Рай и ад

Вадим Ирупашев
     Бог в различные времена показал многим в видениях рай и ад.
     А мне привелось увидеть райские обители и места адовы в сновидении. Явился мне во сне ангел и сказал: «Я покажу тебе рай и ад». Ангел взял меня за руку и увлек за собой.
    
     И предстал передо мной рай в блистании лучей. И никакие слова не в состоянии изобразить внутренность райского сада. Я почувствовал в воздухе непередаваемое благоухание. Вокруг произрастали деревья неизвестных мне пород, необычайной красоты. Кроны их тучнели от зрелых плодов, а вся твердь под деревьями была покрыта цветами. Над головой моей по лазурному небу проплывали лучезарные облака, образующие из себя кущи для достойных рая. На зеленых лугах паслись животные. Львы, тигры, пантеры мирно паслись вместе с овцами, оленями, ланями. И не было между ними вражды.
     Но меня более красот удивил рай покоем своим.
     И увидел я множество людей в светлых ризах, гуляющих среди деревьев. Одни из них срывали с деревьев плоды и насыщались ими, другие освежались питием чистой воды и омывали свои лица собранной с цветов росой. И слышались услаждающие слух песни во славу Бога.
     Я спросил Ангела: «Не скучно ли этим людям целыми днями гулять по саду?» Ангел улыбнулся и объяснил мне: «В раю нет дней, нет времени, а есть только безграничная любовь к Богу, и в этой любви человек обретает истинное наслаждение и покой».
     Среди гуляющих по саду я заметил человека, одетого в черную ризу, стоящего у дерева, опустив голову. Я спросил Ангела: «Кто этот человек?» И Ангел ответил мне: «Это Иуда, прощенный Богом, но не простивший себя, а черную ризу он носит, как напоминание о своем грехопадении».
   Я поинтересовался, спросил Ангела: «Есть ли в раю особые места для святых, монахов, патриархов, священников, по мере заслуг их перед Богом?» И Ангел ответил мне: «Нет в раю ни привилегий, ни отличий, и только двенадцать апостолов удостоены особой милости и допущены к престолу Божию».
     Мы шли по райскому саду. И Ангел подвел меня к дереву жизни. Я был поражен его красотой, ничего подобного я и представить себе не мог: свет, излучаемый листьями дерева, по лучезарности своей был подобен солнцу, а благоухание, исходящее от них, привело меня в какое-то ранее не испытываемое мною блаженство. Ветки дерева склонялись к моим ногам, как бы приглашая меня в свое лоно.
     Я спросил Ангела: «Могу ли я увидеть Бога?» И Ангел огорчил меня: «Это невозможно, встретиться с Богом ты сможешь единожды, когда закончишь свою земную жизнь и предстанешь перед судом Божьим».
     И решился я задать вопрос Ангелу: «Как понимать: человек создан по образу и подобию Божию?» И объяснил мне Ангел: «Бог никому не является в образе, Бога невозможно увидеть, Бог есть Дух, а человек – духовное Его создание, и только в Духе человек подобен Богу, – так и следует понимать слова Библии».
     И подвел меня Ангел к дереву познания, и пояснил, что посадил Бог дерево познания посреди рая в назидание и окружил его страхом и ужасом, подобно ограде. А я смотрел на странное дерево и чувствовал, как охватывают меня необъяснимая тревога и страх. И попросил я Ангела увести меня от этого проклятого места.
     Я спросил Ангела: «Могу ли я увидеть в раю своих умерших близких родственников и моего покровителя, заступника перед Богом, святого Пантелеймона?» И ответил мне Ангел: «В раю нет родственных связей и нет святых, в раю все дети Божии, и сияние Бога озаряет всякого, рожденного от Него».
     Ангел посмотрел на меня с сочувствием и сказал: «До твоего пробуждения от сна еще осталось время, и я могу показать тебе ад, но для тебя это будет тяжелым испытанием, и ты можешь отказаться». Мне было страшно, но любопытно. И я согласился.
     Ангел вывел меня за ограду рая к глубокой пропасти, над которой поднимался зловонный пар. И услышал я странные звуки, похожие на стоны и плач, доносившиеся из бездны. Ангел предложил мне заглянуть в пропасть. Было страшно, но я пересилил страх, подошел к краю пропасти и заглянул. И то, что я увидел, повергло меня в ужас. Это была геенна огненная. Среди языков пламени я с трудом различал тела грешников. Несчастные извивались, грызли друг друга, рвали волосы, пытаясь вырваться из груды тел. Некоторые грешники, увидев меня, протягивали ко мне руки, и глаза их, вылезающие из орбит, были полны слез и мольбы. Я ощутил запах паленой плоти и отшатнулся.
     Я был потрясен увиденным, и какое-то время мы стояли молча.
     Когда я немного успокоился, то спросил Ангела: «Долго ли грешники будут находиться в таких страшных мучениях?» И Ангел ответил: «Вечно». И пояснил мне Ангел: «Как есть различие в грехах, так различны и мучения адовы, и если в геенну огненную помещены великие грешники, не признавшие Христа, хулившие Бога, то для убийц, разбойников, прелюбодеев, пьяниц есть в аду места иные, но и в них грешники распределены по мере грехопадения своего».
     Ангел, видя, что страх оставил меня, сказал: «Каждый будет судим по грехам своим, но не впадай в уныние, у тебя еще есть время для покаяния: покайся, не греши, и Бог с любовью и радостью примет тебя в свою обитель».
     Я проснулся. Было мне страшно, но и радостно. Видимо, подумал я, мой Ангел-хранитель очень обеспокоен моей греховностью. И надо бы мне прислушаться к его советам: покаяться в грехах своих и не грешить. Но вот беда, если покаяться-то не так уж и затруднительно, а вот впредь не грешить…
     Господи, прости меня, грешного.