Сохранить разум в эпоху постправды

Владимир Славинский
Вступление к советам, изложенным в Заключении, чтением которого можно и ограничиться.
"Человеком движет не реальность. Человеком движет его представление о реальности".
Эпиктет

Лучше и не скажешь! Ведь реальность для нас - это и есть наше о ней представление. Здесь стоит привести лишь одно из многочисленных философских упражнений на эту тему. Вот что в конце 19-го века сказал француз Лебон, даже не цитируя стоика Эпиктета: "Мы никогда не можем видеть вещи такими, каковы они в действительности, потому что мы воспринимаем лишь состояния нашего сознания, создаваемые нашими-же чувствами. Еще менее мы можем рассчитывать на то, что невольные искажения в представлениях будут одинаковы у всех людей ". И "Вещи представляются нам всегда не такими, каковы они в действительности, чего мы и не подозреваем". Сегодня, более столетия спустя, думаю некоторые это уже подозревают. Более того, это даже признано высокой наукой.

В обыденной жизни наши глаза и уши дают нам информацию о реальности, а наш разум формирует и запоминает - уже как нечто неоспоримое - именно это представление. Сообразуясь, естественно, с уровнем развития у каждого его собственного разума. Каждая реальность всегда только одна, а представление о ней у каждого своё. Уж такова специфика нашего индивидуального разума. Тем не менее, в поисках сторонников и отбрасывая для этого несущественные различия, "вожачки" больших групп людей успешно формируют общее для этой группы представление. Что и называется потом "общественным мнением об истинной реальности событий в окружающем нас мире". Это как правило мнение, с самой реальностью имеющее мало или ничего общего. Тем не менее, именно это представление и является побудительной силой и причиной всех существенных движений и изменений.
   
Вот теперь о заглавии. "Сохранить разум" - это понятно. Особенно если учесть,  что всем нам издалека грозит пальчиком товарищ Альцхаймер. Но текст не об этом. Здесь речь пойдёт о насущной необходимости суметь сохранить независимый и критичный, здравый разум с его способностью создавать максимально обоснованные и потому полезные каждому представления о реальности. Ибо последствия технического прогресса новейшего времени бросили серьёзный вызов разуму уже сразу всего человечества. Да и поляризация и изобилие мнений достигли опасной черты. Ну а термин "постправда" - это всего лишь удобное сокращение "после правды". Наконец это просто красиво! После правды, точной физической реальности любого события, явления или объекта, всегда начинается распространение чьих-то представлений об этой реальности, часто доходя, как испорченный телефон,  до полного её искажения. Слово "эпоха" здесь использовано потому, что постправда не вчера возникла и не завтра закончится. И по протяжённости её во времени уже всяко тянет на эпоху жизни человека на Земле. Собственно, никакой другой правды и не существует.
   
Начиная едва-ли не со времён кочевых племён человечество испытывало потребность в обобщённых символах реальности. Нуждалось в общих представлениях о происходящем в окружающем мире. И это представление создали для них их-же собственные продвинутые товарищи  - в виде сонма богов, ответственных за всё вокруг происходящее. Наверное, это и была первая большая  неправда, непреднамеренная и наивная. Движимые этим представлением люди молились, создавали статуи божеств, приносили жертвы и заодно подкармливали носителей "истины". Будем справедливы - религиозные представления о мире до поры до времени никак не сдерживали технологический прогресс. Более того, именно жрецы активно развивали астрономию, письменность,  прогнозирование, зачатки медицины, структурировали государства и что не менее важно - создали и продвигали трудовую и общественную мораль. Так что религию можно назвать неотъемлемым и ранее даже положительным фактором развития человечества. А тормозом она стала только тогда, когда научные открытия поставили под сомнение её важнейшие постулаты и саму её легитимность. И то сказать, какая элита без боя уступает своё место у кормушки? Она особо и не уступила, да и не везде вообще уступила. Просто заняла новое достойное место. Но это и всё о религии, как об источнике если не преднамеренной лжи, то неверных представлений о реальности. То, что потеснило её и пришло ей на замену, было уже побочным продуктом развития науки и технологии, а потому по определению не имело в своём основании даже и признаков какой-либо морали.
 
