Каждый новый день - подарок

Валерий Василевский
Или попурри на тему прожитой жизни

                Всегда есть причина, чтобы умереть,
                Но всегда есть причина, чтобы жить дальше.
                Хулио Иглесиас               

     На праздник Покрова Пресвятой Богородицы  (14 октября) мне исполнилось 70 лет. Я перешагнул тот возрастной рубеж, за которым начинаешь чувствовать, сколько осталось жить. И мне удалось подружиться с этим чувством, во многом печальным. Я понимаю, что нужно поддерживать своё здоровье , силы и дух, чтобы прожить достойно и с пользой оставшийся отрезок жизни. Но не всегда это удаётся. Я постоянно думаю, размышляю и замечаю в себе изменения: стал более страстным в общении с людьми. Наверное, это всё потому, что вкушаю каждое мгновение, пользуюсь каждым оставшимся мне днём, как особенным подарком, временным отрезком, в котором так ощутима конечность. Я жаден до жизни и радуюсь каждому дню. И если что-то делаю, то делаю, как в последний раз, на все 100 процентов, но никак на 99, ибо иначе не умею. Я всегда отличался страстностью своей натуры, но сегодня эта характеристика приобрела для меня особое значение. Сегодня я страстен во всём и по отношению ко всему.
       Жизнь проверяет человека, постоянно пробует его на излом. На то она и жизнь. Одни сносят её удары стойко, другие не выдерживают, ломаются... Ломанула судьба и меня. Беда пришла жарким июньским днём 1981 года. Купаясь на речке я нырнул и ударился головой в песчаное дно. Повезло, что вытащили на берег. В результате, диагноз, как приговор: компрессионный перелом позвоночника в шейном и грудном отделах с повреждением спинного мозга и полный паралич туловища, который обжалованию не подлежал. С такой травмой никто не мог гарантировать мне жизнь, ибо подобные пострадавшие умирали через неделю. Поэтому и мне была обозначено 6–7 дней, которые я пребывал в небытии. Но когда стало ясно, что организму всё же удалось выкарабкаться, жене врачи с осторож-ностью сообщили, что отныне его удел - лежать. И только. В лучшем случае инвалидная коляска – медицина здесь беспомощна. Тогда я понял, насколько хрупка человеческая жизнь, что моя жизнь разрушилась. 
      Вытяжка и все усилия врачей, постоянное сгибание и разгибание рук и ног женой, которая взяла отпуск за свой счёт, чтобы не просто сидеть возле меня, а хоть чем–то помогать, и массаж улучшили мое состояние. В конце концов восстановились чувствительность тела и кое–какие движения. В мою голову  лезли разные мысли. Нехорошие посещали больше. Одно спасало – знание, что я не первый. Было много примеров, когда людей сковывала проклятая недвижимость. Часто в пример приводили Павку Корчагина из «Как закалялась сталь» Николая Островского и прославленного на весь мир силой духа лётчика Алексея Маресьева, лишившегося в годы войны обеих ног, но вернувшегося в небо и заслужившего звание Героя Советского Союза. Только сидеть и рассуждать возле больного здо-ровому человеку это – одно, а выслушивать лежащему с травмированным позвоночником совсем другое. Словом, помощи ждать неоткуда. Чудес не бывает. Но подняться надо, ибо жить хочется. Ох, как хочется жить, когда у тебя вся вся жизнь впереди, а ты неподвижен. Но Господь подарил мне новое время и его не надо терять впустую. Тот факт, что я вернулся к жизни, считаю особой привелегией – даром, счастьем, благословением.
      Как говорится, не отходя от кассы, прямо в больничной палате ко-миссия назначила мне первую группу инвалидности пожизненно, с которой я был обречён прожить остаток жизни, нуждаясь в посторонней по-мощи. Остаток жизни, когда тебе в той же палате исполнилось 30 лет! С этим багажом, после тяжелейших пяти месяцев нахождения в больничной палате, меня выписали домой, куда потом на «скорой» завезли в лежачем положении, а со «скорой», на носилках, занесли прямо на диван.
       Наверное, тот трагический нырец стал для меня отправной точкой во всём. Я захотел жить по-другому, весомо и правильно, но эти устремления требовали смелости, амбиций и железной дисциплины, ибо впереди была неизвестность и большая работа, чтобы встать на ноги.Главной моей задачей было не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас. Будущее в настоящем... Нет завтра. День спасения сегодня. Жить так трудно, но можно, если рядом такие помощники, как двое сыновей и жена. Мозг, воля и все силы души не только противились недугу, но и творили, мостили путь к возрождению. Так узник замка Иф выскребал пальцами подкоп, так строил утлый чёлн Робинзон. В мыслях искалась та соломинка, за которую во что бы то не стоило надо было уцепиться. Уцепиться, как угодно, - пальцами, мозгом, зубами, всем своим существом.
