Вдова и два её сына

Владимирова Екатерина Леонидовна
Хочу рассказать, как я отправился по свету искать Бога.
Началось всё с того, что обстоятельства погнали меня из родного дома, и мне пришлось долго искать пристанища. Я миновал многие города и селения и наконец я пришёл в дом одной вдовы, где она жила со своими двумя сыновьями. Когда я попросил приюта на ночь, она оценивающе оглядела меня с головы до ног и сказала откровенно:
- Вижу, что ты мужчина достаточно сильный, чтобы долго идти и к вечеру не падать с ног. Значит, ты способен хорошо работать. Ты не тучен – значит, не ешь слишком обильно. Но ты и не слишком худ – значит, не страдаешь отсутствием аппетита. Если ты поможешь мне в работе по дому и в поле, я не только дам тебе ночлег, но ещё хорошо накормлю.
Я согласился, ибо сбережения мои были на исходе. Мне предложили постель и ужин, и я был рад этому. Работа меня не пугала. Утром меня подняли с восходом солнца. Целый день я пахал поле, копал огород, колол дрова, правил крышу и выполнял другие дела, которые были в хозяйстве.
Моей хозяйке было непросто: муж её умер, а из двух сыновей работал только старший. Я ей искренне сочувствовал:
- Какое несчастье иметь в семье инвалида, который не работает и находится на иждивении семьи, - сказал я вечером, когда хозяйка стала собирать ужин на стол.
- Отчего вы решили, что он инвалид? – отвечала мне хозяйка.
- Все говорят о том, что у вас два сына. Однако я не видел второго сына утром за завтраком, он не работал в поле, - рассказал я о своих наблюдениях. – Вот и теперь: все садятся за стол, а его нет. Я заметил, что старший сын носил завтрак в комнату наверху. Я делаю вывод, что его брат не способен самостоятельно передвигаться, поэтому не выходит никуда и пищу принимает в своей комнате.
- Да, всё выглядит так, - согласилась хозяйка. – Только на самом деле он совершенно здоров. Он иногда выходит и помогает нам, но большую часть времени он проводит в молитве Богу. С утра до вечера он только читает священные книги и молится. Никаких иных дел у него нет.
- Лучше бы он действительно был болен, - добавил старший сын. – Тогда не было бы стыдно перед людьми: все работают, один он прохлаждается.
- И выгнать его нельзя: всё-таки сын, родная кровь, - продолжила мать. – Что люди скажут, если я выгоню его из дому? Лучше уж пусть ему будет перед людьми стыдно, чем мне.
- Не будет ему стыдно, матушка, - вставил старший сын. – Он об этом вообще не думает. Я только что поднимался в его комнату и звал его к ужину. Он ничего не сказал мне, но знаком дал понять, что он пребывает в общении с Богом. Я постоял немного и понял, что не дождусь ответа.
Мне было интересно познакомиться с человеком, который общается с Богом. Таких людей в своей жизни я не встречал до сих пор. Поэтому я стал расспрашивать  свою хозяйку подробнее о том, чем занимается её младший сын.
Она поведала мне, что старший сын её с рождения был физически крепок и ловок, и родители радовались, что растёт сильный и справный работник – их опора в старости и надёжное будущее семьи. Младший сын оказался не таким спорым на работу, зато весьма сообразительным. Родители решили отдать его в учение, надеясь, что он со временем станет законником или лекарем, сможет зарабатывать хорошие деньги и помогать семье. Однако сын, выучившись, увлёкся священными книгами и стал молитвенником.
- Никаких денег молитва, как вы понимаете, не приносит, - пояснила вдова. - Вот и сидит нахлебником у нас на шее. Когда мой муж умер два года назад, стало совсем тяжело. Работы у нас много – сами видите, а работать-то некому. Мы со старшим еле справляемся
Я посочувствовал усталой женщине. Она же мне предложила остаться до осени, когда завершится страда и можно будет отдыхать от летних трудов.
- Кров для тебя имеется, ешь с нами за одним столом - сказала она. – Мужчина ты выносливый, работаешь справно. По осени, как продадим зерно, поделюсь с тобой и деньгами.
Идти мне было некуда, никто не ждал меня, и я согласился.

Наутро я впервые увидел младшего сына моей хозяйки. Он был высок и худощав, а лицо бледно, как будто он не спал всю ночь. Он спустился из своей комнаты, попросил у матери молока и сказал, что сегодня пойдёт в лес за хворостом. Мать налила ему свежего молока. Он выпил его, потом встал на колени перед ней и попросил:
- Матушка, благословите меня.