Ибо газеты вначале были просто источником дохода. Но с них и началась современная стадия эпохи постправды, в наше время уже исключившей из употребления любые критерии истинности. Уже в 18-м веке необыкновенно возросла грамотность масс, людей самых простых профессий. Наделённых, как и все люди, естественным интересом к стремительно меняющемуся на их глазах миру. Кстати, их грамотность уже тогда поощрялась, так как стала потребностью усложняющихся технологий развивающего на всех парах капитализма. "Владельцы заводов, газет, пароходов" стали получать немалую прибыль просто от продажи газет как товара. Главным действующим лицом в газете тогда был репортёр. Никакой не журналист, а именно репортёр. Народ жаждал новостей, свежих и желательно "жареных". Одновременное развитие фотографии превращало чтение газет в дополнительное к пиву развлечение. Репортёр просто "репортировал" то, что видел, стараясь не жалея подмёток попасть как можно раньше к месту любого события. Фотография и короткий текст в газете лишь давали читателям пищу для самостоятельных оценок реальности. Стало о чём поговорить. Ну естественно, ещё прочная тогда общественная мораль не дозволяла публиковать то, что было неприемлемо с её точки зрения. Ложь тоже не поощрялась: вижу дерево - пишу дерево! Репутация газеты тогда ещё дорогого стоила. Это вам не как сейчас - какой-то липовый рейтинг...  В общем, это был детский садик эпохи постправды. Но не зря было сказано ещё царём Соломоном - "Всё проходит".
 
Очень скоро владельцы тогдашней "массмедиа" обнаружили, что скучноватые редакторские колонки могут стать куда более осязаемым источником дохода, чем сама цена на газеты. Если язык - это душа народа, то слова - это ключи к этой самой душе. Ошибался поэт Лермонтов вопрошая риторически: "А душу можно-ль рассказать?" Можно! И все не прочь послушать излияния чужих душ. Так что из слов в газетах очень быстро стали в первую очередь составлять тексты объявлений, реклам и призывов стать владельцами акций тех самых "заводов и пароходов", чьи владельцы были к тому-же и владельцами газет. Более того те, кому собственные газеты были не по карману, как миленькие понесли денежки за публикацию своих объявлений и реклам. "Процесс пошёл", как уже было сказано одним известным политиком. А вот и "цветочки" - реклама строительства в 1880 году Панамского канала и ажиотаж во французских газетах об ожидаемой прибыльности акций компании, оказавшейся первой крупнейшей пирамидой в истории бизнеса. Потом, конечно, "Скандал развернулся вокруг оглашённых и раздутых прессой фактов коррупции высших государственных чиновников, парламентариев и журналистов, услуги которых покупались на деньги Панамской компании. Целью этих взяток было обеспечить содействие государства и ПРЕССЫ деятельности компании, особенно в выпуске выигрышного займа". Как легко заметить, журналисты были не в накладе на всех этапах этой "Панамы". Сначала надували шарик, а потом его-же и лопнули. Всегда состояли при деле!

А вот когда уж очень скоро и политики оценили могущество прессы и её способность служить их интересам - созрели и "ягодки"! Нужно было только добиться того, чтобы газеты заговорили языком политики. Как его определил Джорж Оруэлл, автор "1984", "Язык политики выдуман для того, чтобы ложь звучала правдиво, убийство выглядело респектабельно, а пустословие казалось исполненным смысла". И они, в смысле газеты, заговорили! Вот опять Лебон: "Две наиболее влиятельные популярные газеты в Соединенных Штатах, те, которые принудили правительство объявить Испании войну (1898г.), редактировались — одна бывшим извозчиком, другая — совершенно молодым человеком, получившим многомиллионное наследство. «Их мнения, — замечает американский критик, — о том, каким образом страна должна пользоваться своей армией, своим флотом, своим кредитом и своими традициями, имели более веское влияние, чем мнения всех государственных деятелей, философов и профессоров страны». Это вам уже не какая-нибудь денежная афёра "Панама". Но и это просто ещё зелёные и мелкие ягодки. А вот когда они серьёзно покраснели, так это перед началом Первой Мировой войны. Но не от стыда! И по Курфюрстендам, и по Елисейским Полям, и по Пикадилли, и по Невскому бегали мальчишки-газетчики с криками - "Все на войну! Разобъём супостатов!" Даже бравый солдат Швейк кричал из инвалидного кресла в Праге - "Все на Белград!" Кто знает, кабы не газетная истерия, поднятая для вывода наружу худших инстинктов "широких народных масс", может и политики могли бы одуматься. А так -"Уступая требованиям народных масс, дадим отпор наглым..." - далее вписывалось желаемое по выбору сторон.
    
