Влюбиться и вернуться. Израиль. Часть 13

Шестакова Евгения
Вифлеем. Палестинская автономия. Часть 4

Для одних людей Израиль и Палестина – все еще одна страна.  Для других – два абсолютно разных государства. Вот и мне, в первое посещение Палестины  хотелось верить в то, что мы попали в другую страну. Что мы больше не в Израиле.

Наш автобус выехал  из Иерусалима и отправился  в сторону Палестинской автономии.
Палестина – удивительная страна. Здесь  во многих местах  вы найдете благодать и святость, и даже не очень верующий человек типа меня,  может прикоснуться к святости.

Пока мы  ехали  по Палестинской автономии,  я все время  крутила головой по сторонам, пытаясь вспомнить, что я видела в прошлый раз, а что появилось нового.

На первый взгляд тут смотреть особо не на что. Перед нашими глазами совсем не привлекательные картины -   голая, почти выжженная земля, невысокие горы, редкие источники, возле которых растут смоковницы. Где-то здесь растут виноградники, шумят большие и не очень оливковые рощи, люди выращивают хлеб и овес. Все это растет без полива. Вполне хватает зимних дождей, или грунтовых вод.

Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан. Эту  территорию уже много лет оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости. Именно этот конфликт и  создаёт неспокойную обстановку в городе. В итоге все вылилось в строительство мощной пятиметровой стены, опутанной колючей проволокой, чтобы защитить жителей Израиля от проникновения на их территорию террористов - смертников. Сектор Газа отделен защитным забором полностью.

Расписанная граффити серая стена производит не самое благоприятное впечатление. Все дома, которые нам встречались по дороге, построены из светлого камня.
Помню, что в первую поездку,  на въезде в Палестину,  наш автобус встретила маленькая, симпатичная, но очень грозная девушка с автоматом. Гид нам сказал закрыть шторки в автобусе, ни в коем случае не фотографировать военных и если у нас спросят – кто такой наш гид, мы должны сказать, что он тоже турист, а ни какой ни израильтянин. Потому что евреям нельзя без особого разрешения посещать Палестинскую автономию.

Это сделано в ответ на то, что палестинцев теперь просто так не пускают в Иерусалим и вообще им довольно проблематично покидать свои земли.
Тогда  проверка документов водителя длилась всего пару минут на самом деле. Девушка – пограничник покинула автобус,   и мы выехали за колючую проволоку навстречу портретам молодого Ясера Арафата.

Понятное дело, что посещение христианских святынь не обходится без посещения сувенирных лавок. Первым делом в Вифлееме нас повезли в лавку с иконами и свечками.

Началось обычное представление. «Впаривание» доверчивым туристам дорогущих икон. «Все честно, без обмана» (с). Только у нас иконы подлинные и тд и тп. Три за сто долларов или две на девяносто и все в таком духе. Я, конечно, не настолько верю в Бога, но даже мне было противно от таких «оптовых» продаж икон.

Пока все туристы слушали лекцию про иконы, я пошла фотографировать стену. Далеко я одна с дорогим фотоаппаратом не отходила. Как-то было страшно...

Во вторую нашу поездку в Вифлеем я даже и не поняла, когда мы проехали  место контроля. Никакой проверки не было, наш большой туристический автобус никто не останавливал.

Итак,  второй раз в жизни я оказалась в Палестине. И наш путь  лежал к городу Вифлеему, городу Рождества, в который приезжают тысячи туристов и паломников,  как на само  Рождество, так и в любой другой день.

В Вифлееме священники бьют в храмах друг другу «морду лица» на Рождество, потому что никак не могут поделить территорию церквей для своих богослужений.

В самом городе вид домов портят стоящие на плоских крышах черные баки для воды.
Вифлеем, на самом деле, это  один из древнейших городов на Земле. Город существует 38 веков. Такие цифры мы обычно слышим на лекциях по истории Древнего Египта, семнадцатый – шестнадцатый века до нашей эры звучат знакомо. Вот и тут примерная дата основания Вифлеема именно такая.

Повторюсь – тридцать восемь веков истории вокруг нас. Мы едем по земле Ханаанской. Сначала в городе проживали только хананеи, потом им на смену пришли иудеи.
Весь Вифлеем такой - вверх - вниз по холмам. Туристам очень сильно надоедают уличные торговцы. Автопарк в городе довольно старый. Новых машин - капля в море.
Кстати, современный Вифлеем  положительных эмоций не вызывает. Это не самый симпатичный город на Земле. Он стоит на холме высотой около 800 метров, поэтому в городе много лестниц. Высокие здания в городе тоже есть. Но в основном этом отели. А так из окна автобуса я разглядываю в основном двух – трех этажные дома. В конце ноября  город был уже красиво украшен к Рождеству. Вечером тут везде горят огоньки. А мы уже находимся в самом центре Вифлеема, недалеко от Храма Рождества.

Интересно еще и то, что, несмотря на довольно частое упоминание в Библии, город Вифлеем никогда не играл значительной роли в политической истории Древнего Израиля. Это был просто город, но вот два младенца, которые родились в  Вифлееме и прославили его на века и на весь мир.

Христианское население в Вифлееме стремительно сокращается, но кресты и макушки церквей здесь видны на каждом шагу.

Первый знаменитый младенец – это Давид, будущий царь Израиля и основатель Иерусалима.  Здесь, в Вифлееме и его окрестностях происходило действие Книги Руфь.  В первую нашу поездку по Палестине, гид рассказывал нам историю о том,  что  бедная женщина по имени Руфь собирала сзади  жнецов  брошенные или уроненные колосья. Делала она это для того,  чтобы прокормить свою очень старую  свекровь. Руфь  ее любила,  как  родную мать.  И вот за этот добрый поступок  наградил ее Господь так, что Руфь стала прабабкой царя Давида. А сам Давид  был помазан на царство пророком Самуилом, именно здесь, в Вифлееме. Когда Давид сделался царем в Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова.

Слушала я эту историю и думала – откуда-то я ее уже знаю….

Тысячу лет спустя после рождения Давида,  в Вифлееме родился Христос. И с тех пор город стал одним из святейших мест  для всего христианского мира.

Историю о том, как Мария и Иосиф оказались в Вифлееме помнят многие.  Пара жила в Назарете, и во время во время переписи населения всех провинций Римской империи,  они вернулись в Вифлеем, так как были из рода Давидова. Всем жителям нужно было пройти перепись именно в месте рождения или откуда шел их род. Мария к тому времени была уже беременна. И как раз подходило время родов.

Совсем недавно,  где-то в Интернете, я прочитала информацию о том, что на Пасху 2 апреля 2002 года храм Рождества Христова, великую христианскую святыню,   захватили палестинские боевики. Они тогда  предъявляли Израилю какие-то политические требования. Боевики так хорошо «окопались» в храме, что просидели в нем почти 40 дней.

Мировая общественность надавила на правительство Израиля, боевиков выпустили и их не арестовали(!!!).

Храм был заминировал вдоль и поперек. Первыми в него вошли именно саперы. Военным пришлось долго возиться, обезвреживая более сорока растяжек со взрывчаткой.

А сам храм был загажен не только мусором и остатками еды, и буквально залит мочей.

Монахи, которым это все прошлось убирать боялись, что от едкого запаха мочи им никогда не избавиться. На самом деле он выветривался много лет.  В яслях, В Пещере Рождества,  боевики  готовили еду и жарили мясо! Об этом факте нам ни разу ни рассказывал ни один гид. А вот про драку священников разных конфессий, нам  рассказывали. Последняя  потасовка случилась в декабре 2011 года.

Наш гид очень быстро шел по улицам Вифлеема, можно сказать, что он почти бежал. За ним не все успевали. В прошлый раз автобус подъезжал к самой площади, и нам не нужно было бежать за гидом, сломя голову. Все двери домов, мимо которых мы пробегали, закрыты. Людей, кроме туристов, на  улицах  почти не видно. На окнах практически всех домов установлены мощные решетки. Улицы в центре Вифлеема узкие и извилистые, но очень чисто. Нигде не видела мусора или грязи...