже сердце отъявленного злодея.
Зрители вознаградили прекрасного певца не только овацией, но и слезами, истекающими из их глаз.
После певца на сцену вышел молодой хирург. Он рассказал, что научился способу обезболивания при сложных операциях. Он специально для этого путешествовал в далёкую восточную страну, где у людей глаза узки, а у мужчин почти не растёт борода. Он постиг хитрую науку снятия чувствительности с болеющих органов при помощи тонких иголок, втыкание которых в тело не мучительнее, чем укус комара. Зато после этого можно совершать хирургическую операцию, не принося никаких страданий больному. Эта добрая новость вызвала особенную радость у тех людей, которые страдали от каких-то болезней, или имели больных родственников. Многие страдальцы, которые испытали безболезненные операции на себе, присылали ему письма, полные слов признательности.
За хирургом последовал добрый муж, который собирал по всему свету сирот, оставшихся без попечения родителей или иных старших родственников, и находил для них новых родителей, которые брали на себя заботы об их вскармливании и воспитании. Люди плакали, когда он рассказывал, в каком плачевном состоянии находил он иных младенцев и как ныне благоденствуют они и их новые семьи. Некоторые из этих бывших сироток, вновь обретшие радость жизни, были тут же на площади со своими близкими. Сидя на плечах у старших, они махали руками доброму делателю, изменившему их судьбы, и приветствовали его.
Был ещё добрый делатель, который проповедовал Бога диким людям. Он прожил несколько лет среди племени, которое привыкло пребывать в жестокости и враждебности друг к другу и всем окружающим. Этих немногих лет оказалось достаточно, чтобы дикари ужаснулись своей прежней жизни и, раскаявшись в своих злых делах, приняли Бога. Ныне они живут в любви и согласии, избегают ссор с соседями и стремятся делать добрые дела.  Ныне они почитают Бога и желают того же своим соседям.
Был учитель, который в несколько дней научал детей умножению, совершенно не заставляя их зубрить таблицу. Они делали это радостно, играючи, и постижение тайны чисел происходило как бы незаметно для них самих. Его ученики показывали чудеса образованности, и к концу первого году ученичества они производили все действия над большими числами, состоявшими их шести знаков и шести знаков после запятой – и всё это проделывали в уме, ничего не записывая.
Был садовод, который вырастил удивительную яблоню. Плоды её были не только сочнее и слаще обыкновенных, но также существенно крупнее. Главным свойством таких плодов была непривычная сытность: одного яблока хватало, чтобы накормить семью с всеми чадами и домочадцами.
- Если мы распространим эти деревья в других странах, - говорил добрый садовод, - в мире исчезнет голод, а вместе с ним исчезнут зависть и недоброжелательство. Наступит золотой век доброго делания! – предрёк он, подавая царю на блюде сияющий плод. Такие же плоды разносили зрителям на площади девушки в венках из нежных розовых цветов. Люди пробовали яблоки и дивились их чудесному вкусу и необыкновенной сытности. Их восторженные возгласы заполнили площадь, и в конце концов все дружно зааплодировали.
Был там также добрый делатель  могучего роста и исполинской силы. Когда я увидел его, то подумал, что в другой стране он был бы великим воином – но Страна добрых делателей не вела войн, поэтому этот молодой муж ездил по другим землям и везде, где наблюдал зло или жестокость, защищал несправедливо обиженных. Посмотрев на его грозный вид, я понял, что это было наверняка нетрудно, если только обидчики не выступали целым отрядом. По- видимому, именно так и происходило, потому что добрый силач честно признался, что, увы, не всех обиженных у него получилось защитить. Зато те, кто спрятался за его могучей спиной, выражали ему великую признательность. Кого-то он спас от нападения грабителей, кого-то – он неправедного суда, кого-то – от обычных насмешек или словесных издевательств, которые, как я знаю по себе, ранят больнее меча.
Мне пришло в голову, что если бы таких честных и добрых защитников было много по белому свету, мир был бы прекраснее. Однако этот добрый делатель пока был всего один.