Нет смысла доказывать, что пресса до и во время Второй Мировой войны уже просто сочилась кровью, скрываемой до поры до времени газетными салфетками "мирных" соглашений и пактов. Да и в Холодную войну всегда добросовестно служила интересам своих правительств. А уж когда масс-медия оснастилась телевидением, мощь её воздействия на умы многократно возросла. Заработала во всю мощь ещё одна "сигнальная система". Ошибался "вечно живой", полагая кино для пролетариата "важнейшим из искусств". Он просто не дожил до изобретения в Америке телевидения сбежавшим от него его соотечественником Зворыкиным. Тут такое дело, что не родись он сам, такой "вечно живой", Зворыкин слепил бы свой телевизор не выезжая на ПМЖ. А так всем эффектом телевизора как средством массмедия по факту первыми воспользовались американцы.
 
Правда, в отношениях политиков и массмедия случались и недоразумения. Известно, что прекращению оказания "братской помощи демократической республике Вьетнам", весьма содействовала вдруг ставшая на дыбы массмедиа, в США уже вполне сложившаяся в 4-ю политическую власть. Дошли до того, что открыто, по телевизору Зворыкина, показывали прибытие из Вьетнама очередного "груза 200". Вот уж распоясались - иначе не скажешь! Для ассиметричного ответа отметим, что в СССР пресса и телевидение, как помнит автор, тогда ещё не сложились в такую силу, а потому "братская помощь народу и правительству дружественного Афганистана" прекратилась практически без их участия. Крайне редко пресса того времени опускалась до призывов к ядерной войне. Все всё понимали. Тем не менее, в целом всю деятельность мировой медия до недавнего времени без больших потерь содержания можно свести к двум словам - политическая пропаганда и реклама. Справедливости ради надо, конечно, отделить от скверны все литературно - художественные издания, великие фильмы, театр, оперу и балет. Увы, даже изначально небольшое число их читателей и зрителей, продолжает катастрофически уменьшаться. Такой вот тренд прогресса культуры...

Пора о главном - о современном состоянии и роли массмедия в жизни людей. Всех людей и везде, поскольку очередной технологический прорыв, создание Интернета, позволил массмедия  войти в каждый дом на планете, где уже предварительно завёлся компьютер и интернет-кабель. И это уже не только количественная, но и качественно иная возможность распространения влияния на сознание людей. В смысле возможность гнобить тот самый разум. Тогда и началась, как кажется автору, последняя фаза эпохи постправды. Так сказать, полное торжество её возможностей и вполне достижимых целей. Ещё и потому что как  всегда деятельность массмедии проплачивается не только, а иногда не столько правительствами, сколько щедро - группами "частных интересов". Скажем больше, и сама деятельность большинства правительств успешно направляется этими группами. Более того, это группы часто даже определяют и состав, и политику правительств, сами оставаясь в тени. Даже и правительства, внешне оградившее себя от прямого влияния олигархии, но состоящее из людей с вполне естественными человеческими потребностями и амбициями, ну никак не могут освободиться от её "откатов" и учёта её, олигархии, интересов. Даже в самых "идейных" странах, вроде Китая, идеология уже не первична. Как и "либеральная", "национальная", "суверенная" и даже sic! - христианская демократия в других странах. Частный "сектор" уже везде драйвер (водитель) экономики и его успех - это успех страны, предмет гордости и залог её могущества. Отсюда и разнообразие истоков и направлений постправды.
 
