Дополнение

Инна Сопруненко
Биография моего отца, дополненная воспоминаниями

   Мой отец Сопруненко Петр Карпович родился 17 мая 1908 года в селе Исайки Богуславского района Киевской области в бедной крестьянской семье. В доме пол был земляной, а крыша покрыта соломой. Крыши большинства домов в селе также были покрыты соломой. Весной, в марте, солому снимали, чтобы прокормиться до следующего урожая.

   В 1920 году отец окончил 4 класса церковно-приходской школы, мальчиком пел в церковном хоре. В семье было пятеро детей: два сына и три дочки. Зимой мой дед уезжал на заработки в Донбасс. Когда отцу было 10 лет, умерла его мать. Старший брат работал на шахте в Донбассе. В 15 лет отец также уехал в Донбасс и устроился на шахту номер 1 Анненского рудника в городе Красный Луч Ворошиловоградской области. Работал на разных вспомогательных работах : крепильщик , дворовой,  лампонос, рабочий Главтехбазы рудоуправления, ученик маркшейдерского бюро.

   В 20 лет вступил в партию. Однажды он проводил собрание, одним из вопросов которого был набор в армию. Желающих особо не было, из зала спросили:
       - Ну, а ты идешь в армию?
Отцу, который вёл это собрание, ничего не оставалось делать, как записаться первым. За ним потянулось ещё несколько человек. С августа 1928 года в течение двух с половиной лет отец учился в городе Харьков в школе Червонных старшин. После этого с апреля 1931 года по май 1935 года служил в Укрепрайоне Каменец-Подольской области и дослужился до помощника командира отдельной пулеметной роты.

   Однажды проверять боевую готовность приехал Саблин Ю.В, видный военный деятель. Командира роты не было, и отец демонстрировал военную подготовку роты. Саблин высоко оценил готовность подразделения и спросил отца, пойдёт ли он учиться в Военную академию. На это отец ответил положительно. Саблин уехал, а через несколько месяцев пришла разнарядка на 3 места для обучения в Военных академиях.

   Моя мама Соруненко Раиса Львовна в то время работала учительницей географии в городе Волковинцы Каменец-Подольской области. Учителя из школы занимались с отцом по разным предметам. Отец сдал экзамены в Военную академию имени Фрунзе. По воспоминаниям родителей провожать в Москву отца,маму и меня, девятимесячного ребёнка, пришло много учителей.

   В Москве после мытарств со съемными  комнатами отец получил в академии место в общежитии для семейных - 11-метровую комнату, где и жили все три года обучения. Мама все эти годы работала, преподавала в школе. Со мной была домработница, которая жила вместе с нами.

   После первого курса,  когда отец вернулся из отпуска, он оказался на спецфакультете. Учился он хорошо, у него была отличная память. По окончании академии в 1938 году отец получил диплом с отличием. Последний год обучения отца усиленно учили французскому языку,  его собирались послать во Францию. Но присутствовавший при представлении выпускников начальник сказал, что отец выделяется своей худобой. Отцу предложили работу в НКВД, предварительно послав его в санаторий в город Саки. Так отец оказался, во-первых, в Москве, и во-вторых, в НКВД на должности начальника курсов. В 1939 году ему была поручена организация Управления по делам военнопленных и интернированных, а затем его назначили начальником этого Управления. Отец имел тогда звание капитана.

   С сентября 1939 года по февраль 1943 года  отец работал начальником Управления по делам военнопленных и интернированных (УПВИ) НКВД СССР, а с марта 1943 года заместителем начальника этого Управления. Об этом периоде жизни отец рассказывает в основной главе этой книги"Воспоминания П.К.Сопруненко".

   С мая 1944 года по май 1945 года Сопруненко Петр Карпович был начальником управления народного комиссариата внутренних дел (НКВД) Каменец-Подольской области, а с лета 1945 года по октябрь 1946 года-начальник УНКВД-УМВД Закарпатской области. 1945-1946 учебный год мы всей семьёй жили в Ужгороде. Для родителей этот год, возможно, был самым счастливым в жизни. Война закончилась. Жили семьей, в очень красивом месте - в Закарпатье, в Ужгороде. Этот год для меня, десятилетнего ребёнка, тоже был одним из лучших. Я научилась плавать, кататься на велосипеде,  играть детские пьесы на фортепиано и самоучкой аккомпанировать на аккордеоне. Я училась в четвёртом классе русской общеобразовательной школы, расположенной в центре Ужгорода. В классе были местные ребята и дети военнослужащих.

