Глава 72. Объединение систем здравоохранения

Нелли Фурс
   

 Изучение истории здравоохранения региона убедило меня в необходимости пересмотреть своё отношение к медицине как к самой консервативной отрасли народного хозяйства. Реформирование системы здравоохранения и реорганизация служб, объединение и разделение учреждений, укрупнение и разукрупнение структур здравоохранения, изменение подчинённости  организаций здравоохранения, перепрофилизация коечного фонда учреждения или самого учреждения и прочие преобразования - многолетний выстраданный пациентами и медиками  путь нашего здравоохранения. Причём в любом из перечисленных выше случаев в констатирующей части приказа, решения, постановления непременно звучит: «в целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению...». И далее по тексту…

  «Первой ласточкой» в вопросе объединения систем городского и районного здравоохранения в городах областного подчинения можно назвать протокол совещания у заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Дражина В.Н. от 25 ноября 2002 года № 38/113 (пункт 1.1.1.) о создании единых территориальных медицинских объединений путём объединения районного и городского территориальных медицинских объединений. Прошу прощения за тавтологию, из протокола слова не выкинешь. Какой-то период времени этот документ обсуждался в медицинских кругах, затем наступило затишье. Сторонники и противники  (а их было больше) объединения решили, что в скором времени о поручении забудут и всё пойдёт своим чередом.
 В это же время активно обсуждался вопрос целесообразности дальнейшего функционирования фельдшерско-акушерских пунктов. «Горячие головы»  считали фельдшерскую помощь населению пройденным этапом и ратовали за немедленное закрытие ФАПов. Минздрав видел иной путь перехода от фельдшерской к врачебной помощи сельскому населению.

 В соответствии с письмом МЗ РБ от 28 ноября 2003 года № 02-3-1/3877 в районах рекомендовалось создание медицинских округов на базе самых крупных лечебных учреждений. Предполагалось придать статус головного учреждения здравоохранения района наиболее приемлемому для этих целей учреждению (сельская врачебная амбулатория, сельская участковая больница). Планировалось  поэтапное оснащение головных учреждений медицинских округов недостающим медицинским оборудованием и транспортом, а также  обеспечение кадрами, подготовленными к работе по принципу врача общей практики.

 Программа оптимизации сельского здравоохранения Барановичского района на 2004-2008 годы - в течение этих лет планировалось создание медицинских округов в районах - предусматривала образование 11-ти медицинских округов на базе наиболее крупных лечебных учреждений. В создаваемых организациях предполагалось наличие не менее 2-х врачей и 2-х единиц автотранспорта. Количество округов определялось из расчёта: одно медицинское учреждение на 4 тысячи населения. Создание медицинского округа предполагало закрытие ФАПов на его территории.
   
 В Барановичском районе в течение пяти лет планировалось сокращение 41 ФАПа. В 2004 году закрытию подлежали Торболовский, Катминовский и Пурневичский ФАПы. В 2005 году – Добропольский; в 2006 – Ямиченский, Перховичский, Лотвичский, Свиранский и Ягоднянский; в 2007 – Меденевичский, Сосновский, Черниховский, Полонечковский, Светловский, Люшневский, Заболотский, Постаринский, Стайковский, Голынковский, Советский, Гирмантовский, Савичский, Нагорненский и Малосворотвовский ФАПы. В 2008 году подходила очередь закрывать Павлиновский, Деревнянский, Зеленовский, Тепливодский, Утёсский, Столовичский, Арабовщинский, Русиновский, Малаховский, Подлесейский, Петковичский, Полонковский, Октябрьский, Карчёвский, Почаповский, Застаринский и Козлякевичский фельдшерско-акушерские пункты.
 
 К счастью, все эти проекты носили предположительный характер. Создание медицинских округов не было подкреплено ни одним нормативным актом, обязательным для исполнения. Поэтому определённый промежуток времени «кроились» и «перекраивались» округа, уточнялись и переносились их границы, обсуждалась целесообразность переноса головного лечебного учреждения на другую базу и другие аспекты предполагаемого реформирования. Потихоньку идея образования медицинских округов сошла на «нет», уступив место более злободневным проблемам.
 В Барановичском районе из этого длинного списка подлежащих сокращению ФАПов до 2008 года было закрыто только 3: Торболовский, Катминовский и Пурневичский в связи со значительным снижением численности населения в зоне деятельности ФАПа. 3 ФАПа были перепрофилированы в амбулатории: Столовичский, Малаховский и Козлякевичский (Мирская амбулатория). 1 декабря 2014 года были закрыты Добропольский, Меденевичский, Павлиновский, Сосновский и Ягоднянский ФАПы; в 2016 году – Черниховский, в 2017 году – Ямиченский ФАП. Все остальные фельдшерско-акушерские пункты функционируют до настоящего времени.
 
 Не успела «кануть в Лету» идея образования медицинских округов, как вновь был остро поставлен вопрос объединения систем городского и районного здравоохранения. Во время рабочей поездки в город Пинск  и Пинский район 27 апреля 2004 года Президентом Республики Беларусь Лукашенко А.Г. было дано поручение министерству здравоохранения, касающееся оптимизации управления сетью учреждений здравоохранения города и района (протокол поручений от 28 мая 2004 года №14).