Мать возложила руки ему на голову и произнесла:
- Благословляю тебя, сынок, - и поцеловала его бледное лицо. А потом добавила:
- Хворост принесёшь, и то хорошо. Хоть какой прибыток будет
Все разошлись по своим работам: я со старшим сыном в поле, хозяйка в огород, а младший отправился в лес. Полдня мы провели в тяжёлых трудах. После полудня, когда мы со старшим сыном остановили работу, чтобы передохнуть и поесть, мы увидели младшего брата, который нёс вязанку хворосту, а с ним шли ещё двое. Подойдя к нам, он сказал:
- Брат, я вижу, как вы устали. Несколько дней я молил Бога о том, чтобы вам была помощь. Позавчера Бог прислал нам одного работника, а сегодня – ещё двух. Они будут трудиться за кров и стол. Теперь мы справимся. Пойду, обрадую матушку и предупрежу её, чтобы ужин готовила на пятерых
Я быстро подсчитал: хозяйка, её два сына, два новых работника да я – получается шестеро, а не пятеро.
- На шестерых, - поправил я молитвенника.
- Я не буду ужинать, - отвечал он. – Я буду возносить благодарственную молитву Богу, - и ушёл, оставив новых работников с нами.
Вчетвером работа пошла быстрее. Новые работники были опытными земледельцами, и мы все повеселели.
За ужином хозяйка была радостна и не скрывала этого. Она приготовила щедрый ужин, и новые работники была вознаграждены за свои скитания и труды.
- Теперь-то мы точно управимся со всеми сроками, - говорила она. – Можно будет рассчитывать на добрый урожай. Как хорошо, что сынок пошёл в лес и Бог послал ему работников.
- Причём тут Бог? – спросил старший сын. – Ему, должно быть, стало стыдно, что он бездельничает, вот он и отправился за хворостом. То, что в это время через лес шли люди, - чистая случайность. Вот вы, - повернулся он к новым работникам, - знали, что надо идти через лес, чтобы найти работу?
- Нет, мы ничего не знали, - отвечали работники. – Мы просто вышли из другой деревни, где работы для нас не было, и пошли по дороге дальше.
- Может быть, Бог подсказал твоему брату, когда нужно пойти за хворостом? – предположил я.  – Может быть, он и сам ни о чём не догадывался, просто у него возникло желание пойти в лес. И это желание вложил в него не кто иной, как Бог.
Старший сын только отмахнулся:
- Ну какое дело Богу до нас, сами посудите! В мире столько людей, и если Он будет слушать каждого, у Него ни времени, ни сил не хватит.
- Ну не знаю... – отвечала матушка. – Может, и так, а может, и нет. Во всяком случае, нам нужны были работники, мой младший сын просил Бога о помощи, и помощь пришла. Поэтому лучше пусть благодарит Бога, чем мы окажемся неблагодарными свиньями.

Все радовались, поскольку дела пошли в гору. Успевали не только в поле, но починили крышу, поставили новый амбар и поправили хлев. Хозяйка пребывала в радости, и её настроение передавалось всем остальным: и сыновьям, и работникам. Младший сын почти не разговаривал с нами, изредка выходил он из своей комнаты и делал какую-нибудь несложную работу. Иногда садился вечером на крыльцо и пел красивые песни, восхваляющие Бога, которого никто не знал.
Как-то вечером все сели за стол, в том числе и младший сын. День был славный, мы успели сделать много и отдыхали от трудов, пребывая в добром расположении духа. Неожиданно в дверь постучали. Мне этот стук сразу не понравился: это был очень настойчивый и требовательный стук. Сразу последовало грубое приказание  со двора:
- Эй, хозяйка, открывай дверь! Открывай, а не то вышибем её, и тебе придётся худо.
Хозяйка с сыновья переглянулись.
- Наверное, это разбойники, которые шалят по всей округе,  - сказала она. – Сыночки, бегите до ближайшей деревни, зовите на помощь мужчин.
Старший сын сразу поднялся и направился в заднюю комнату, чтобы бежать через окно. Младший брат пытался остановить его за руку:
- Не надо, братец. Я буду молиться, и всё будет хорошо.
- Ты с ума сошёл, брат,  - старший сын отдёрнул руку. – Они убили столько людей по нашей округе. – Побегу звать мужчин из деревни, - и он ушёл.
