Картина И. Репина Запорожцы

Вадим Слуцкий
Картина И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" чрезвычайно популярна. И это неудивительно. Работа действительно блестящая. Поскольку художнику не пришлось изображать исторических персонажей, он брал натурщиков для своей картины, а писал с натуры этот автор виртуозно.

Поэтому мы видим здесь россыпь интереснейших и ярких характеров. Это свойственно И. Репину, это его сильное качество: ему очень удавались жанровые работы со сложным сюжетом, со множеством героев.

Однако интересный сюжет, яркие образы героев картины заслоняют от нас её содержание. А вот с содержанием всех без исключения картин на исторические сюжеты у этого авторы возникали сложности.

Дело в том, что, в целом, картина представляет собой поэтизацию запорожцев, их изображение в виде остроумных, весёлых, симпатичных, бесшабашных и мужественных воинов. Они изображены как богатыри в русской былине или детской сказке.

Это вообще было характерно для "реалиста" Репина. Он именно таким "реалистом" и был. Внешние детали у него исключительно реалистичны, и в этой картине тоже. Обстановка, оружие, одежда - всё изображено очень дотошно и правдиво. А вот содержание, как и всегда у этого автора, - совершенно не реалистичное.

На самом деле запорожцы были бандой грабителей и насильников, ненасытных и жестоких. Они совсем не были такими - очень симпатичными - какими их изобразил Репин. Они были страшными.

Хорошо, что Илья Ефимович их никогда не видел: очутись он среди них, он был бы крайне напуган. Эти люди не знали жалости, не считались ни с чем и ни с кем.

Запорожцы, изображённые Репиным, в действительности никогда не существовали. Реальные запорожцы, захватывая города, - например, в Польше, - ради развлечения разрезали беременным женщинам животы и, вырезав из чрева матери ребёнка, засовывали туда кошку. Подбрасывать младенцев и ловить их на копья - тоже было развлечением.

Изображённая Репиным сцена - лубок. На самом деле ничего подобного не могло быть. Если запорожцы и писали письма султану, выглядело это иначе.

* Иногда картину И.Репина "Запорожцы" воспринимают как иллюстрацию к повести Н.Гоголя "Тарас Бульба". Репин читал её, она как-то на него повлияла, однако в повести такой сцены нет: это не иллюстрация к повести, а именно попытка изобразить исторический, как считал автор, эпизод. Кстати, повесть Гоголя грешит в точности тем же недостатком: автор, хоть и пишет откровенно о зверствах запорожцев, изобразил их совсем не такими, какими они были на самом деле. Так что, он тоже не реалист. "Тарас Бульба" - скорее, героический эпос, вроде русских былин, а не реалистическое произведение. Так же нужно смотреть и на картину Репина "Запорожцы".
Разумеется, такие произведения имеют право на существование, но не стоит судить о реальных запорожцах по "Тарасу Бульбе" и этой картине.
А, кстати, Репин, предпочитавший писать с натуры, в качестве натурщиков для "Запорожцев" использовал своих знакомых: художников и пр. Вот мы и видим на картине "загримированных" казаками интеллигентов.
А картина, конечно, всё равно талантливая.