Дракон Нидхёгг

Сергей Амфора
МИФ

Черный дракон Нифельхейма, Грызущий корни Мирового Ясеня.
Нидхёгг – одно из самых древних хтонических чудовищ Северной Традиции. Его имя, звучащее на древнескандинавском языке как N;;h;ggr, по самой распространенной трактовке (ибо версий очень много) звучит как «обитатель темного мира». Описания о нем настолько загадочны и туманны, не прямыми текстами, а анализом их подготавливающие нас к осознанию того что это древнейшее существо во Вселенной. А может и вообще – просто Вечное.
Согласно эддическим песням Нидхёгг живет в Нифельхейме и грызет спускающийся туда корень Древа Иггдрасиль. В сущности Нифельхейм считается изначально необитаемым миром. Или точнее миром, который не способен сам живое породить. И Нидхёгг, и затем пришедшие сюда инестые великаны – «гости» этого мира. Но, так или иначе, сам Нидхёгг и сделал этот мир обитаемым. Эдды говорят о существовании в Нифельхейме т.н. Змеиного Берега, устланного тысячами змей, отравляющими реки этого темного мира. Не намек ли это на его детей?
Всё-таки перечитывая Эдды, так и не становится понятным, откуда черный дракон родом. Само его имя, переводимое как «обитатель темного мира» привязывает, конечно, непосредственно к «нынешней» среде обитания – Нифельхейму. Но это всеголишь прозвище, кенинг о том кто этот дракон есть здесь и сейчас. Его роль значимая для людей, Асов и всех миров Иггдрасиля здесь и сейчас.
Есть мнение о том, что замкнутая система Иггдрасиля, всё порождает внутри себя и не пускает ничего из вне. Согласно ей черный дракон ни пленник и не гость Нифильхейма, а его порождение (может быть даже его душа, суть). И яд его сыновей и дочерей, отравляющий воды Кипящего Котла и заставил однажды выйти ледяные реки из берегов и затопить Бездну Гинунгагап. Возможно... Но как говорится, назревает вопрос: «Казалось бы причем тут Утгард?» Ведь были времена, когда Система Иггдрасиля не была замкнутой. «Из вне» могло проникнуть всё что угодно, в том числе и для того чтобы стать сутью этой системы. Что и случилось с черным драконом.
Тогда другой вопрос (ответ на который мне лично видится утвердительным): Является ли Нидхёгг порождением Хаоса (и собственно жителем Бездны Гиннунгагап) забредшим в Нифельхейм во времена, когда воды Хвергельмира (источника ледяных рек) вырвались за пределы этого мира? И что его могло тогда привлечь поселиться у этого источника?
Снорри Стурлусон упоминает что дракон «трупы умерших гложет», что надо понимать как «пожирает души умерших», приходящих сюда со всех миров. Возможно, это его в Нифельхейм и привлекло. И изначально он пожирал все души, что приходили сюда по реке Гьёлль. Продолжалось это до тех пор, пока асы, чтобы защитить мертвых (в первую очередь от пасти Нидхёгга) не построили на берегу этой реки крепость Хель. Собственно, основали царство Мертвых. И у асов с Нидхёггом видимо был заключен договор. Договор, по которому дракон обосновался в Настронде (т.н. Берег Мертвецов), на границе царства (или крепости) Хель. И теперь он пожирает только души тех, кого не пускают в Хель (клятвопреступников, прелюбодеев и убийц).
Видимо потому, что пищи становится мало, это хтоническое чудовище начинает грызть корень древа Иггдрасиль. Может потому что реально пищи мало, а может и в надежде что, перегрызая корень, он разрушит цитадель Города Мертвых (ведь этот корень произрастает именно оттуда). Договор договором, но хаотическая сущность Нидхёгга, ставшая узником упорядоченного мира, всё равно стремится обратно в Гинунгагап. В родную среду.
Здесь мы сталкиваемся с ещё одним эддическим сюжетом. И ещё одной версией, почему Нидхёгг гложет этот корень, время от времени сотрясая миры Иггдрасиля.
Есть предположение, что Великий Ясень произрастает именно из Нифельхейма. Что корень, на основании которого построен Хельхейм, это росток Иггдрасиля, его изначалие. А в остальные миры он корнями просто прорастает. Символично у основания Древа живет и этот черный дракон.
А на кроне ясеня обосновался Небесный Орел. Имя орлу Эдды напрямую не называют. Однако есть предположение (что возникло на анализе другого места из Эдд, «Речей Вафтруднира») что это оборотень-ётун Хресвельг, чьё имя переводится как «пожиратель трупов». Что очень символично и намекает на наличие связей с черным драконом... Больших, чем мы можем предположить. Поскольку некоторые исследователи и слово «N;;h;ggr» пытаются перевести также. «Пожиратель Трупов». Иногда их природа взаимоотношений заставляет задуматься о существовании (в их лице) психически нездорового Абсолюта страдающего расслоением личности. Он создал этот мир (пусть это и не сочетается с языческой концепцией манифестации), и по его же вине Мир (Древо как Ось мира) должен погибнуть.