Через шесть месяцев и пятнадцать дней после травмы я пошёл, опровергнув все прогнозы врачей. Встал с дивана и пошёл один, без чьей либо помощи, без поддержки, даже без страховки, ибо это произошло ранним утром,когда сыновья ещё спали, а жена была на кухне. К ней то я в первую очередь и пошёл, которая от увиденного была очень шокирована. Я ходил по квартире от окна к окну, опираясь на самодельную трость, не обращая внимания на непослушание левой ноги, которую полностью не отпустило. Впервые, подойдя к зеркалу трюмо, рассмотрел следы от страшных пролежней, которые пошли на третий день нахождения на больничной койке. А чтобы не принести телу увечия при падении, приходилось учиться падать. Главное – было начало в моём возрождении. Но чего это стоило, ведомо только сыновьям, жене, мне и Богу.
      Нет несчастья, с которым нельзя было бы жить. И всё, что кажется с первого взгляда тяжёлым, становится лёгким впоследствии. Огорчившись сначала от участи, выпавшей на мою долю, я, наконец, решил подчиниться необходимости прожить оставшуюся жизнь по принципу: «Жалей не том, что Бог не дал, а радуйся тому, что Он не отнял!».
      Мужское достоинство оставаться добытчиком для семьи меня не покидало. Я – бывший строитель, поднявшийся от подсобного рабочего до мастера-строителя, не забывал, что семью надо кормить, одевать и обувать. Поэтому, кроме назначенной пенсии, ремонтировал обувь, плёл гробовую бахрому и подписывал похоронные ленты... Но пришлось поискать в себе более необходимые в жизни способности, найти Божью искру, правильно определить свои задатки и целенаправленно их развивать. А искра во мне присутствовала. И она не только сохранилась и проявилась, помогла выжить в сложившихся жизненных обстоятельствах, стала неотъемлемой частью моей жизни. Я стал заниматься живописью.
     Прожив в статусе инвалида 38 лет, именно столько исполнилось в этом году после тяжёлой травмы позвоночника, из которых 15 лет не был за порогом квартиры и нахожусь только в пределах своей комнаты, я многое испытал и познал, многому научился. К затворничеству я приговорил сам себя после трагической смерти 26-летнего сына. Поняв, что алкаголем сына не вернёшь, а своё состояние только усложняешь и ухудшаешь, я с улицы ушёл навсегда, затащили и коляску в подвал. Таким образом, решил изменить свою жизнь. Поэтому жизнь инвалида знаю не понаслышке. Нет среди них богатых и зажиточных, они все нуждаются в заботе и внимании. Не знаю почему, но, не смотря на свой возраст – 70 лет, каждый раз при приближении Дня инвалидов, в душе творится что – то чисто детское. Где–то в сердце таится надежда, что придут те добрые тёти или дяди из соответствующих служб и поздравят, чего – то пожелают, а может чего – либо принесут. Но сказка не получается. На душе остаётся осадок о твоей ненужности обществу, который ощущаешь постоянно. И так из года в год.
Некогда советским гражданам человек с ограниченными возможностями  был в диковинку, совковый менталитет даже не предполагал, что он такой же полноценный член общества и имеет те же права, что и здоровый человек. Многие и до сих пор воспринимают инвалида, как человека достойного жалости и сострадания, но никак не равноправия и уважения. А ведь многие из них – вполне состоявшиеся люди. И никак не ищущие «сиротского» милосердия общества. Впрочем, благотворение и милосердие – вещи хорошие. Вот только не надо подменять понятия. Достойное отношение к инвалидам вполне обойдётся без искусственной «слезы». Просто не нужно отнимать у этих людей возможность к полноценной жизни, и они сами докажут, что души живы и в надломленном теле!
Со своей участью я давно смирился. Просить о некой подачке, как о милостыне, не в моём характере. Это, как козла причесывать, только время тратить. Да, получаю от государства пенсию, но это не значит, что не нуждаюсь в помощи, ибо здоровье требует поддержку в разного рода лекарствах. А это удовольствие не из дешёвых. Но свою жизнь я слепил сам, влаживая своё умение и талант. Поэтому и отношение общества, которое никогда таких, как я, не любило -  потребительское, без отдачи: мол, дай мне, а ты себе ещё нарисуешь. Не смотря  ни на что, я продолжаю жить, чем могу помогаю жене. И 38 лет не пользуюсь услугами парикмахера: сам себя стригу и только ножницами. Вот такой я!