- Я тоже побегу за помощью, - собрался бежать и я, но хозяйка меня остановила.
- Останься, прошу. Мне не так страшно, когда ты рядом, - попросила она. - Я скажу, что ты мой муж, и они меня не тронут.
В дверь уже колотили.
- Иду, иду! – крикнула женщина и пошла открывать. Младший сын её сидел на месте.
В комнату вломилось человек десять. Это действительно были разбойники, и по их лицам было ясно, что церемониться ни с кем они не намерены. Они заняли места за столом и потребовали, чтобы хозяйка немедленно приготовила им еды и дала пива. Младший сын сел подальше от стола возле печи, а работники разбежались по углам. Хозяйка поставила на стол два кувшина пива, потом спустилась в погреб, принесла мяса и овощей и пошла к печи готовить разбойникам ужин. Проходя мимо своего младшего сына, она прошептала:
- Молись, сынок, молись крепче.
Разбойники сидели за столом, пили хозяйское пиво, ели мясо и картофель, приготовленные хозяйкой. Они рассказывали про свои набеги и обсуждали, куда лучше отправиться бесчинствовать дальше. Я внимательно слушал, чтобы запомнить названия городов и посёлков, где их можно будет отыскать, если мы останемся живы. В последнем я не был уверен, поскольку из их рассказов следовало, что они не оставляют живых на своём пути. Можно было надеяться только на то, что старший сын приведёт помощь вовремя. Но время шло, а помощь не приходила. Хозяйка уже убрала со стола, и разбойники отправились по комнатам спать, оставив двоих внизу караулить, чтобы кто-нибудь из нас не убежал. Ночь была тёмной, перепуганная женщина сидела в углу рядом со мной и дрожала. Её младший сын стоял возле печи на коленях и молился.
- Нас убьют? – шёпотом спросила она меня.
- Не знаю, - отвечал я. Что я мог ещё сказать ей? Я сам не был уверен в том, что переживу эту ночь.
С рассветом вся шайка была уже на ногах. Главарь подошёл к хозяйке и сказал:
- Вообще мы обычно не оставляем живых свидетелей. Но ты приготовила хороший ужин и не устраивала истерик. Следовательно, ты разумная женщина, и мы тебя помилуем. С этими словами он вышел, а за ним и все остальные разбойники.
Только к полудню прибыл старший сын с подкреплением. Он уже не верил, что увидит в живых мать и брата. Мужчины из соседней деревни, пришедшие с ними, тоже были в изумлении.
- Как они вас в живых оставили? – удивлялись они. – Они же никого не щадили до сих пор, даже младенцев убивали.
- Я просил Бога, чтобы Он пробудил в них милосердие и даровал им раскаяние, - объяснил его младший брат. – И они ушли, не тронув никого.
- Какое может быть милосердие, если они стольких убили и ограбили за последние несколько лет?!! – не понял старший брат. – Их надо немедленно догнать и арестовать.
Я сказал, что запомнил несколько названий деревень, жители которых могли оказаться новыми жертвами разбойников, и мужчины ушли вместе со старшим сыном искать шайку. Они вернулись к вечеру и вели с собой связанных разбойников, но не всех. Кого-то они убили, а главарь ушёл. Пленников погрузили на телегу и повезли их в город к судье.
Хозяйка моя радовалась, что теперь жить станет спокойнее и безопаснее. Разбойников, как сообщили позже соседи, судили и достойно наказали. А спустя месяц проезжий монах рассказал, что в их монастырь пришёл с покаянием человек, в котором кто-то признал главаря разбойников. Его приняли, и он теперь усердно молится и раскаивается перед Богом в своих злодеяниях.
- Хорошо же он устроился – спрятался в монастыре! – воскликнул старший сын, услышав эту новость. - Его надо передать судье, чтобы казнить перед всем народом!
- Не надо его казнить, братец, - возразил младший. – Он уже наказан теми душевными муками, которые привели его в монастырь. Бог дал ему покаяние, и теперь он будет до смерти вспоминать всех, кого убил и замучил. Пока его не простят.
- С чего ты взял, что он мучается? – удивился старший брат. – Разве злодеи могут страдать?
- Я же просил Бога о покаянии для разбойников, - ответил младший. – Теперь я знаю, что Он услышал меня. Пойду вознести Богу благодарность, - и он встал, чтобы идти в свою комнату.