Просто для оценки исторической перспективы вспомним того-же Лебона, писавшего 120 лет тому назад: "Газеты руководят общественным мнением в Соединенных Штатах, но сами состоят под управлением нескольких финансистов, направляющих журналистику из своих контор. Могущество их гибельнее могущества самых злейших тиранов, потому что, во-первых, оно безымянно, и во-вторых, потому, что они руководствуются только личными интересами, чуждыми интересам страны". Лебон, хоть и француз, кстати, относился к Штатам даже с пиететом, отдавая должное темпу развития их индустрии. Но, конечно-же, не обошёл стороной и их прогресс в управлении массовым сознанием. Он, похоже, тогда ещё таил надежду, как сегодня "широкие массы" в Украине, что правительства и парламенты - это всё-таки "слуги народа" и они ещё не стали слугами олигархии. Но вот один мой бывший сотрудник в 1998 году разъяснил мне, доверчивому, на своём родном английском языке, что в Америке народные избранники куплены с потрохами ещё до того, как они приземлятся в аэропорту Рэйгана в Вашингтоне. Такое вот мне было откровение! Может при Лебоне во Франции было иначе, но та же "Панама" уже заставляет как-то в этом усомниться. Тут что-то не сходится. И вот Лебон пишет дальше: "... Одна из важных задач будущего состоит в отыскании средства избавиться от всесильного и развращающего влияния банкиров-космополитов, которые во многих странах все более и более стремятся стать косвенно хозяевами общественного мнения, а следовательно, и правительств".
 
Будущее вроде уже "подъехало", но по-прежнему не ясно, с какой стороны браться за решение этой важной задачи. Вот даже в одной, отдельно взятой стране, казалось бы, эту задачу успешно и радикально решили. Просто ликвидировали банкиров-космополитов и заодно - "владельцев заводов, газет, пароходов". Но как мы знаем, лишь на короткое время всего в 70 лет. В других странах воз и поныне там. Ну да, есть исключения в виде стран, где всё, включая и жизни банкиров, принадлежит их наследным или духовным правителям и где за выражение мнений, отличных от "мэйнстрима" просто и быстро отрезают голову по самые плечи. Но зловредный Интернет уже заполз и к ним, как змея, и жалит, и жалит... Всем приходится считаться с этим "бедствием"!

Прежде чем живописать, что уж такого ужасного вытворяет сегодня массмедия, надо уточнить количество и функции голов этой "гидры". Начнём с главного действующего лица - журналиста. Это уже всяко не репортёр. По смыслу, это человек, что-то пишущий в журнале, газете, интернете  или лично вещающий на радио или телевидении. Он оперирует фактами, доставляемыми ему с места события репортёрами. Будь это биржа или поле боя. Это не он, который "с "Лейкой" и блокнотом, и даже пулемётом. Он и его репутация зависят в полной мере от правдивости репортёра, что не всегда гарантировано. Любой репортёр в принципе может не снять и не "репортнуть" о факте или снять так и должить такое, что в ворота не лезет. Казалось-бы, а зачем ему это? Так он же тоже деньги получает за свою работу и прекрасно всегда знает, что от него ждёт "заказчик". Заказчики бывают разные, вот и факты нужны разные. Можно даже для разнообразия снять чужое поле боя, чужой танк или постановочное применение химоружия. Так что журналист в известном смысле заложник репортёра. Это автору не нравится! А поскольку задача журналиста не только живописать факты со всеми подробностями, но и высказать своё мнение и дать свою, под своей фамилией, трактовку событию в достаточно широком контексте, то и журналистов сегодня в тысячу раз больше, чем событий. Каждый, кто кем-то проплачен, если он штатный журналист, или даже просто хочет, чтобы его напечатали и за это заплатили, его трактовки просто не могут отличаться или противоречить "генеральной линии" издательства. А вот если он интернет-блохер, то тут уж действительно - что хочу, то и ворочу. Сам выбирает факты, сам их трактует и сам вещает. Но, как правило, их продукция вторична по свежести и качеству - вторая производная. Никто им, бедным, кроме случайных спонсоров не платит. Варятся в собственном соку. Элиту журналистов составляют обозреватели, аналитики и политологи. Это уже "крутая" публика и писания их нацелены на "мыслящий контингент", то есть как-бы с претензией на интеллект. Но и они прекрасно и заранее знают, каковы должны быть результаты их анализа, чтобы оплата их труда работодателем исправно приходила на их-же счета в банке. Автор примитивен и категоричен? Ну тогда найдите мне, например, у Киселёва, критику действий президента России. Такие же шансы, как найти в New-York Times или на СNN похвалу Трампу или на Аль-Джазире критику эмира Катара. Вот ещё необычайно расплодились и стали популярными всякие телеинтервью и ток-шоу. Если помпезные ток-шоу - это просто политические мыльные оперы, предназначенные "замылить" смыслы,  то телеинтервью устраиваются иногда и энтузиастами в бедных и маленьких помещениях. Туда и приглашают и мало- а то и без- серебренников и только там есть шанс услышать искреннее мнение и даже голос правды. Но ведь это не "мэйнстрим", а "маргинальные" голоса. Их смотрит очень мало народа, которому к тому-же правда по большому счёту и не нужна. Правда всегда сложна, печальна и даже иногда оскорбительна. "Господа, если к правде святой мир дорогу найти не сумеет - честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой" - так, что-ли? Но те, кто навевает этот самый "сон золотой", уж они-то точно не безумцы. Превратить сразу всё человечество в зомби это их цель, и на сегодняшнем этапе постправды - это уже достижимая цель.
 