       Моё счастье заключается в том, что я нашёл связующую нить, которая  отозвалась в сердцах самых разных людей. Ощущение нужности и есть, видимо, подлинное счастье. Я к сверходарённым людям никакого от-ношения не имею, как и к художникам и писателям. Тем не менее, Божья искра в этом направлении во мне не только проявилась и сохранилась, а в нужное время напомнила о себе и помогла выжить в сложных жизненных обстоятельствах. Это стало неотъмлемой частью моей жизни. Рисую и пишу, как умею, ибо не имею специального образования. Главное, что нравится людям. Огромное количество живописных работ маслом (около 1000) с пейзажами, натюрмортами и портретами с фотографий, резьба и выжигание по фанере... Работы находятся в Москве и Питере, Минске и Витебске, Гомеле и Могилёве, Несвиже и Любани, других городах России и Беларуси, не говоря о своей малой родине. Они есть в Испании, Италии, Германии, Канаде, США. Одна работа стала экспонатом в музее капитал-шоу «Поле чудес» в Москве. Дарственные работы есть не только у друзей-товарищей, но и в районной библиотеке, районном Центре соцзащиты населения, районной больнице, Свято-Богоявленской и Рождества Христова церквях  г/п Глуска. Их можно увидеть в Интернете.
        В помещении районной центральной библиотеки в декабря 2004 го-да была открыта моя персональная выставка – продажа. Целью её было познакомить земляков с моим творчеством. Радует, что в моих пейзажах зритель видит и узнаёт знакомые места природы, которых уже нет.  Ду-маю, занятие живописью пока не заброшу, потому что люди глядя на мои работы испытывают эмоции, которых раньше не было. Хочу, чтобы они задумывались о своей жизни и меняли её в лучшую сторону.
      Сотрудничаю с районной, областными, республиканскими редакциями газет и журналом «Планета – семья»; пишу очерки, рассказы и повести, которых бы хватило на 2-3 книги. Но если перефразировать слова писателя Константина Симонова, то беда заключается в том, что это рукописи – всего лишь рукописи, которым уже давно пора стать книгами. Думаю, спрос был бы не меньше, как на мою предыдущую книгу «Исповедь чело-века в инвалидной коляске» (2010). А как хочется, чтобы что-то издалось ещё! Мои материалы напечатаны в книге «Наша Победа» (Могилёв, 2014), печатаюсь в литературном альманахе «Брама» (Могилёв).
В японской философии есть такой тезис, что если ты в течении пяти лет достиг определённой ступени и хочешь ещё что-то приобрести, надо отказываться от достигнутого и идти дальше, начинать с нуля, чтобы не «забронзоветь». Это - опять же живопись, участие в краеведческих викторинах и конкурсах, в том числе в литературных (номинация «проза»), написание материала для будущих книг.И пока мне от этого хорошо, ибо этим живу. Остановись мгновение, ты прекрасно! И не надо желать чего-то большего, ведь так из-за жадности можно всё испортить. Мой принцип: «Жалей не о том, что Бог не дал, а радуйся тому, что Он не отнял!».
      Если ты веришь в Создателя и его мудрость, то логично верить и в то, что тебе дан шанс не профукать свою жизнь. Используй её по полной, уважай то, что дано, а потом уступи место другому. Всегда знай: жизнь проходит быстро и наступает время, когда надо задуматься, а главное понять, что ты оставил после себя на земле.
      Когда мне знакомые говорят: «Ты счастливый, тебе в жизни особая звезда светила!». Я же всегда отвечаю: «Светила и светит живым светом–эта звезда – Валентина, моя любимая жена, моё неземное божество, перед которым я в неоплатном долгу, благодаря которому я выжил и живу!»
Валентина – любовь всей моей жизни, подарок небес. Неизвестно, сколько мне ещё отпущено пробыть в этом мире вместе  со своей Валентиной, но пережить её не желаю, ибо это для меня будет не жизнь. Пока же остаётся продолжать жить и наслаждаться тем, чего больше никогда не повторится.
      Счастье – это когда тебя понимают. И если вы нашли в ком-то хорошее, помогите ему встать, согрейте его, и он оттает. Человек устроен так, что, если в нём стараются найти что-то хорошее, он становится лучше, но если только недостатки – вы их всегда найдёте. А чем больше ищете – тем хуже будет становиться человек. Нет людей без недостатков, также как без достоинств. Ведь уважая кого-то, вы уважаете в первую очередь себя!
       P. S. Буду признателен тем, кто обратит на мною написанное, что-то возьмёт на вооружение, поверит в себя и воосстанет из «пепла» немощей, по-настоящему задумается и осмыслит свою ситуацию, ибо мысли которыми я поделился, подсказаны моей же жизнью. Всем удачи!.