Ма-ма мы-ла ра-му

Ирина Красильникова 2
(Театр «Большая Медведица» в ДК «Гайдаровец»)

Режиссер: Валерия Приходченко.

«Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды».
(Владимир Маяковский. «Разговор с фининспектором о поэзии»)

«... И главное, вот что запомни: ты ничем не отличаешься от других детей. Ты просто немного лучше рисуешь!»
(Из речи классной руководительницы на церемонии награждения 11-летней победительницы городского конкурсе по рисованию (меня). 1975 год.)

***

Согласитесь: как все-таки нелегко быть обычным ребёнком у таких всех из себя творческих родителей! Которые вечно в растрепанных чувствах; как будто и не с тобой рядом, а в своих стихах, нотах,  картинах... Которые запросто могут не спать ночами, и все ходить, ходить из угла в угол, бормоча себе под нос упрямую, никак не желающую рифмоваться строчку... Или в сотый раз перемазывать одну и ту же картину,  хотя и ежу  понятно, что все самое крутое в живописи уже давным-давно создано,  и без их участия.
«Ну как они не понимают, глупые, что в наш меркантильный век ничего-то этим самым «творчеством» не заработаешь! И дочери их суждено до совершеннолетия «облизываться», глядя, как одеваются и проводят свой досуг дети обычных, «не замороченных» своим богатым внутреннем миром предков...»
... Так примерно  рассуждает этот самый обычный ребёнок, и он настолько уверен в своей правоте, что нам даже и возразить-то ему нечего!

А если, например, наоборот: в семье скучных, ординарных родителей рождается юный гений? Думаете, ему намного легче? Когда ежедневно, ежечасно, ежеминутно «серые мыши», неизвестно за какие его грехи тусующиеся с ним на одной жилплощади, делают все, чтобы потушить свет, идущий от него и его творений!
И, что самое смешное, руководствуются они при этом самыми добрыми побуждениями. Берегут дитя, так сказать, от будущих обломов и разочарований. Ибо уже  сейчас, когда вся начальная школа вздыхает и охает в восхищении от его рисунков, самые дорогие ему люди уверены: ничего хорошего из этого увлечения не выйдет... И дружно так советуют: иди-ка ты лучше, как бабушка, папа и мама твои — в педагоги. Заодно и династию таких же талантофобов, как мы, поддержишь!

Я больше чем уверена, что каждый зритель, побывавший сегодня вечером в зале гостеприимного ДК «Гайдаровец», в той или иной степени испытывал в жизни то, что мы увидели на сцене. Ну, или у его друзей-знакомых что-то подобное происходило. Пьеса Владимира Зуева «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ» в исполнении трёх артисток замечательного театра «Большая Медведица» позволила нам вновь ощутить пережитое. А кому-то, может быть, и понять свои прошлые ошибки.

Девушка лет 15-ти, Девушка лет 30-ти и Женщина лет 55-ти... Как они воспринимают все, что происходило с ними и их родителями много лет назад? Воспоминания захватывают их полностью, и они не просто дают интервью для фильма о своих знаменитых родителях. Они вспоминают ВСЁ, и это «всё» — не только хорошее.
Так, милое юное  создание (Людмила Калентьева) как ее об этом ни просят, не находит ничего положительного в поведении своей всемирно известной мамочки-поэтессы, ради свободы творчества оставившей семью... Потому что она считает, что ей, как и любому ребёнку, нужна рядом просто мама, а не светило международной поэзии.
А харизматичная (и обалденно пробивная) Девушка лет 30-ти (Юлия Исаченко) напротив, поёт дифирамбы своему талантливому папочке-художнику и всячески рекламирует его творения. И даже упрекает маму, долгие годы тянувшую на себе всю семью, за непонимание «истинного гения».

Очень интересно наблюдать, как под влиянием обстоятельств мнения первых двух рассказчиц меняются на прямо противоположные. Так, Девушка лет 15-ти, узнав, что ее мама, оказывается, недавно умерла, заставляет операторов стереть всё то, что она им только что наговорила. «Ну и что, что странная. Все странные. Я тоже не совсем норм... Просто она не стала скрывать, не испугалась... Другая она», — говорит она взрослым дядям и тетям, словно  забыв, что только что вещала прямо противоположное.
А Девушка лет 30-ти наоборот разочаровывается в гениальном папе, узнав, что у неё «на стороне» растёт сестра, которая тоже  имеет право на «наследство». И дело вовсе не в деньгах, нет! А в том, что появилась откуда ни возьмись самозванка, претендующая на то, что тоже любила папу и понимала его творчество. И возможно, даже спасавшая вместе с ним из зоопарка мишку и обезьянку!

Апогеем спектакля является монолог привлекательной Женщины лет 55-ти, которая пригласила операторов с телевидения, чтобы показать им созданный ею «Музей педагогической династии». И всё бы хорошо, но когда гаснут софиты, мы слышим грустный рассказ красивой, мудрой, но очень одинокой женщины. Старой девы, которой «горячо любящие ее родители» испохабили всю жизнь. И не только ей, но и десяткам, сотням своих талантливых учеников, коих они «отговорили» заниматься творчеством.
«Папа, я читала Макаренко, Сухомлинского и прочую муть, скажи мне, зачем? Чтобы убить детей в детях?» — эти слова звучат в устах талантливой актрисы Елены Панджариди как вопль души и жестокий приговор одновременно.

Вот так и живем мы рядом — таланты и «неталанты». Поддерживая друг друга, или же портя жизнь и себе, и своим детям...
А может, и нет их вовсе на свете — этих самых «неталантов»? А есть только несчастные взрослые, которых в детстве ставили в угол за разрисованные в порыве вдохновения стены? Меня вот не ставили, вот и рисую я до сих пор. И на стенах, и на потолке, если стен вдруг не хватает...

Необыкновенно сильный и правдивый получился  спектакль, и три актрисы в нем играли просто великолепно. «Большая Медведица» всегда отличалась от других театров неординарным репертуаром и влюблёнными в свое дело артистами.
Такие постановки не оставляют равнодушными, и по дороге домой хочется обсуждать ее с друзьями-театралами и вспоминать случаи из собственной жизни, подтверждающие ту или иную точку зрения.

Неужели же нет никакого выхода из создавшегося положения? Может, и впрямь «отпустить зверей на волю», как мечтал сделать папа Девушки лет 30-ти? Пусть творят себе в одиночестве или, если очень повезёт, создадут счастливый союз вроде того, какой сложился у Джона Леннона и Йоко Оно! И пусть растёт в этой незаурядной семье счастливый мальчик Шон, которому никто не мешает раскрывать свои таланты.

Или, если уж судьба соединила таких разных людей, постараться понять и поддержать друг друга, как делала это Девушка лет 30-ти уже в раннем детстве? Да и потом, после смерти отца, она мужественно вытаскивала  из помойки его «бессмертные» творения со странноватыми названиями: «Коты и собаки в ожидании», «Моль и шуба», «Таракан и инсектициды», «Брежнев и поцелуи»... Спасала просто потому, что любила отца и восхищалась его непохожестью на других.

Но, до чего бы мы с друзьями ни договорились, бесспорно одно... В наше нелегкое время с его прямо-таки преступным равнодушием ко многим истинно гениальным творческим людям, очень хотелось бы верить, что они найдут искреннюю поддержку если не у государства, то в семье или у верных друзей. Потому что актеры, писатели, поэты, художники, режиссеры — это огромное богатство нашей страны. И признавать их надо не после смерти, а помогать им ещё при жизни.