Прежде всего, не они первые и не вчера поставили такую цель. В основе её достижения - психология массового сознания. Вот опять тоже уже почти древний Лебон: " Человеку нужно верование для машинального направления своей жизни, для избежания всяких усилий, сопряженных с размышлением. Не к свободе, а скорее к порабощению мысли стремится человек. Ему удается иногда избавиться от угнетающего господства тиранов, но как может он освободиться еще от гораздо более повелительного господства своих верований? Сначала они служат выражением потребностей и особенно надежд человека, затем эти потребности и надежды изменяются под влиянием верований, и последние кончают тем, что управляют областью его инстинктивных стремлений". Экий пессимист! Но в итоге формируется "истинноверующий", как это тоже с горечью определил ещё в 1962 году американец Эрик Хоффер. И совсем это не о религии.
 
Средствами для достижения цели стали современные технологии массового распространения информации и специально разработанные эффективные средства для её внедрения в сознание. Самое известное - манипуляция положением рамок "окна Овертона". Не понятно? Овертон - это ему была такая фамилия. Рамки окна - это границы приемлемых смыслов слов и понятий. Сместишь рамку, и ранее неприемлемое станет приемлемым. Вот так просто. А как её сместить? Тут давно уже выяснилось, что многократное, в разных  вариациях частое повторение, мем, одной и той же идеи или смысла, может шаг за шагом сделать её сначала конкурентной, а потом и приемлемой. Даже после прошедших столетий или тысячелетий, когда она была совершенно неприемлима. "Хотите примеров - их есть у меня!". Вот один, как например Google это делает по заказу. Эх, если бы только Google!
 
По толковым и философским словарям, русским и зарубежным, пока их ещё составляли: "Брак - исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям".
А вот то, что первым предлагает русский Гугл: "Брак - Супружеские отношения, законно оформленные".
И это всё, господа, это всё! Чьи отношения? С какой целью? Может двух козлов, но законно оформленные? А вот как хочешь, так и понимай.
В Римском праве с простотой и прямотой, свойственной этим грубым легионерам, было написано более 2 тысяч лет тому назад: "Брак - это легальный союз мужчины и женщины с целью размножения". Что тут непонятно? А вот как трактуют его наследники римского права - отклик того-же Google на его родном языке, который читается первым после набора слова "Marriage":      
"Marriage - the legally or formally recognized union of two people as partners in a personal relationship (historically and in some jurisdictions specifically a union between a man and a woman)". Переведу на всякий случай: "Брак - легально или формально признанный союз двух людей как партнёров в персональных взаимоотношениях". Для особо тупых в скобках - "Исторически и в некоторых юрисдикциях специфически союз между мужчиной и женщиной". Хлам, короче. Отстой. О, да тут упомянуто слово "люди". Но почему только "двое"? Уже есть и "тройственные союзы". Отстал от жизни товарищ Google!