 9 июля 2004 года было принято решение Барановичского районного Совета депутатов № 39 «О реорганизации здравоохранения Барановичского района». Районный Совет депутатов дал согласие на реорганизацию государственного учреждения «Барановичское районное территориальное медицинское объединение» путём присоединения его к лечебно-профилактическому учреждению «Барановичское городское территориальное медицинское объединение». ЛПУ «Барановичское городское территориальное медицинское объединение» было предоставлено право оперативного, территориального, отраслевого управления государственным учреждением «Барановичское районное территориальное медицинское объединение».
 
 28 июля 2004 года были приняты решения Барановичского городского Совета депутатов «О реорганизации лечебно-профилактического учреждения «Барановичское городское территориальное медицинское объединение» и «О приёме в городскую коммунальную собственность государственного учреждения «Барановичское районное территориальное медицинское объединение».  Имущественный комплекс государственного учреждения «Барановичское районное территориальное медицинское объединение» был передан в городскую коммунальную собственность.

 1 сентября 2004 года были объединены системы городского и районного  здравоохранения в городах областного подчинения. В Брестской области реформирование коснулось Баранович, Бреста и Пинска. Совместным решением Барановичских городского и районного исполнительных комитетов от 25 августа 2004 года №1381/745 «Об управлении объединённым здравоохранением» была утверждена структура управления сетью учреждений объединённого здравоохранения. Учреждение здравоохранения «Барановичское территориальное медицинское объединение» было назначено органом территориального отраслевого управления региона. Главный врач Барановичского городского территориального медицинского объединения Стецко Александр Николаевич, врач высшей квалификационной категории, возглавил здравоохранение Барановичского региона.

 За годы  работы Стецко А.Н. руководителем Барановичского регионального здравоохранения в микрорайонах города были открыты филиалы взрослой,  детской и стоматологической поликлиник. Был организован пост скорой и  неотложной медицинской помощи в самом удалённом от центра города микрорайоне. Расширено отделение гемодиализа городской больницы №1, проведена реконструкция и создан блок реабилитации в детской поликлинике. Капитально отремонтированы  объекты здравоохранения города и района; в современное здание переведен наркологический диспансер; начато строительство гинекологического корпуса родильного дома. 
 Приобретены компьютерный и магнитно-резонансный томографы для городской больницы №1 и онкологического диспансера.
   Были внедрены новые методики лечения: замена хрусталика, однополюсное, а в последующем тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава. В Барановичской городской больнице №2 первым в области было организовано хирургическое отделение краткосрочного пребывания – «хирургия одного дня».

 Александр Николаевич – руководитель европейского типа. Выдержанный, корректный, немногословный, профессионал своего дела. В условиях «затянувшегося» реформирования здравоохранения региона – после района свой путь присоединения к городу прошла медицинская служба отделенческой больницы станции Барановичи - Александр Николаевич находил единственно верное решение судьбы каждой  организации здравоохранения и её сотрудников. Абсолютный авторитет для пациентов, коллег и представителей властных структур Барановичского региона.
 С 2012 по 2016 год – депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
 
  После объединения систем здравоохранения региона началась перепрофилизация коечного фонда региона.
 1 ноября 2004 года на базе терапевтического отделения районной больницы было открыто ревматологическое отделение на 40 коек, на базе неврологического – отделение ранней медицинской реабилитации также на 40 коек, из них – по  20 коек неврологического и кардиологического профиля. Вновь созданное отделение ранней медицинской реабилитации возглавила врач-реабилитолог Ткачёва Наталья Валерьевна.  Пульмонологическое отделение районной больницы было расширено до 80-ти коек за счёт высвободившихся 20-ти терапевтических коек. Не изменилась только коечная мощность эндокринологического отделения  - 40 коек.
 
 Приказом управления здравоохранения Брестского областного исполкома «О развитии межрайонной специализированной медицинской помощи» 3-м отделениям районной больницы был придан статус межрайонных отделений. В пульмонологическое, эндокринологическое и отделение ранней медицинской реабилитации направлялись жители Барановичского, Берёзовского, Ивацевичского, Ляховичского и Ганцевичского районов, а также жители города Барановичи.
 
 В начале 2005 года ревматологическое отделение ЦРБ было перепрофилировано в кардиологическое. Чистякова Вера Александровна была назначена заведующим отделением; впоследствии её сменила  Маратканова Ольга Васильевна.
   
 Были созданы единые комиссии: водительская, медицинская призывная и профилактических медицинских осмотров. Разработана объединённая территориальная программа. Штат сотрудников специализированных медицинских служб района был переведен в соответствующие ЛПУ города. Количество работающих в системе районного здравоохранения сократилось с 785-ти сотрудников в 2000 году до 676-ти человек в 2004 году.