Но вернемся к мифу...
Эти два существа ненавидят друг друга, хоть возможно никогда и не виделись. Как пишет Эдда, они осыпают друг друга бранными словами, которые передает снующая по стволу Древа, от корня к кроне белка Рататоск. Говорят что передает. На самом деле скорее придумывает многое от себя, прямо на ходу, и это ни Дракону, ни Орлу не нравится. От злости на того что сидит наверху Нидхёгг рвет зубами корень Древа Иггдрасиль. А брань Хресвельга заставляет четырех оленей питающихся листьями Древа, в испуге рвать ветви сильнее. Эдда намекает на то, что придет время и Древо Иггдрасиль измученное распрей Нидхёгга и Хресвельга должно рухнуть. Но этому не суждено случиться, ибо прежде придет Событие «Рагнарек» которое скорее обновит мир огнем, выпущенным из мира Муспельхейм, чем изничтожит. Может Древо (которое уже примет иное название, перестав быть Иггдрасилем) и сгорит. Однако его новый росток, прорастающий из нового Нифельхейма, снова восстановит мировой баланс. А что же станет с Нидхёггом?
Эдды намекают на то что, он не погибнет в Пламени Муспеля. Но уйдет из системы обновленных Миров. «Скрыться теперь ему время пришло». Видимо куда-то в свои родные края. Поскольку ни Хельград, ни Нифильхейм, ему уже не будут больше ни домом, ни тюрьмой. Увлекая за собой души тех умерших, что в свое время не пошли за госпожой Хель, в её святом походе против асов, и видимо уже ненужных обновленному миру. Тенью своих крыльев Черный Дракон, защитит их от пламени мирового пожара и улетит на поиски нового дома. А кто будут они ему; пищей в дороге или новыми подданными, ненаписанная история ещё не рожденного мира умалчивает...

ОБРАЗ

Нидхёгг – дракон, крылатый змей. Образ дракона глубоко прошит практически во всех культурах Земли, намекая на то, что он очень древний. Не смотря на то, что роли драконы в различных культурах и религиях выполняют разные. От противников всего живого и нового, до союзников человека и Богов. А где-то они признаются как Боги. И образ дракона всегда хтоничен. Они либо чужды этой Вселенной (Порядку и Богам – творцам), потому как старше её. Либо присутствуя в изначалии мира, поддерживают в нем Порядок (а в мифах иных народов они же его и устанавливают). Но они всегда являются сутью этого мира. Это видно и по взаимоотношению нашего дракона с асами. Асы - основная творческая сила этой Вселенной. Враждуя со своей темной сущностью (ётунами и их порождениями), они практически нейтрально относятся к дуальной паре Нидхегг-Хресвельг, силам которые в чем-то намного выше их. Нет смысла враждовать или соперничать с самой структурой Иггдрасиля. А ведь Нидхегг (пока не случился Рагнарёк) – есть часть структуры, и будет ею. Впрочем, как и Вотан-Один. Всеотец также слился в своё время с Мировым Ясенем и стал частью его структуры, как и дракон с орлом. Поэтому, возможно между ними и договор есть. Из-за которого Нидхегг не может ни покинуть пространство Нифельхейма, ни нарушать покоя царства Хель...
Но вернемся к образу... Драконы человеком всегда осознавались легендарными существами, жившими очень давно и на момент появления человека либо ушедшие из обитаемого мира, либо истребленные (более высокой, чем человек, Силой). И несмотря на то, что некоторые восточные культуры уже много веков воспринимают дракона символичным зверем (состоящим из множества других), западная Европа применяет к нему непосредственное родство со змеями. Считая драконов их прародителями. В отличие от Змея, правда, Дракон всегда крылат. И обладает несколько иной мускулатурой, чем пресмыкающиеся. Ведь он должен летать. И это, пожалуй, основное отличие, поскольку наличие (или отсутствие) ног или чешуи ящера не аргумент, по крайней мере, для легендарных змиев. И Нидхегг похож, по мимолетному описанию в Эддах, на пернатого змея индейских эпосов.
Даже если понимать сущность и личность самого Нидхегга как метафору некоего космического момента, то наверняка он одет в образ Дракона не просто так.

Откуда вообще возник образ дракона?
В мифологии драконы всегда соединяют в себе черты птиц и змей. Некоторые народы, к примеру, китайцы, идут дальше и описывают определенные виды драконов как животных обладающих головой льва, рогами оленя, телом карпа, хвостом змеи и тд. В западном мире, где Дракон наиболее прочно слит с образом змиев (ящериц), ему всё равно придают грацию семейства кошачих (что видно в европейской геральдике), и часто передние конечности рисуются не лапами, а руками. Вот вам ещё и вкрапление в образ частички человека. И всё это для того чтобы наделив Дракона Древностью и Мудростью создать суть единства Верхних и Нижних Миров. И намекнуть, что Дракон в принципе суть Мироздания и есть.
А убедили древних людей в реальности существования драконов во времена предшествующие легендарным (а значит и в том, что у них есть ещё более древний и могущественный прародитель) находки гигантских костей тех существ, которые мы сегодня зовем динозаврами.