А теперь, дорогой дочитатель до этого места, проделай ту же работу хотя-бы со словами свобода, равенство, братство, толерантность, права человека и либерализм. Проделаешь - и остолбенеешь! И сразу поймёшь, где теперь "рамка Овертона". Да там, где раньше ей находиться было совершенно неприемлемо! А это значит, что нас пытаются переселить в другой мир, где все наши понятия - старьё и хлам. Более того, нас кое-где уже и законодательно заставляют туда переселяться. Тот же неутомимый Лебон 120 лет тому назад уже призывал разобраться с искажаемым смыслом слов религия, свобода, республика, буржуазия, собственность, капитал и труд. Так что эта техника уже со стажем. Те смыслы и понятия, семантика слов, которые складывались и менялись эволюционно, с появлением массмедия стали объектом атаки и форсированного изменения. Современный этап эпохи постправды отличается от времени издания ленинской "Искры" невиданными доселе возможностями не просто доносить до индивидуального разума любую неслыханную ложь, но атаковать его самого с применением всех совершенных методов агрессивного воздействия на наше сознание. По сравнению с несомненным, хоть и недолгим "успехом" той-же "Искры" и его чудовищными последствиями для одной отдельно взятой страны, победа неолиберализма станет по сравнению с ВОСР (Великая Октябрьская Социалистическая Революция) уже успешным окончанием строительства Вавилонской Башни для всего человечества.
         
Для автора происходящее, вкупе с тотальным падением уровня культуры - верный признак падения Западной цивилизации, предсказанный ровно 101 год тому назад немецким товарищем Освальдом Шпенглером. Справедливости ради следует отметить, что этим "неверным путём Паниковского" следуют и все остальные. Без исключения. Хоть и не у всех сразу получается. Там где труба пониже - дым пожиже. Существенное различие только в специфике принятой идеологии. Стремление и технология превращения людей в "истинноверующих" те же самые. Вот автор недавно с интересом прочитал о введении в Китае электронного "социального рейтинга", где желанные баллы начисляются лицам от 18 до 45 лет (450 миллионов китайской молодёжи и не очень) за точное следование официальным установлениям, включая запрет всякого нежелательного поведения вплоть до плохой истории кредита и покупок. За высокие баллы даются разные мелкие преимущества. И наоборот, за нежелание следовать - лишают разных возможностей. Так в 2018 году 23 миллиона "отребья" лишили возможности покупать билеты на самолёты и поезда. А вот не балуй! Как видим, тут Запад пока отдыхает и нервно курит в сторонке. А в Иране, например, на нетрадиционое сексуальное поведение подвешивают на верёвку за шею. Это такой себе асимметричный ответ Западу с его новой толерантностью, и уж точно - в противоположном направлении.
   
В целом мировая тенденция такова, что все цивилизации готовятся к неизбежному столкновению за гегемонию и последней битве за скудеющие ресурсы планеты. И вот в порядке подготовки к ней стремятся превратить своё население в однородное и не способное мыслить скопище зомби, которых только и можно направить в последний бой за решающую победу. А пока суть да дело, они будут есть, что предложат, работать, где предложат, покупать, на что укажут и для их контроля тогда нужен будет один телеканал, одна газета и один интернет-порносайт. Какая экономия и какая прибыль! В поощрение им позволят заключать при желании браки даже с животными и свободно покупать марихуану. Для того и финансируется идеология неолиберализма, не имеющая ни малейшего отношения просто к либерализму. Потому и озверела пропаганда во всех западных и незападных странах. Все хотят заветного...
               
Ну вот, наконец покончив с затянувшимся Введением и издав вздох облегчения, самое время перейти к обещанному Заключению и там, в конкретных тезисах, объяснить читателю проверенную автором на себе методику сохранения разума в эпоху постправды. Правда, желая быть последовательным автор допускает, что ему только кажется, что он его сохранил. Это может быть просто его личное и к тому-же ложное представление о реальности. Так что не воспринимайте его советы как немедленное руководство к действию. Для начала можно просто слегка поэксприментировать на мышках. Собак автор любит и их ему жалко.
               
