Глава 74. Наше время

Нелли Фурс
               

 13 июля 2004 года Совет министров Республики Беларусь утвердил комплексную программу работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года. В ней был предусмотрен ряд мер по улучшению социально-бытового положения этой категории населения, их социальной защите. Подпрограмма охраны здоровья пожилых людей предусматривала ежеквартальный медицинский осмотр данного контингента. Таким образом, проведение предстоящей всеобщей диспансеризации населения было начато с одиноких граждан пожилого возраста.

  24 ноября 2006 года был подписан Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». На первый взгляд, обязанностям медицинских работников по реализации Декрета было уделено не очень много внимания. Однако самая беззащитная возрастная группа детей от 0 до 3-х лет оставалась «бесхозной», никакая  определённая государственная структура конкретно за ней не была закреплена. В этой ситуации работа медиков района была нацелена на  предупреждение, а по возможности и ликвидацию предпосылок социального сиротства. Патронаж детей в установленные нормативными документами сроки (а зачастую и внеочередной) помогал медикам на самой ранней стадии увидеть начинающееся неблагополучие в семье. Совет, рекомендация, а, при необходимости, и привлечение местной исполнительной власти, общественных организаций, уважаемых людей административной территории – такой  спектр мер воздействия на нерадивых родителей эффективно  применялся медицинскими работниками района.

 5 марта 2007 года было принято решение Барановичского городского исполнительного комитета «Об утверждении режима работы амбулаторно-поликлинических учреждений города и района», в соответствии с которым два раза в неделю приём пациентов на ФАПе осуществлялся в вечернее время. Время показало неприемлемость такого режима работы для сельского жителя, который по старинке все важные дела выполнял утром, а домашние заботы оставлял на «потом». Спустя несколько лет традиционный (утренне-дневной) режим работы ФАПов был возобновлён.
 
 26 марта 2007 года Указом Президента была утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В организациях здравоохранения Барановичского района был налажен ежемесячный анализ причин смертности сельского населения, полово-возрастной структуры смертности, а также анализ смертности по классам болезней. Ежеквартально на заседаниях районного совета по демографической безопасности, лечебно-контрольных комиссий, медико-санитарных советах организаций здравоохранения заслушивались вопросы демографической ситуации в Барановичском районе.

  Результаты реализации Программы не порадовали: в 2010 году по сравнению с 2007 годом было  отмечено снижение рождаемости с 7,2 до 6,8 случаев на 1000 населения. Уровень общей смертности возрос с 18,8 до 19,9 случаев на 1000 населения. Показатель естественной убыли населения также возрос с 11,6 до 13,1 случая на  1000 населения.

 12 октября 2007 года министерством здравоохранения было принято постановление «Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь», ряд других нормативных актов, регламентирующих проведение всеобщей диспансеризации населения. Осознание необходимости развития профилактического направления в здравоохранении на государственном уровне было подтверждено принятием Указа Президента страны об объявлении 2008 года в Республике Беларусь  Годом здоровья.

 Анализ работы амбулаторных организаций здравоохранения района до принятия нормативных документов по всеобщей диспансеризации показал очень малую заинтересованность населения в квалифицированной медицинской оценке состояния своего здоровья. Обращаемость граждан в организации здравоохранения с профилактической целью не превышала 10-15 % от числа всех обращений. Фактически у большинства населения отсутствовала реальная потребность заботиться о своём здоровье. Эта «почётная» обязанность была переложена на плечи государства, так же, как и ответственность за потерю здоровья.

 В 2004 году в послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко отметил: «Почему здоровый человек, который вкалывает день и ночь, должен отчислять из своих средств на лечение пьяниц, курцов и наркоманов? Такая политика должна постепенно сводиться к нулю». 

 Весь 2008 год, как, впрочем, и последующие годы, медицинские работники пытались «достучаться» до сознания населения района, убеждая его в необходимости прохождения профилактических осмотров. В отдельных случаях даже руководителей предприятий и организаций приходилось убеждать в том, что здоровье работников – главный приоритет нанимателя.
 
