Франция Православная. Глава 2

Филипьева Татьяна Васильевна
(Начало: http://www.proza.ru/2020/01/29/958)

ГЛАВА 2. БАЗИЛИКА СВЯТОГО ДИОНИСИЯ, ЕПИСКОПА ПАРИЖСКОГО
 
     Мой путь лежал к северной окраине города; там я надеялась увидеть базилику Сен-Дени, построенную в XII веке на месте галло-римского кладбища, где был первоначально похоронен Дионисий Парижский. Вошла я в базилику около шести часов вечера, когда уже уходили последние посетители, а служитель — высокий худой мужчина, громко звеня связкой больших ключей, с шумом запирал одну за другой огромные старинные деревянные и металлические двери.
     Сама не знаю, почему я обратилась к французу по-русски с просьбой разрешить мне сделать фотографию мощей. Он тоже совершенно неожиданно ответил по-русски, показав, куда мне идти, и добавил, что после того как закроет двери, он сможет познакомить меня со всеми достопримечательностями собора. Когда он вернулся, я пояснила, что собираюсь описать увиденные святыни для моего сына, инока Всеволода. Мужчина показал чётки на руке и сказал, что тоже готовится к монашеству.
     В алтаре базилики на высоком постаменте я увидела готический мини-собор, а в нём — три мощевика со святыми мощами. Посереди — мощи священномученика Дионисия, по бокам — пресвитера Рустика и диакона Елевферия. Приложиться к мощам оказалось очень сложно, поскольку мощевики расположены высоко, ведь у католиков не принято прикладываться к мощам святых. Но даже просто находиться рядом с древней святыней — мощами священномученика Дионисия Ареопагита, стоявшего у истоков Православия во Франции, было трепетно. При этом в полной тишине, в полумраке уже закрытой для посетителей базилики меня окружали со всех сторон гробницы французских королей, чьи каменные изваяния молчаливо и строго покоятся на надгробиях уже много сотен лет. Хоронить монархов и членов их семей в этой базилике начали в 996 году от Р.Х.
     По каменным ступеням мы спустились в нижнее помещение базилики. Здесь в тусклом свете ламп виднелись частично сохранившиеся стены и окна древней церкви, значительно меньшей по размеру. Она была построена святой Женевьевой (Геновефой) (1) в 475 году от Р.Х., спустя несколько веков после мученической кончины епископа Дионисия.
     Искренне поблагодарив проводника за необычную экскурсию, я попрощалась, и он, потянув за большое железное кольцо, со скрипом открыл тяжёлую дверь, словно разделявшую прошлое и настоящее, и выпустил меня на залитую солнечным светом парижскую площадь.


(1) Употребляются два варианта имени: Женевьева (фр. Genevieve) или Геновефа (лат. Genovefa). РПЦ (Корсунская епархия) отмечает память святой 3 января.


(Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/27/1584)