Заключение

Автор сначала обращается со своими советами к счастливым людям, которых совершенно не интересует политика и которые сами в ней не участвуют. Вам легче! Но это отнюдь не значит, что  постправда оставила вас в покое. Не будучи в состоянии нагло и быстро изменить ваше общее представление о внешнем мире, она не менее эффективно пытается вас элементарно "использовать". Один из мемов, вдалбливаемых в голову доверчивых людей есть слово "маркет" или просто рынок. При этом адепты либеральной демократии и свободного рынка пытаются вам внушить, что современный маркет - это такой себе замечательный феномен экономики, созданный исключительно для полного и немедленного удовлетворения всех ваших потребностей. Но автор уверяет вас, что мировой маркет точно также как, например, Привоз в Одессе, преследует совсем иные цели. Цели эти - продать именно свой продукт или услугу и получить при этом максимально достижимую прибыль. Естественно - из вашего кармана. Маркет возникал тысячелетиями в тех местах, где число продавцов одного и того-же или сходного товара превышало один. Когда он один - это его монополия. Неважно, чья монополия, одного торговца или государства. Вот тогда вас уже попользуют по-полной! По сравнению с любой монополией маркет - это хорошо. Вот и мой вам первый совет. Если ваше государство вдруг стало монополистом товаров, услуг и определяет даже вашу зарплату - голосуйте против него руками и даже ногами, с визой в кармане. А у частника-монополиста просто по возможности ничего не покупайте. Подождите. Ни одна монополия не вечна. Скоро появится выбор. При использовании маркета совет простой. Не верьте никому. Исходите из того, что вас ВСЕ хотят нагреть и облапошить. Но как же быть, когда всегда что-то надо? А так - включайте разум! Прежде всего ищите всю возможную информацию о продавцах данного товара или поставщиках услуг. Типа - давно-ли в бизнесе, что ещё производят, есть-ли рейтинг, сравните цены. Помните, что самая дешёвая покупка - почти никогда не самая удачная. Наибольшую прибыль извлекают именно из бедных. Снизив цены на копейки, продают товары и услуги негодного качества, продукты, врядли пригодные для употребления. Равно избегайте и самые дорогие, "брэнды". Не будьте тщеславными. Цена на модные товары всегда выше их потребительской ценности. Оставьте их богатеньким. Пускай тешатся и пижонятся друг перед другом. В конце концов - это ведь единственный смысл их жизни... Избегайте готовых продуктов питания. Тут даже не так важно, что это дорого. Просто пожалейте себя. Вы никогда не узнаете сколько консервантов, антибиотиков, гормонов и химических вкусовых добавок вам предлагают употребить, каковы были исходные продукты и как их перерабатывали. Опять-же семейный обед из свежих и натуральных продуктов - это праздник жизни! Будьте особенно осторожны с лекарствами и медицинскими услугами. Гиппократ давно помер, а сегодня клятвой "операторов" здравоохранения является только молитва о доходах. Прежде всего, не верьте никакой рекламе о магической панацее в банке или чудо-враче. Соберите всю возможную информацию и при возможности найдите, желательно ещё живым того, кто это лекарство употреблял и кого этот врач вылечил. Если есть выбор, всегда отдавайте предпочтение средствам из природных компонентов. Ведь человечество прожило долгие тысячелетия и без всякой химии дожило до пенициллина, который тоже, кстати, был изначально продуктом переработки плесени. Помните, большинство современных лекарств лечат не болезнь, а симптомы. Не жалейте денег на продукты питания, повышающие ваш природный иммунитет, потому что ваша имунная система борется именно с причиной болезни. Не употребляйте химические витамины. То, что растёт в природе, даёт вам полный комплект всего необходимого. Узнавайте и умнейте.
 
