Пабло Пикассо Фернанда Оливье

Каменцева Нина Филипповна
Пабло Пикассо – Фернанда Оливье

Амели Ланг (Фернанда Оливье — псевдоним)

   Первой любовью Пабло Пикассо была Фернанда Оливье (1881–1966). В 1904 году, на исходе «голубого периода», Пикассо тяжело переживает смерть покончившего с собой друга Карлоса Касагемаса, которого в присутствии посторонних обличили в его неспособности быть с женщиной, хотя он попросил деньги у Пикассо оплату за колье – и тот отдал ему без сожаления всё, что имел, – но девушка всё равно не приняла подарок. Он стал пить, и поэтому, чтобы не потерять друга, а напротив, спасти, Пикассо выезжает к брату отца в Испанию Сальвадору, которого знает наверняка, что тот его примет на две недели побыть и отдохнуть у моря. Когда дядя возвратился домой и встретил двух молодых людей, первым делом Пикассо получает от него взбучку. Дядя намекнул, что он оплачивал его учёбу в художественной школе, чтобы возвысить род, а Пабло не подписывает картины отцовской фамилией. Но он был добр и всё же дал юным художникам средства на цирюльника и приодеться.
   Но они отвергли всё о чём просил дядя. Пикассо решает отвести друга в бордель, чтобы тот стал мужчиной, вспомнив, что и его когда-то отвёл туда друг и учитель. И когда всё наладилось, Карлос Касагемас обманывает Пикассо и возвращается в Париж, хотя должен был посетить свою родню. Приехав в Париж, Карлос хотел возобновить любовные отношения с его возлюбленной, но, вновь получив от девушки полный отказ, прямо в кафе достаёт револьвер и стреляет в неё. Однако пуля пролетела мимо, а вторая пуля поразила его в висок. И всё это в присутствии Пикассо и друзей-художников.
    Опечаленный таким поворотом судьбы друга, Пикассо меняет обстановку – поселяется в одном из бедных кварталов города, среди уличных артистов и бродячих циркачей.
    Там он случайно встречается с Фернандой Оливье. Высокая, смуглая, аристократической внешности служанка, натурщица, проживала по соседству. Сперва художник приглашает девушку позировать, и вскоре она становится его возлюбленной, вернее, его первой любовью (ей было 18, ему 23 года). Вначале жизнь у них не удавалась, были только длинные восторженные любовные взгляды и тайные встречи, она работала на другого, но вскоре перешла к Пабло содержанкой. Сблизиться им помог случай. К Пикассо в окно в дождливую погоду царапался котёнок, но, пока он открывал окно, котёнок сполз вниз и спрятался за небольшим навесом для собак. Пабло выскочил и забрал котёнка себе под мышку, а перед самым входом заметил Фернанду, которая также промокла под дождём, и он приглашает её к себе – согреться чаем. Но она провела с ним всю ночь – правда, намекнула, что у него пыльно. Повторно Пабло серьёзно подготовился: почистил в комнате и даже запасся опиумом. Видно, она угадала его суть, а когда увидела, каков он в действительности, перешла к нему насовсем.
    Привязанность или любовь существовала между ними, до конца непонятно. Ревность Пабло к его друзьям-художникам. Временный переезд в Испанию, где на базаре, когда они целовались, её назвали шлюхой. Они забежали в старинный собор, и именно там его осенило, как превзойти работы Матисса. Он делает ей предложение и говорит, что нужно создать семью. Фернанда не отказывается, а, наоборот, рассказывает о своей трудной доле: была замужем, забеременела, но ребёнка потеряла и дальше медицина бессильна: она никогда не будет иметь детей. Пикассо предложил взять ребёнка в монастыре, и когда они поехали обратно в Париж, то пошли в монастырь, где Пикассо сразу же обратил внимание на девочку небольшого роста, сказав: «Возьмём её, она очень похожа на мою сестру Кончиту, которая умерла», – так и было, они взяли на воспитание девочку и он сразу же заинтересовал её красками. Но это не всё: однажды, возвратившись из продуктовой лавки, Фернанда увидела на столе рисунок и сразу же узнала лицо удочерённой девушки. Она спросила: «Ты что, рисовал её обнажённую?» – «Да, пускай привыкает». – «Сначала она будет модель, потом шлюха?» – «Как ты могла об этом подумать?!» – «Не ты, так здесь много пьяниц-художников, ей здесь не место, пускай лучше живёт в монастыре!» И на следующее утро она отвела девочку в монастырь со слезами. Это была первая трещина в их семейных отношениях.
    «Любовь может быть опасной», – так говорил Пабло Пикассо. Да, Пикассо любил своих жён, любовниц, натурщиц-вдохновительниц и щедро тратился на них, выводя в свет в самые дорогие рестораны, покупал маленькие украшения и цветы. Но любовь эта была не больше той, что он испытывал к своим картинам. И, как говорил Соломон Волков, «соперничество двух великих парижских художников – Матисса и Пикассо – преобразовало мировую живопись так же, как изменило музыку соперничество Стравинского и Прокофьева». Так оно и было. Пикассо один раз хотел выставить свою картину «Болеро», и когда он прошёл мимо картины Матисса, сам был удивлён, как тот полностью изменил художественное видение. Тогда же Пикассо передумал насчёт выставки, а обмолвился лишь фразой: «Матисс видит мир под другим углом, я ещё не писал в таком стиле, и пока я не напишу лучше, не буду выставляться».
    В этом ему помогают друзья Макс Жакоб и Гийом Аполлинер – поэты, которые возвращаются после выставки в галерее Амбруаза Воллара, которую оценили высоко. Раньше Макс Жакоб некоторое время проживал вместе с Пабло в комнате на бульваре Вольтера. Правда, Макс любил мальчиков, но это не помешало им дружить, а спали они по очереди: Пикассо любил работать ночью, Макс днём. Он же и знакомит Пикассо с поэтом – служителем банка Гийомом Аполлинером. По вечерам все художники и поэты собирались в тавернах или же забегаловках, чтобы оценить ту или иную картину, а также прочесть новые стихи. Так и в один из вечеров именно там была представлена «Девочка на шаре» – картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году, крупное произведение «розового периода» в творчестве художника. Гийом Аполлинер тогда же прочитал стихотворение, возвысившее содержание картины. Здесь же Пикассо впервые знакомится с художником Матиссом. Потом они направились на представление «Арлекин», где Пикассо смотрел уже своими глазами, взглядом художника, желающего поломать все стереотипы, существующие на то время, утверждая, что точность портрета должна присутствовать только на фотографии.
    Постоянные сцены ревности отдаляли Пикассо от Фернанды, один раз он даже закрыл её в чулане, но на общей кухне вспыхнул пожар, и пленница была выпущена, за это он сказал ей при всех: правильно тебя называли испанские женщины, ты шлюха. Она не выдержала и в присутствии всех дала ему пощёчину.
   Но всё же осталась с ним и была с ним до появления новой возлюбленной – Марсель Умбер (Ева).

Название, рус.
    Портрет Фернанды
Название, англ.
    Portrait of Fernande
Оригинальное название
    Portrait de Fernande
Год окончания
    1909
Период творчества
    Аналитический кубизм (1909-1912)
Размеры
    61.8 x 42.8 см
Техника
    Холст, масло
Жанр
    Портрет
Сюжет
    Голова Фернанды, Фернанда Оливье
Местонахождение
    Deutschland, D;sseldorf, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen