Память - лучшая книга в жизни человека

Жузумкан
    К 80 - летию освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков
21 января 1943 года.


Я записала воспоминания жительницы города Ставрополя Евдаковой Нины Сергеевны.  Ей в декабре 2019 года исполнилось 93 года. Бодрая старушка с хорошо поставленным голосом и с удивительной памятью, которая хранит многие эпизоды из своей жизни. И вот о чем она мне поведала:


Мне запомнились мои школьные годы. Из всех воспоминаний - это воспоминание самое сильное. Мне было 15 лет, когда началась война. В то время я училась в восьмой школе города Ставрополя. У нас, Евдаковых, была большая семья. Старшая Мария, будучи замужем, жила отдельно. Отец наш сильно болел. На фронт его не взяли. А вот моих братьев Павла, Василия и Сергея демобилизовали в первые же дни войны. Поэтому я очень тщательно следила за сводками из фронта. Радовалась, когда немецких фашистов погнали от Москвы. Думала, там, где-то, и мои братья сражаются, ведь писем от них не было. Город жил неспокойной жизнью. Кто-то из соседей приносил письма с фронта, а кто-то пересказывал сводки о наступлении фашистов на Сталинград. А жили мы в нижней части города на улице имени Молотова (ныне это улица Мира). Недалеко от нашего дома на столбе висел черный репродуктор.  Возле него постоянно толпились люди и жадно ловили каждое слово сводок. Как-то раз нас собрали в школе и сказали, что надо идти в центр города и рыть там  окопы. И мы их рыли вместе со взрослыми. Теперь же, на том месте находится центральный городской парк.
    В конце июля 1942 года, нас, повзрослевших школьниц, послали в местный колхоз на прополку подсолнуха. По приезду поселились мы в сухом просторном и светлом амбаре. Вечером набрали по охапке сухого сена, из стоявшего рядышком с амбаром стога, и легли спать. Утром колхозницы привезли молоко, хлеб и мед. Наскоро позавтракав, мы вприпрыжку помчались на поле. Спешили потому, что утром легче было работать и не так жарко. Летнее солнце беспощадно жгло спину, голову и руки. Но мы усердно пропалывали этот подсолнух и все подсчитывали, какой же будет урожай.
    Прошла неделя. Бригадир объявил, что 1 августа мы все возвращаемся домой. Нас привезли в город на бричках. И первое, что мы узнали - немцы наступают и скоро будут в Ставрополе. Третьего августа мы слышали гул самолетов, и взрывы. Первой загорелась нефтебаза.  Черный дым и огромные всполохи огня казалось заволокли все небо. Прибежал отец и рассказал, что бомба упала на Нижний рынок. В городе горели дома, гибли люди. Они падали прямо на улицах. Во время бомбежек, каждый раз, я с младшей сестрой Раисой(ей только исполнилось 5 лет)прятались под кровать. А родители нас оттуда вытаскивали и мы вместе с ними бежали в подвал. Подвал стал нашим вторым домом, даже когда прекратились бомбежки. В городе хозяйничали немцы. Ходили страшные слухи о массовых расстрелах людей.
   На улице мы почти не бывали. Боялись немцев. Хлеба не было. Мама пекла лепешки из сои. У нас был свой огород. Уродилась картошка. Мы ее выкапывали и варили. А еще отец с мамой ходили к полусгоревшему зернохранилищу и оттуда приносили тлеющую пшеницу. Мы по вечерам выбирали уцелевшие зерна. Мама в ступе их толкла и пекла хлеб. Как-то прибежала соседка и сказала, что немцев расселяют по квартирам и домам. Вскоре к нам поселили молодого немца. Он прожил у нас несколько дней. Мы старались не попадаться ему на глаза. Как-то раз он принес колбасу и положил на стол. Через какое-то время колбаса со стола исчезла. Оказалось,что ее стащила кошка и обгрызла. Мама обнаружила пропажу, показала немцу, и, с побледневшим лицом, стала объяснять ему о случившемся. Но, к удивлению испуганной мамы, немец только махнул рукой и ушел. А потом мы стали замечать, что немцы собираются кучками и о чем-то оживленно разговаривают, жестикулируя руками.
   Приближалось Крещение. Был сильный мороз. Но на улицах было оживленно.  Прошел слух, что наши наступают. Люди начали выходить из домов. Мальчишки забирались на крышу и кричали, что видят со стороны села Надежды движущиеся черные точки на белом снегу. "Это наши наступают! Красноармейцы идут!"- кричали они. Тогда я не выдержала, и тоже полезла на крышу. Действительно,вдали двигались люди. Это были бойцы Красной Армии. Вдруг над одним из домов взвился красный флаг. Мы все закричали: "Ура!"
   Несколько дней слышалась сильная стрельба. Люди рассказывали, что ожесточенный бой шел на железнодорожном вокзале и в центре города. А утром, 21 января меня разбудила мама. Она смеялась и плакала: "Наши пришли! Доченька, наши!" Я выбежала на улицу. Там было много женщин. Они обступили одетого в полушубок красноармейца и пытались угостить его пирожками. Он отказывался, и все время повторял: "Нельзя! Нельзя! Пожалуйста, не мешайте мне! Спасибо вам! Нельзя!" Это был связист. В руках он нес катушку и тянул провод.
   И для меня началась совсем другая жизнь. Я поняла, как хорошо быть свободным человеком! Я поняла, какое счастье, когда нет бомбежек! Я ждала вестей от братьев. Павел воевал на Черноморском флоте. Василий после Победы в мае сорок пятого уехал воевать с самураями на Дальний Восток. До сих пор неизвестная судьба Сергея. Пропал без вести.
Прошли годы.Ушли из жизни моя старшая сестра Мария, мои родные братья - ветераны. Возраст и болезни никого не щадят. Жива моя младшая сестренка Раиса. Ей 83 года. А я разменяла уже сотый десяток. Мне 93 года. И пока я жива, живы мои воспоминания. Память - это лучшая книга в жизни человека.