О горбунятах с планеты икс

Людмила Палехова
               
   - Мама, не лахмурь меня! Ты меня все время лахмуришь!- сопит маленькая Юлька, выворачиваясь из банного полотенца в моих руках.
   - У меня лошадь родится. Она сама, одна родится. Я тебе дам прокатиться, а Кате не дам. Я об ней заботюсь, а она каждый день меня ругает, - грустит она и мечтает поскорее вырасти.
   - Смотри, мама, я уже большая, я Кате до живота! – кричит радостно и ждет восхищения и одобрительных кивков. - Хотя… Эти взрослые могут говорить одно, а думать другое, - сомневается кто-то внутри.
    – Их, если честно, не поймешь… Они думают что я маленькая. Ну-ну, пусть думают! – заключает дочь и идет смотреть детскую передачу, но вскоре недовольно отворачивается от экрана:
    - Этот мультик издевательстванный!
   Катя в это время делает уроки в другой комнате. Идет к ней:
   - Катя, тебе хорошо, а меня будут каждый день наказывать…
   - Почему?
   - Я ведь слушаться-то не буду. Знаешь, мама,  у меня попа похудела, потому что вы по ней шлепали, и она сдулась.
   - Юля, пожалуйста, не мешай Кате делать домашнее задание. Лучше подумай, в чем завтра в садик пойдешь.
   Она послушно открывает шкафчик:
   - Вот тут все мое одевательство. А знаешь, нас в садике так хорошо кормят: огурец, пюре и ложка!
   - Что, картошка без ничего?
   - С ничевом – с мясом! Я пока одежду сверну, пока Катя там муржелится...
   - Хорошо, дочь. А я тогда на кухню пойду, посуду помою.
   Примерно через полчаса Юлька заканчивает свои дела и подходит с вопросом:
   -  Откуда люди слова берут?
Я впадаю в глубокую задумчивость и этих самых слов не нахожу.
   - А я знаю, - хитро щурится моя непоседа, – от говорящей куклы Барби!

Я совсем теряю дар речи. А ее уже волнует новая глобальная проблема:
   - Почему, когда  семечко в землю посадят, растет?
    - Так, - соображаю я, - это что-то философское о смысле жизни. У меня все мысли в голове спутались в клубок и даже ниточки нащупать не могу. А у дитенка уже готова новая задачка:
   - А хобот у горбунятов бывает?
   Все, больше не могу. Сейчас голова лопнет.
   - Кто такие горбуняты?! И может ли быть у них хоть какой-нибудь хобот?! – рыдаю я внутренне, но стараюсь внешне выглядеть пристойно. Я же мама! Мне по статусу не положено чего-нибудь не знать, поэтому держу марку, то есть сижу с умным видом.
   А моя деточка нисколько не унывает, продолжая исследовать и осмысливать этот прекраснейший из миров. И в самом деле, мы, взрослые, обладая немалым образованием и жизненным опытом, действительно знаем все об окружающем мире или тешим себя иллюзиями? Вот вопрос. Ведь случается иногда в жизни такое, что с естественнонаучной точки зрения необъяснимо. Как вещие сны или мироточащие иконы.    
   Вот как, по-вашему, мог знать суть ленинизма современный 3-летний ребенок? Сейчас дети и имя Ленина не знают, не то, что события, с ним связанные. А вот поди ж ты! Юлька, задрав голову, разглядывает впервые увиденный памятник Ленину и удивляется:
   - О! Дядя стоит! Странный какой-то… Игрушечный какой-то! (конечно, он же статуя!) Он хотел всех погубить, а все от него убежали, - выдает дитя со спокойным убеждением и идет дальше. А я остаюсь посреди тротуара с открытым ртом, ведь по сути так все и было.
   Юлькина точность рассуждения, юмор и логика просто поразительны. В этом она – мой Великий Учитель. Я ей внимаю. Вот, например, вы смогли бы сходу дать точное определение минимума и максимума в 8 лет при условии, что в школе этих понятий еще не изучали? Из Юлькиных уст это звучало так: «Минимум – это в меньшей мере, не называя конкретного числа, а максимум – это в большей мере», соответственно. Что называется, ни убавить, ни прибавить.
   А чего стоит детская способность к перевоплощению и умение видеть в простых вещах волшебное? Вот сейчас она с головою нырнула под одеяло, свернулась клубочком и притаилась.
   - Ты кто? – спрашиваю.
    - Я мышка! – бодро рапортует одеяльный комок.
   - Что там делаешь?
   - Горюю! – отвечает веселым голоском. И тут же высовывается хитренькая мордаха и заявляет:
   - Я индеец!
   Я теряюсь от восхищения из-за смены образов и, замирая, жду продолжения игры. Я за ней не успеваю. Мои взрослые мозги неповоротливы и сухи.
   - Мама, а когда Катя была маленькая, ты была девочка или уже мама? – и продолжает,- Я девочку рисую, она глупоглазая будет. А камушек в сережках у нее такой  разливистый. А тут танк такой несуразненький получился.
   Юлька поворачивается ко мне и показывает рисунок, где семь одинаковых фигурок,
   - Мама, у тебя в глазах занесколькилось?
   Я достаю из коробки для Юльки мелкие морские ракушки,  и она живо представляет себе, как они жили в море:
   - Раньше они были парами. Скреплены вместе, а внутри – молекула!..
   И так день за днем. Из наших детей горохом сыплются нелепые вопросы, смешные слова и наивные суждения о мире и  людях – больших и маленьких. И еще неизвестно, кто из нас видит мир настоящим, а не нарисованным в умных книжках.
   Становясь взрослее, мы начинаем оценивать то, что видим: красиво - некрасиво, высоко - низко, далеко - близко. А дети просто смотрят ясными глазами и видят красоту и грязь, никак ее не измеряя. Действительность просто есть, и ничто не мешает им праздновать свое существование и радоваться самой жизни.
   Говорят, что дети даются нам не во владение, а на сохранение. Как бы мне хотелось в своих детях сберечь чистоту взгляда, искренность, открытость для всего радостного и светлого! Каждый день я изо всех сил стараюсь быть чуткой к их душевным движениям и вопросам.  И, может быть, тоже научусь смотреть на мир ясно и открыто…   
.