На балах, Натали плясала или танцевала?

Владимир Конюков
На балах, Натали плясала или танцевала?


     Читаем фрагментарно в сокращении из писем Пушкина к жене Наталье, тёще..
 19 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
 «Душка моя,… не забудь, что уж у тебя двое детей, третьего выкинула, береги себя, будь осторожна; пляши умеренно…».

  20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
 Ангел мой женка!...
 … не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени…

 12 мая 1834 г. Из Петербурга в Ярополец.
 Какая ты дура, мой ангел! конечно я не стану беспокоиться оттого, что ты три дня пропустишь без письма, так точно как я не стану ревновать, если ты три раза сряду провальсируешь с кавалергардом. Из этого еще не следует, что я равнодушен и не ревнив…
… Одна мне и есть выгода от отсутствия твоего, что не обязан на балах дремать да жрать мороженое…

 1834 г. Из Петербурга в Полотняный завод
 О тебе гремит еще молва, после минутного твоего появления. Нашли, что ты похудела — я привезу тебя тетехой, по твоему обещанию: смотри ж! Не поставь меня в лгуны. На днях встретил я М-me Жорж. Она остановилась со мною на улице и спрашивала о твоем здоровье, я сказал, что на днях еду к тебе pour te faire un enfant, (чтобы сделать тебе ребёнка, фр.)…
 Однако я боюсь родов, после того, что ты выкинула… (упрёк, прыгала пляски на балах).

 1834 г. Из Болдина в Петербург.
 «… Скажи пожалуйста, брюхата ли ты? если брюхата, прошу, мой друг, быть осторожной, не прыгать (на балах), не падать, не становиться на колени перед Машей (ни даже на молитве). Не забудь, что ты выкинула ( упрёки, из-за балов) и что тебе надобно себя беречь…».

 Тёще. Из Петербурга в Ярополец. 
 «Милостивая государыня матушка,
 Наталия Ивановна,
 …
 Жена, дети и свояченицы — все слава богу у меня здоровы — и целуют Ваши ручки. Маша просится на бал и говорит, что она танцевать уже выучилась у собачек. Видите, как у нас скоро спеют; того и гляди будет невеста…».

     Уникальные свидетельства 19-го века, столетия Пушкина и его жены Натальи.
РАЗГАДКА… На балах плясали или танцевали? Пляски или танцы - вальс, краковяк, мазурку, польку, полонез, контрдансы, кадриль.

«19-й век – это период массовых бальных танцев, которые отличались естественностью и «живым» ритмом…»
Александр Сергеевич – основоположник российской словесности, разработчик значения слов русского языка. На его основе, Владимир Даль составлял словарь «Толковый словарь живaго великорусского языка», издание начал в 1863 году.
Посмотрим выборочно значения из словаря в сокращении.

ПЛЯСАТЬ - плясывать, танцевать, ходить под музыку, с разными приемами, телодвиженьями…
Муж пашет (плачет), а жена пляшет (скачет)… Плясать смолоду учись, под старость не научишься (т. е. пей, гуляй). Плясать - беса тешить; ответ: Плясать - врага топтать. Всплясали от радости. Выплясывать ногами. Доплясалась до упаду! Запляшешь ты у меня…
Пляска народная. Пляска ученая, балетная… женщина, пляшущая по ремеслу, напоказ, забавляя других…

Сравним значения слова.
ТАНЦЕВАТЬ - танцовывать, плясать, пуститься в пляс, ходить плясом. Медведь танцует, а человек пляшет… Танец, род, вид пляски. Какой это танец? что за пляска, как зовут ее… Муж в шанцах, а жена в танцах. Ноги гнилы, так и танцы, немилы. Танцовальный учитель и танцмейстер муж. -рша жен. Танцовщик, -щица , танцор, -рка , вообще, кто пляшет, или… плясун, плясунья по званию, ремеслу, балетчик, -чица .
    
     Александр Сергеевич в своих письмах говорит: танцы, это – пляски.
Владимир Даль уточняет… «Медведь танцует, а человек пляшет…».
Пушкин в письме пишет, «Маша просится на бал и говорит, что она танцевать уже выучилась у собачек».
То есть, у Даля и Пушкина, русский смысл фраз, значение акцентировано на:
- человек пляшет;
- животные танцуют.

Танцор, в первую очередь – плясун, по словарю. Значит, правильно говорить: вальс пляшут.
Наталья Гончарова – Пушкина, всегда на балах  ПЛЯСАЛА  ТАНЦЫ!
Александр Сергеевич однажды в переписке употребил:  «провальсируешь»… - пропляшешь танец…

     Русское значение было одно,… пушкинское!
20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
Ангел мой женка!...
 … не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени…

     Читатель, сравни…
Как понимают это значение сейчас? Какой смысл вкладывают? Кто и зачем изменил пушкинское понятие, «танцы пляшут»?
Почему говорят: «Пошли на танцы… танцевать», слово «плясать» не употребляют…?
Почему не разъясняется детям, танцуют собачки, медведи, а люди пляшут пляски или танцы?



К циклу «Разгадать Наталью», как дополнение  http://www.proza.ru/2020/01/29/1972