- И от нас передай Ему спасибо, - сказала ему вослед вдова. Повернувшись ко мне, она добавила:
- Удивительные дела происходят на свете!

Лето в тот год выдалось жаркое. Работать быть тяжело, воды не хватало. Целый месяц с неба не упало ни капли дождя. Колодец обмелел, а земля высохла, стала твёрдой, как камень. Посевы, которые сначала так радовались солнцу и тянулись к нему, начали сохнуть и чахнуть, страдая от нехватки влаги. Все мы тяжело переживали своё бессилие перед лицом природы, ибо нам тоже недоставало воды, труд под нещадно палящим солнцем изводил нас к концу дня, а урожай, на который рассчитывала хозяйка, был под угрозой. Мимо нашего хутора потянулись люди: работники увольнялись и уходили искать работы в других краях, более удачливых. Наши помощники тоже задумали уйти.
- Будет ли у хозяйки довольно зерна, чтобы расплатиться с нами осенью? – спрашивали они друг друга. – Или весь урожай погибнет?

Однажды утром хозяйка попросила младшего сына:
- Съездил бы ты на реку за водой, в колодце не хватает воды для полива огорода.
- Не могу, матушка, - отвечал он.  – Я занят молением. Прошу Бога о ниспослании дождя.
- И давно ты просишь Бога о дожде? – спросил старший брат.
- Давно, братец, - ответил молитвенник. – Как только увидел, что земля начала сохнуть, так и начал просить.
- Много ты видишь из своей комнаты! – проворчал старший. – Лучше бы воды привёз, это было бы хорошее дело. Разве ты не видишь, что Бог тебя не слышит.
- Он слышит меня, - утверждал младший. – Думаю, что он хочет, чтобы ты и матушка тоже присоединились к моим просьбам.
- Некогда мне молитвами заниматься, - отрезал его брат. – Мне ещё на реку за водой ехать, раз ты занят.
- Богу угодно, чтобы все страждущие уповали на него, - настаивал младший. Но брат не слушал его, он запряг в телегу ослабшую от жары лошадь, погрузил на телегу несколько бочек и отправился за к реке. Хозяйка, проводив сына, задумалась:
- Не знаю, довезёт ли наша кобылка столько бочек, когда они наполнятся. Она ж тоже изнемогла от жары.
Подумал, она обратилась к младшему сыну:
- Сынок, я, пожалуй, помолюсь вместе с тобой, - она обернулась ко мне. – помолись с нами и ты, будь добр.
Я согласился. Мы пошли в комнату, где обычно молился младший сын вдовы, все вместе стали на колени, и сын хозяйки обратился к Богу.
- Великий Бог, - произнёс он, склонив голову и сложив ладони вместе, - ты выше и больше всего, что есть на земле и небе, ты славен во все времена, ты волен делать всё, что угодно тебе, ты можешь казнить и миловать, но мы просим тебя помиловать нас и послать дождь на нашу изнемогающую, обессиленную, иссушённую землю. Наши посевы сохнут и горят, наша кожа обуглилась, наши животные страдают от жажды, а наши колодцы пустеют. Все твои милости умаляются всё испепеляющим солнцем. Мы готовы принять всё, что ты ни пошлёшь нам, но мы просим о дожде.
Он завершил свою молитву словом «аминь», и мы с хозяйкой тоже сказали «аминь», выражая наше согласие с обращением, которое произнёс сын хозяйки. После этого он сделал нам знак, что мы можем идти, а сам остался на коленях с закрытыми глазами.
Вдова и я тихо оставили комнату и спустились вниз.
- Поможет ли? – спросила она, с надеждой глядя на меня.
- Не знаю, - ответил я. – Мне жаль, что твой старший сын отказался от участия в молитве.
- Мне тоже жаль, - согласилась со мной вдова. – Но вода тоже нужна. Ох, опасаюсь я, что одна лошадь не справится, уж больно она обессилела за последнее время. Возьми-ка ты вторую лошадь да ступай вдогонку.
Я взял лошадь и отправился вслед за сыном вдовы к реке. Я настиг его на берегу. Он уже наполнил бочки водой и установил их на телеге, но лошадь, уставшая от жары и лишённая сил в долгом пути, была не в состоянии сдвинуться с места. Юноша понукал её, потом достал хлыст и стал что есть мочи стегать лошадь. Она старалась изо всех сил, но сил не было. Я издали кричал юноше, что я иду с подмогой, но он не видел меня и не слышал. В отчаянии он бросился на землю, воздел руки к небу и закричал:
- Бог! Прошу тебя, помилуй меня!