 Постановлением МЗ Республики Беларусь от 11 августа 2004 года «Об утверждении инструкции об организации оказания медицинской помощи подросткам в возрасте 15-17 лет» был регламентирован порядок оказания медицинской помощи подросткам. В июле 2005 года штат сотрудников подросткового кабинета районной поликлиники был передан в структуру государственного ЛПУ «Барановичская детская городская больница». С этого времени медицинское обеспечение подростков было вменено в обязанности врачей-педиатров детской больницы. Исключение составили административные территории района в зоне деятельности  амбулаторий врача общей практики.

 На всех этапах реорганизации здравоохранения активно обсуждался вопрос секторального закрепления населения Барановичского района за городскими поликлиниками, настоятельно рекомендованный МЗ Республики Беларусь. В условиях Барановичского региона это означало закрепление части населения района за городской поликлиникой № 1, расположенной рядом с районной поликлиникой и поликлиникой № 2, расположенной в 6-7-ми километрах от 2-х названных выше поликлиник. Причём прямого транспортного сообщения между какими-либо населёнными пунктами района и городской поликлиникой № 2 не существовало; жители района в любом случае приезжали на единственный в городе автовокзал.
 
 Председатель районного исполнительного комитета Язубец Николай Мефодьевич поручил специалистам сельских Советов  изучить  общественное мнение по этому вопросу. Различные социальные слои населения района не поддержали рекомендуемую схему секторального закрепления сельчан за городскими поликлиниками. Основными причинами неприятия населением секторального разделения района являлись: привязанность к транспортному сообщению региона, возможное ухудшение доступности первичной медико-санитарной помощи, нарушение этапности и преемственности, изменение сложившегося стереотипа в оказании медицинской помощи населению района.

  В такой ситуации городской и районный исполнительный комитеты признали схему секторального закрепления населения района за городскими поликлиниками неприемлемой для Барановичского района.
  Как показало время, по этому пути пошли руководители многих районов и городов областного подчинения республики при объединении систем здравоохранения города и района.
 
 В декабре 2005 года государственное ЛПУ «Барановичская районная больница»  было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сотрудники централизованной бухгалтерии и планово-экономического отдела были переведены в центральную поликлинику. Городская поликлиника № 3 (а именно такое название получила система районного здравоохранения после реформирования) с численностью работающих около 700 человек и разветвлённой сетью сельских организаций здравоохранения, насчитывающей более 50-ти объектов, вошла в состав центральной поликлиники в качестве структурного подразделения наряду с небольшими городскими организациями здравоохранения.

 Следующим этапом реорганизации была передача центральной районной больницы мощностью 200 коек под юрисдикцию городской больницы с последующим перепрофилированием коечного фонда.
 В январе 2006 года были сокращены должности 2-х заместителей руководителя городской поликлиники №3: по лечебной работе и по медицинскому обслуживанию сельского населения. Заместитель главного врача по лечебной работе Самусев В.И. был переведен на должность заместителя директора по лечебной части коммунального унитарного предприятия «Барановичская лечебно-консультативная поликлиника». Заместитель главного врача по медицинскому обслуживанию сельского населения Сысоев Н.Н. был переведен на должность заместителя главного врача городской больницы по медицинской реабилитации и экспертизе.
 Функциональные обязанности ушедших заместителей разделили между собой заместители по поликлиническому разделу работы и по медицинской реабилитации и экспертизе Стецко Т.В. и Явлаш Г.В.
 
  После реформирования здравоохранения региона головным учреждением сельского здравоохранения стала поликлиника, основным видом оказываемой помощи – медико-санитарная.

 Все годы проводимого реформирования здравоохранения региона активно обсуждалась судьба фельдшерско-акушерских пунктов. Барановичский район имел одну из самых разветвлённых сетей сельского здравоохранения. Численность ФАПов в районе составляла 41 и была второй в Брестской области после Пинского района (52).
 Реформирование здравоохранения не повлекло за собой сокращение количества ФАПов в районе. Органами исполнительной и распорядительной власти Барановичского региона было направлено в Брестский областной исполком и Брестский областной Совет депутатов обращение о необходимости сохранения существующей структуры здравоохранения района и численности ФАПов. В 2009 году такое решение было принято на областном уровне, что позволило не допустить снижения объёмов медицинской помощи сельскому населению.

 Политическую зрелость, понимание нужд и чаяний сельчан проявили в период реформирования здравоохранения председатели районного и городского исполнительных комитетов Язубец Николай Мефодьевич и Дичковский Виктор Иванович.

 Дичковский В.И. – председатель Барановичского городского исполнительного комитета с 2000 по 2014 год. Именно на этот период пришлась довольно болезненная процедура объединения систем здравоохранения города и района. Хорошо ориентируясь в вопросах организации оказания медицинской помощи горожанам, Виктор Иванович очень быстро вник в специфику сельского здравоохранения.
 Все решения об изменении профильности или закрытии организации здравоохранения, реструктуризации коечного фонда стационаров или других преобразованиях в здравоохранении принимались им только после тщательного  и детального изучения вопроса.
 На заседаниях городского исполнительного комитета систематически рассматривались вопросы медицинского обеспечения Барановичского региона. Периодически присутствовавшие на них представители областного  и республиканского отраслевого медицинского руководства поражались почти профессиональным знаниям Виктором Ивановичем Барановичского здравоохранения.