   В октябре 1946 года отец был освобождён от должности и переехал в Москву. Он хотел поступить в академию Генштаба, его туда брали. Два раза подавал рапорт. Но из МВД его не отпустили и направили на строительство атомных объектов на Урале, почтовый адрес Свердловск-44, на должность заместителя начальника управления строительства по военно-строительным батальонам.

   Я и сестра учились в школе в Москве,  мама оставалась с нами и несколько раз в год  ездила к отцу. На лето мы все выезжали к отцу под Свердловск. Помню, что совсем не было фруктов, которые я всегда любила. Посаженную на участке картошку  называли уральскими яблоками. И ещё мне запомнился один случай. В воскресенье собрались на большой пикник,  ехали по озеру в лодках. Было, в основном, начальство с семьями. Обратно ехать припозднились. Начало штормить, но всё же выехали на лодках. Может из-за шторма, или из-за отдыха на пленэре, заблудились. Никаких средств связи в виде телефонов тогда не было. Блуждали в кромешной тьме по бушующему озеру. Нас в лодке четверо: отец, мама и я с младшей сестрой. Мама и я как-то плавать могли.  Хорошо помню, как отец сказал маме, что надо добираться вплавь:
    -Ты берёшь на себя старшую, а я мадшую.
Сестра плавать не умела. Но, к счастью, вскоре появились огни от фонарей и голоса. Оказывается, нас искали, так как ждали возвращения. Всех собрали на большом катере. А дальше ничего не помню. Видно потрясение была немалое.

   Больше 4 лет отец работал под Свердловском. В 1951 году по ходатайству мамы отца перевели поближе к Москве заместителем начальника управления строительства с почтовым адресом Арзамас -16, где он работал до марта 1953 года. Я оставалась в  Москве, училась на первом курсе механико-математического факультета МГУ. Мама и сестра находились с отцом. Мама опять пошла на работу, стала преподавать.

   В марте 1953 года отец приехал в Москву. В 1953-1957 годах он начальник военно-строительного управления, в ведении которого находилось строительство военных объектов Подмосковья. С января 1956 года - начальник штаба военно-строительной части Главспецстроя Министерства Обороны СССР. Переведён в запас в сентябре 1963 года.

   Все годы службы у отца был один выходной день - воскресенье. Часто и воскресенье отец проводил на работе, уезжая на смотр художественной самодеятельности в воинских подразделениях. Иногда он брал нас с собой.

   Отец был музыкально одаренным человеком с очень хорошей памятью. Он знал бесчисленное множество украинских песен со словами. По рассказам отца, его мама (моя бабушка) хорошо пела, и когда муж (мой дедушка) на зиму уезжал на заработки в Донбасс, она с детьми пряла зимними вечерами и все вместе они пели. Отец хорошо пел и любил петь. Я у него была аккомпаниатором. Как-то в конце жизни он сказал, что сложись жизнь иначе, он был бы певцом. Закончу я воспоминания своим стихотворением "Песни", написанным в 2014 году.

       Песни
   Инна Сопруненко

Старые песни с историей вместе
Пришли к нам из прежних времен.
Новое время и новые песни,
Старыми станут потом.

Когда я пою и играю
Песни, что пел мой отец,
Всегда я его вспоминаю,
Будто не расставались навек.

Отец знал много украинских песен.
Их пели в хате зимней порой
За веретеном - мама и дети,
А дед мой на шахту ездил зимой.

Теперь и я пою с родными вместе
Песни из разных времён
От военных лет моего детства
До нынешних с мелодией в унисон.

Песни - время настанет-
Будут звучать через годы.
В них прошлое снова предстанет,
И это даст новые всходы.

   В этой книге я хотела рассказать правду о героическом времени и событиях, свидетелем и участником которых был мой отец Петр Карпович Сопруненко.















.