Осталось без особой надежды на успех дать советы тем, кто подсел на иглу политики. А именно  тем, кто полагает, что используя средства массовой информации можно получить о ней правдивое представление.Самый главный и простой совет - сократите время, затрачиваемое на ознакомление с чужими представлениями. Читайте только новости - что, где, когда. Это освободит время, чтобы включить в работу собственный разум. Особенно это касается геополитики. Правдивое представление из чтения текущих политических текстов всё равно получить невозможно, так как не для того они пишутся. Тем более, если вы во Введении всё-таки прочитали высказывание Оруэлла о языке политики. Но приблизиться можно и нужно. Если, конечно, вам это нужно! Однако сначала стоит потратить время и ознакомиться с самым плодотворным, основополагающим цивилизационым подходом к истории человечества. Автор направляет читателя к работам Тойнби, Хантингтона, Миршаймера и других, чтобы увидеть в текущих событиях лишь рябь и понятные завитушки на поверхности реки с могучим течением - реки человеческой цивилизации. Ведь именно столкновения цивилизаций формируют общую картину происходящего.  Сегодня всякая пропаганда и чьи-то личные представления, а именно только их вы и находите в массмедия, напоминают символ "Янь и Инь". Каждый "глаштай правды" объявляет себя белым, а своего идейного противника - чёрным. Это такая у них условность самоидентификации. Вам сгодятся обе части, если вы ещё не зомбированы до такой степени, что читаете только то, что радует остатки вашего мозга. Прочитав обе половинки почти лжи, у вас есть шанс иногда обнаружить в них (о, чудо!) совпадающие трактовки фактов и событий. Это уже горячо! Их трактовки, естественно, редко совпадают и не для того и даются. Как же совместить несовместимое? А никак. Ищите информацию из источников, по своим интересам максимально удалённые от данного поля боя петухов. Простой пример. Если по тексту опять бодаются НАТО и Россия, поищите, что пишет по этому поводу пресса нейтральной Австрии, Финляндии или Швейцарии. Сойдёт даже Бразилия или Индия, если их это вдруг заинтересует. Но самые достоверные источники - это те, которые в своих странах имеют репутацию маргинальных. А из них лучшие это те, которые в своих принципах и трактовках руководствуются лозунгом, написанным на тачанке Батьки Ангела - "Бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют". Пока такие ещё существуют, хотя те, кто слишком настойчиво позиционируют себя как "независимые", таковыми чаще всего и не являются. Не читайте чужие комментарии! Отдельная и самая трудная задача - это научиться разобираться в информации, производимой массмедия собственной страны и о собственной стране. Трудная, потому что каждый из нас с детства, начиная с разговоров в семье, постепенно приобретает навязанную ему систему представлений. Эта задача проще для народов, которым характерен индивидуализм. Например, избиратель в Штатах традиционно голосует "карманом", оценивая эффективность работы правительства в основном по изменению состоянию лично его кармана. Конечно, всё не так просто. Неуклонно растёт число потребителей "халявы" и влияние левых популистов с их абсолютно ни на чём не основанными обещаниями всеобщего равенства. В ложной неолиберальной трактовке равенства именно как равенства имущественного, а не равенства в правах. Соответственно падают доверие к лживой прессе и рейтинги политиков. А вот доверчивые и темпераментные французы, вскоре убедившись в том, что их опять (неизбежно) обманули, развлекаются перманентными демонстрациями в стильных жёлтых жилетах. Жизнь бьёт ключом, но число участвующих в голосованиях на Западе всюду сокращается, пока страна не доходит "до ручки". Тогда бросаются дружно голосовать за очередного "мессию". В России ситуация другая. Тут народ помимо (и даже без) колбасы приучен питаться скармливаемыми ему духовностью, чувствами величия и своей высокой миссии на Земле. Даже невзирая на столь явный опыт его, к счастью, не полного геноцида собственными правительствами в недавнем прошлом. Это признак его удивительной доверчивости к провластной пропаганде и её несомненного торжества. Увы, появление оппозиционной прессы и её деятельность оптимизма в достижении диверсификации мнений также не внушает. Её читателям следует обращать внимание не только на критику, зачастую справедливую, но настойчиво искать в текстах и речах детальное освещение того, какими конкретно действиями они намереваются осуществлять изменения к лучшему. Легко критиковать и обещать светлое грядущее в случае своей политической победы. Гораздо труднее объяснить, как конкретно его, это светлое будущее достичь, шаг за шагом. И честно упомянуть риски. Если эти "мелкие детали" не упоминаются, не стоит впадать в эйфорию от криков о свободе.

В заключение общий совет - берегите свой разум, укрепляйте его постоянной работой. Развивайте в себе исходно критический подход к чужим мнениям. Ничьи мнения не принимайте без обдумывания и критического осмысления. Начиная прямо с этого текста...