Код Вселенной. Лекция. Параграф 8

Записки Охотоведа
Человек – особый род сущего, и любые теории его происхождения, развития и существования пользуются особой популярностью в философских и научных исследованиях. Разумеется, человек обладает рядом необычных свойств.

Он отражает в своем сознании величественное многообразие окружающего. Он творит мир культуры. В нем самом – удивительное сплетение природных и социальных качеств.

В науке всякая постановка вопроса о человеке (что есть человек?) связана с уточнением границ этого вопроса, т.е. выделением предметной области науки. В самом общем виде проблема уникальности человека кажется постигаемой.

Беляевым А.И. основываясь на главнейших традиционных подходах к человеку (натуроцентрический, социоцентрический и теоцентрический), исследователь полагает, что человек являет собой существо, которое «приходит в Мир как актуально потенциальная становящаяся целостность и реализует собственное естество посредством обеспечения единства природного, социального и духовного существования.

Но мы живем во времена разнообразия мнений, в таких разнообразных условиях, когда отдельные науки представляют реальность столь различно, что получаемые картины, а еще более их объяснения представляют реальность столь различно, что всегда возникает вопрос об истинном и ложном.

Мировоззрение может быть реалистичным, если присутствует обращение к истинности и качеству, в усилии постижения имманентного, внутреннего, присущего тому или иному предмету, явлению или процессу, свойству, функции или закономерности, любому противопоставлению известного или неизвестного, что обращает нас к дихотомии представления знания и незнания.

Это означает, что любая конкретная наука изучает не целостность человека, но определенный предметный «срез» (экономический, социологический, психологический и пр.).

Современная антропология за последние полвека в значительной степени отдалилась от реконструкции и изучения прошлых человеческих культур, ее современные интересы обращены к изучению более актуальных в современном социальном плане вопросов – гендерная и возрастная антропология, антропология медиа и профессиональных сообществ, медицинская, юридическая, спортивная антропология.

В философии, категория «современный человек» – это аналитическая конструкция, отражающая основные характеристики социального бытия множества отдельно взятых индивидов.

Понятие "индивид", с одной стороны, позволяет фиксировать прежде всего "внешние" по отношению к его психике, но определяющие в самой абстрактной форме его суть социокультурные параметры, а с другой - предполагает свою переинтерпретацию в терминах, и на основе методологических и онтологических допущений, той или иной концепции или научной дисциплины.

Заметим, если «индивид» - единичный, конкретный, уникальный субъект, наряду с родовыми чертами «человека», обладающий специфическими качествами (особость природных свойств; психических способностей; деятельностного, мыслительного, жизненного потенциала). Впечатления, добываемые с помощью различных органов чувств, непосредственно от предметов внешнего мира чрезвычайно важны, но недостаточны для регуляции поведения.

Для научного обращения к теме человека, полагаю необходима и значима будет фундаментальная помощь и обращение к мудрецам древности, на том нелегком пути постижения, ведь что может быть полезнее, чем кропотливое и неустанное приобретение сведений о человеке – знание человеческого.

В древнегреческой философии сформировались некоторые исходные принципы изучения человека в европейской и мировой философии, с тех пор были предложены сотни определений человека, и мы способны видеть, последовательно продвигаясь по вехам развития философской антропологии, какой трудной и до сих пор до конца еще неразрешимой для человека является эта задача.