Галерея детей-Героев. Люся Радыно

Надежда Зернова
..."начался обстрел. Мы забежали в землянку, где были старики и дети. Все молились.
Глядя на Елену Константиновну, я тоже стала МОЛИТЬСЯ, но делала это ВПЕРВЫЕ , по-видимому, неправильно...
Тогда старик наклонился ко мне и тихо сказал, чтобы я не молилась, и что это не моя мама... Мы возвратились и рассказали все об увиденном и услышанном.

Больше меня ни с кем не посылали и изменили ЛЕГЕНДУ. Она была  правдоподобна. Я, потеряла маму, ищу ее и ухожу подальше от бомбежки. Я приехала из Ленинграда. Это  помогало достать пищу и пройти охраняемые участки. Еще шесть раз с новой легендой  ходила на задание».

...Люся Радыно – это одна из самых известных девочек-разведчиц Великой Отечественной войны.


В Сталинград ее эвакуировали  из блокадного Ленинграда. Самоотверженной школьницей, не поддающейся страху, отец  которой погиб на фронте, мама умерла от голода в блокаде, ненависть к  врагам и жажда  мести кипела в её сердце.
В детский приемник, в который была определена , пришел офицер.В ряды Красной армии шел набор детей-разведчиков. Люся вызвалась в числе первых добровольцев. Брать ее не хотели – она казалась очень хрупкой и болезненной, ведь девочка перенесла ужас блокады, но в ней чувствовалась такая сила духа, что  стало убедительным  аргументом и  её зачислили в 3-е отделение разведотдела штаба 62-й армии. Девочку-подростка отправили в разведшколу, где она прошла подготовку, были поставлены задачи  по добыванию разведданных, а также проведен инструктаж на случай встречи с немцами. В тот момент ей было 13 лет.

На первое задание отправилась в сентябре 1942 года. В тот день ее задачей было перейти линию фронта в районе Мечетки и пробраться в посёлок Рынок  -  определить количество расположенных там немецких танков.
Шла, не вызывая никаких  подозрений, вдруг заметила в кустах   Галю – та  была на задании,  к её  укрытию приближалась группа немцев. Нужно было срочно что-то предпринять:в небе загудел  немецкий  самолет, Люся, указывая в небо, изо всех сил закричала:- Ложитесь! Самолет!
Бросилась на землю. Немцы, поддавшись панике,собрались  это  сделать, но вовремя спохватились. Люсе досталось от них – оттаскали девчонку за уши, но Галя была спасена.
Немцы стали спрашивать, куда она идёт и Люся четко, глядя в глаза, произнесла свою легенду – мол, иду на поля, где мы с другими детьми выращиваем картошку, чтобы не умереть с голода.
«Как только я произнесла слово «голод», - вспоминала Людмила Владимировна, - то сразу предстал перед моими глазами Ленинград. Заклеенные окна — будто бы в траурных рамках. Слабые, иногда мёртвые люди на улицах. Стоявшие прямо посреди улиц трамваи. Огромные очереди за хлебом...»
При слове «картошка» немцы оживились – нужно взять девчонку на кухню, пусть помогает обслуживать солдат.
Давали чистить и картошку, которая помогла определить количество солдат в части. Девочка запоминала, сколько порций помещается в одном контейнере (с этими контейнерами-ранцами танкисты приходили за едой) и сколько ёмкостей было заполнено во время обеда. Нехитрые арифметические вычисления – и точное количество едоков было определено!

...Фрау, киндер... с умилением, доставая из  карманов фотографии, показывая   девочке  своих домашних, а   Люся  внимательно  следила, какие  цифры  написаны на 1 и 2  страничке записной  книжки, что  потом  расшифровывалось в штабе... удалось бежать из  кухонного  плена,  ценные сведения передать командиру своей части.
 Эти данные помогли  вычислить  число солдат врага, танков.

 Люся, агентурный  разведчик,  была заброшена в тыл врага,за Дон.
"Шесть дней нас готовили для разведки. По альбомам знакомились с техникой врага, обмундированием, знаками различия, условными обозначениями на машинах, как быстро сосчитать количество солдат в колонне ( по 4 человека в ряд – рядов – взвод, 4 взвода – рота)."