 Трудно представить, как справились бы медики с возложенными на них задачами, если бы не вышеназванный Указ Президента Республики Беларусь. Для его реализации  медицинскими работниками практиковались выездные формы работы, в том числе на предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы, учреждения и организации района, а также выезды на дом. Был налажен обмен информацией с другими организациями здравоохранения региона  о состоянии здоровья осмотренных  или пролеченных пациентов. Систематически передавались сведения о состояния здоровья лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, из коммунального унитарного предприятия «Барановичская лечебно-консультативная поликлиника».
 Совместными усилиями медиков региона удалось осмотреть 99,1% взрослого населения района. По результатам осмотров только 17,5% населения были отнесены к категории здоровых; 40,9% имели факторы риска либо перенесли острые заболевания, способствующие хронизации процесса; 41,6% от числа всех осмотренных имели ту или иную патологию, 158 жителей района отказались от диспансерного наблюдения под роспись. Кстати, показатели распределения населения по группам диспансерного наблюдения в нашем районе в 2008 году коррелировали с таковыми в Брестской области: 17,5% - 34,8% - 47,7%  соответственно.

 В последующие годы медики имели возможность убедиться в том, что подавляющее большинство населения только «великодушно позволяет» себя осмотреть. К тому же у пациентов сохранялась  уверенность в том, что медицинский осмотр нужен не ему, а медицинскому работнику. Несмотря на планомерно проводимую заинтересованными службами санитарно-просветительную работу по формированию здорового образа жизни, искоренению вредных привычек, приобщению к физкультуре и спорту всех возрастных групп населения мотивация к сохранению и укреплению здоровья у наших граждан отсутствует либо минимальна.

  Указом Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко от 31 декабря 2009 года № 671 2010 год был объявлен Годом качества. В Указе понятие  «качество»  рассматривалось в глобальном смысле: от качества товаров и услуг  до качества жизни в целом.

 Свой вклад в решение поставленных руководителем государства  задач внесли  организации здравоохранения Республики Беларусь, в том числе и  Барановичского района. Качество медицинской помощи  - достаточно сложное и противоречивое понятие, которое во многом определяет уровень здоровья и качество жизни населения. Его можно характеризовать, как оценку медицинской деятельности по отношению к пациенту со следующих позиций: доступность, безопасность, оптимальность медицинской помощи, а также удовлетворённость пациентов.
 Доступность и оптимальность медицинской помощи населению обеспечиваются выполнением территориальной программы  государственных гарантий; в какой-то степени к ним можно отнести и безопасность медицинской помощи. А вот определить удовлетворённость пациентов медицинской помощью весьма непросто.
 
 Проводимые администрацией Учреждения здравоохранения «Барановичская центральная поликлиника»  анонимные анкетирования пациентов всех лечебных учреждений региона постоянно показывали стопроцентную удовлетворённость качеством оказываемой медицинской помощи пациентов наркологического и психоневрологического диспансеров. В сельских организациях здравоохранения этот показатель был ниже, от 92 до 97%, что говорит, на мой взгляд,  о хорошем психическом здоровье сельчан.
 
 Как правило, результатами уже проведенного в организациях здравоохранения анонимного анкетирования, не всегда были  удовлетворены проверяющие различных уровней.  Многим из них хотелось лично убедиться в объективности информации, полученной с помощью анкетирования.
 
 Какой изобретательностью и даром перевоплощения обладали проверяющие! Скромная женщина «послебальзаковского возраста», ожидающая приёма  у кабинета врача, изучающая при этом мнения пациентов о враче и о работе поликлиники в целом – представитель министерства здравоохранения. Разбитной парень,  «по легенде» занимающийся перепродажей пригоняемых из Европы подержанных автомобилей и интимно уточняющий у медицинского регистратора фамилию доктора, у которого можно «приобрести»  документ, оправдывающий его отсутствие на работе – также из нашего ведомства. Немолодой мужчина, внимательно изучивший стендовую информацию в поликлинике и детально опросивший медицинских регистраторов о её достоверности, а также сверивший соответствие  режимов работы отдельных сотрудников требованиям нормативных документов  - работник исполнительной власти. Подобных примеров «казачков засланных» не счесть, полученная таким образом информация давала «исчерпывающее» представление об удовлетворённости пациентов медицинской помощью в той или иной организации здравоохранения.