Только тогда, подняв голову, он заметил меня с лошадью. Он обрадовался, побежал мне навстречу, и скоро мы сопровождали телегу с водой в направлении дома. Молодой человек был счастлив тому, что я прибыл к помощью.
- Это настоящее чудо! – делился он со мной. – Я был в полной уверенности, что ничто не сдвинет лошадь с места. И тогда в отчаянии я возопил к Богу. И сразу же после этого являешься ты и приводишь вторую лошадь. Получается, Бог меня услышал?
- Полагаю, что ты говоришь истину, - отвечал я. – Теперь нужно, чтобы мы вместе просили Бога о дожде.
- Я непременно сделаю это, когда мы прибудем домой, - обещал он.

Дома нас ждала не только хозяйка, но и посетители  - жители соседней деревни. Они слышали, что сын вдовы  молится Богу и пришли к нему просить его, чтобы он обратился к Богу и от их имени.
- Нам очень нужен дождь, - говорили они. – Мы хотим, чтобы ты сообщил Богу об этом. Наверное, Он забыл про нас.
- Бог никогда ни про кого не забывает, - отвечал молитвенник. – Однако Он хочет, чтобы и вы про Него помнили и обращались к Нему. Сейчас прибудет мой старший брат, привезёт воду, и мы обратимся к Богу все вместе.
Все собрались во дворе и стали на колени. Старшему сыну вдовы было непросто сделать это – ведь он всегда отказывался молиться со своим братом. Но тут было много отчаявшихся, как и он, людей, которые готовы были смириться и обратиться к Богу за милостью. Его брат закрыл глаза руками, потом поднял лицо к небу, воздел руки вверх и обратился к Богу:
 - Великий Бог! – начал он. – посмотри, сколько страждущих твоей милости обращаются к тебе. Ты выше, сильнее, мудрее и лучше всех, кто существует на свете, ты волен казнить и миловать, но мы просим о милости. Мы просим тебя послать нам живительной влаги небесной..
Долго говорил юноша, обращаясь к Богу, и вдруг что-то в мире переменилось: поднялся ветер, невесть откуда набежали тучи, и вдали загрохотало. Началась настоящая гроза, но молящиеся продолжали стоять на коленях во дворе. Теперь они не просили о милости, но славили Того, Кто даровал им этот дождь. Когда произнесли «аминь», все вскочили и стали обниматься и радостно прыгать и бегать по двору под дождём, как малые дети.
Дождь продолжался три дня и три ночи. Всё соки, которые мир потерял под иссушающимся солнцем, были восстановлены сполна. Земля пропиталась влагой, посевы ожили и зазеленели, побеги дали новые листья, плоды налились соком, а люди почувствовали в себе силу и бодрость.
Я был потрясён не менее, чем другие.
- Что это за Бог, которому ты молишься? – спросил я у сына вдовы.
- Я не могу тебе сказать, что это за Бог, - отвечал юноша. – Его никто никогда не видел. Но каждый раз, когда я обращаюсь к Нему, Он отвечает на мои молитвы. Ты сам был свидетелем этому несколько раз.
- Он тебе что-то говорит? Как ты получаешь его ответы? – продолжал я расспрашивать.
- Нет, Он мне ничего не говорит. Я не слышу Его голоса, я не уверен, есть ли у Него голос, - произнёс юноша. – Но Он всегда даёт мне то, о чём я прошу. Так я узнаю, что Он меня слышит.
- Но как ты узнал, что нужно идти в лес за хворостом, чтобы найти работников? Как ты узнал, что не обязательно бежать за помощью, когда напали разбойники? Как ты вообще всё узнаёшь? – настаивал я.
- Я ничего не знаю, дорогой друг, - услышал я в ответ. – Просто однажды у меня возникает  желание что-то сделать, и это желание даёт мне Бог. Я не знаю, что за этим последует, я просто следую Его воле. Ничего более я не знаю и не могу тебе рассказать.
- Это поистине великий Бог! – воскликнул я. – Хочу узнать Его больше и лучше! Если ты не знаешь, то, возможно, есть на земле кто-то, кто может помочь мне познать Его и ответит на мои вопросы.
- Возможно, - произнёс молитвенник. – Проси Бога, чтобы Он вёл тебя в твоих поисках.
Так я, не дождавшись осени, оставил вдову с её сыновьями и отправился странствовать и искать Бога.