Последним на возвышение вышел очень тихий и тщедушный юноша. Он сказал царю:
- Увы, великий царь,  я знаю, что не выдержал этого испытания. Я ничего доброго не сделал, что бы могло быть замечено и одобрено. Прости меня, я не справился и не могу считаться добрым делателем.
Царь нахмурился.
- Я разгневан, - сказал он, - Ты хочешь выглядеть скромным и честным, и это достойно похвалы,  но почему ты решил за меня? Расскажи, чем ты занимался последние несколько лет, и я определю, можно ли считать тебя добрым делателем.
Юноша покраснел до кончиков ушей.
- Прости меня, великий царь, - тихо сказал он. – Я расскажу, что я делал. Я пошёл вослед за силачом, которого все только что одобрили как защитника несправедливо обиженных. Я так хотел быть похожим на него, но у меня не было ни силы, ни воли, ни духа. И я стал ходить по его следам и, когда встречал людей, которых у него не получилось защитить, я утирал им слёзы. Я не получал ни признательности, ни благодарности, меня, если честно, просто никто не замечал. Но я всё равно продолжал утирать им слёзы, пока слёзы не заканчивались. Тогда я снова находил обиженных, безнадёжно больных, потерявших надежду, и я снова утирал им слёзы. Великий царь, я так хотел быть большим и сильным, но ты видишь, что моих возможностей хватило лишь на утирание слёз.
Выслушав его речь, царь встал со своего кресла и поднял руки, давая всем понять, что он намерен говорить.
- Испытание закончено, - провозгласил царь, когда вся площадь стихла. – Я изумлён и восхищён обилием добрых дел, которые совершили молодые люди нашей страны. Можно быть спокойным за наше будущее, ибо я ясно вижу, что с такими добрыми делателями нашу землю ждёт благоденствие. Я благодарю Бога за те деяния, которые Он даровал совершить этим юношам. Слушая их, я радовался и волновался. Волновался я так же потому, что не мог выбрать Самого Доброго Делателя – настолько важными и нужными были все результаты их работы. И только в самом конце Бог указал мне того, кого я искал. Вот он – Самый Добрый Делатель – перед вами, - и указал на тщедушного юношу.
Вся площадь зааплодировала. Одобрительные крики послышались со всех концов, а молодой человек, похоже, с трудом понимал, что происходит вокруг. Его поздравляли, жали ему руки, юная красавица надела ему на голову венок и плюща в качестве награды, - а он был смущён и растерян.
Потом начался праздник. Музыканты заиграли весёлую музыку, люди радовались, приветствовали и поздравляли друг друга, пели и плясали. Столы, вынесенные на улицы и площади, ломились от угощения, а бочки с пивом стояли возле каждого дома. Каждый горожанин считал своим долгом подойти к победителю испытания и лично поздравить его. Но сам победитель не знал, куда бы спрятаться от всеобщего внимания. Похоже было, что он сам не понимал, почему царь вынес решение в его пользу
Вечером я пришёл в гостиницу радостно возбуждённый. Я был удовлетворён своих путешествием, и хотя в Стране добрых делателей никто мне не говорил о Боге, я был рад, что побывал здесь. Видимо, никакие слова не могут свидетельствовать о Боге так, как добрые деяния, которые совершают люди, движимые Им. Мне хотелось верить, что наступит время, когда таких стран будет всё больше и больше, когда все люди будут душою рваться к Богу и делать добро друг другу. Я поделился своими мыслями с хозяином гостиницы. Он согласился с тем, что приносить благо – самое большая радость в жизни. Однако он был несколько разочарован решением царя и не скрывал этого.
- Лично я хотел, чтобы победителем стал строитель канала, - сказал он, подливая мне пива в кружку, - у него было столько благодарственных писем! А этому утирателю слёз никто даже спасибо не сказал.
- Так в этом-то и дело, - заметил я. – Разве добро делают ради благодарности?
Хозяин гостиницы задумался.
- Возможно, ты и прав, - заметил он. – Но я бы хотел, чтобы мои гости мне говорили спасибо за сытный ужин и свежую постель и щедро платили.
- Твой ужин великолепен, и перина хороша, - оценил я. – Но ты пока просто добрый делатель. А тот юноша – Самый Добрый.

Наутро я встал с рассветом и отправился продолжать моё путешествие.