Всего Люся Радыно совершила 7 разведвылазок и ни разу не совершила, ни одной ошибки.
 Ей поручили узнать – круглосуточно ли дежурят немцы возле небольшого моста через реку. Слоняться там без дела даже ребенку было опасно – могло навлечь подозрения.
Придумала, как появиться несколько раз у моста, не вызывая лишних вопросов: нашла  старую балалайку и  прямиком к охранявшим мост фашистам.   
Хотя  не умела играть – наугад зажимала пальцами струны,  она  чисто и  звонко пела. Первый раз немцы, посмеявшись над ней, прогнали Люсю, не дав ей ничего. Но в следующий раз, вечером, когда она появилась на мосту, подозвали и, показывая девочке кусок хлеба, приказали: «Русский песня!».
Люся старательно пела и тренькала на балалайке, и получила  свой  хлеб. Ночью, когда она пришла снова, фашисты сразу прогнали её. По их нетерпеливому и раздраженному настроению, Люся поняла, что скоро они или лягут спать, или уйдут. Тогда юная разведчица забралась на дерево и стала  наблюдать за постом.
 Пост сняли в три часа ночи. А через несколько дней мост взорвали.
...Был ещё один случай, когда Люся вновь проявила находчивость и мужество. Это было после очередной разведывательной вылазки. Стояла непроглядная ночь… "На дорогу вышел человек, стала наблюдать, поравнялся,  увидела, командир Красной Армии.  При выполнении боевого задания, обратно он сбился с пути, вызвалась ему помочь. Мы долго передвигались, ползком, скатились на дно глубокой ямы.
- Встаньте ко мне на плечи, я сильная. Я- вас не вытащу, если выберусь первой, чуть не расплакалась, он согласился...  К рассвету мы вышли к селу. Командир еле стоял на ногах,удалось раздобыть кружку молока. Сама пить не стала, всё отдала ему. Ночью перешли линию фронта. Командир встретил своих, задание  было  выполнено...»
А в ноябре 1942 года разведчица Люся заболела брюшным тифом.
 Её отправили на лечение в госпиталь. После выздоровления  не сомневалась, что вернется в свою родную часть в  3-е отделение разведотдела штаба 62-й армии. Но судьба распорядилась по-другому – ей вручили пакет, который нужно было доставить в глубокий тыл.

 В этом пакете вместо секретных документов лежало … её направление на учёбу в пятый класс. Война для неё закончилась.
За проявленное мужество девочку наградили медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

После войны Люся вернулась в Ленинград, поступила и закончила педагогический институт, потом вышла замуж, создав  семью обретя  женское  счастье.

 Людмила Владимировна Радыно (в замужестве Бесчастнова) работала учителем младших классов в Гродненской школе №17. До  последних  дней. Она ушла из жизни в 2001 году.


"Радыно Люся – как лихая «Мата Хари» -
Разведчица, агент…! А ей всего тринадцать лет!
Прикрывшись исполнением народных «арий»
Под балалайку, вызнаёт, в чём у врага секрет.


Семь вылазок в «гнездо» врага – все без ошибок.
И хоть в груди вздымается волной к фашистам месть,
Снаружи – хрупкость девочки, внутри – ум гибок,
В характере – находчивость и мужественность есть!


Ах, Люся, как ты мастерски сыграла роли,
Хоть от роду тебе всего тринадцать детских лет…
Душа полна к тебе любви, тепла и боли,
А в Светлой Памяти хранится твой бессмертный след!"


                Автор: Валерий Старостин, 2020
                stihi.ru/2020/01/07/7694


 СВЕТЛАЯ   ПАМЯТЬ этой  легендарной девочке,
  ЛЮДЯМ  МИЛОЙ, самой  юной  агентурной  разведчице той войны.

ЛЮДМИЛЕ   ВЛАДИМИРОВНЕ   БЕСЧАСТНОВОЙ  ( РАДЫНО)!   ПОСВЯЩАЕТСЯ!

 
СЛАВА, БЛАГОДАРНОСТЬ ПОТОМКОВ!



Надежда  Зернова