Мои дети. Машенька

Татьяна Ригсельга
Родилась 19 октября 1979 года, в городе Волгограде.

8 января 1980г.
Машеньке 2,5 месяца. К этому времени:
Не любит пачкать пеленки и ползунки – узнаем по плачу. Поддерживаем над тазиком (с 13 дней).
С 1,5 мес. «разговаривает» с мамой, затем – с бабушкой, папой, Алешей. Улыбается.
6-7 января – начала поднимать головку. Лежа на спине – просится на руки.
? января, «разговаривая» с мамой, рассмеялась в голос. Начали «работать» ручки – активно хватает палец, мамину кофту, грудь (до этого чаще кулачки сжаты, ручки прижаты к груди).
С 1 месяца – попытка «учить плавать» - хорошо держится на воде при поддержке головки. В связи с болезнью и низкой температурой в квартире стали купать реже.
В 2,5 мес. держится  в воде также.
С 16 января – первые попытки игры – задев случайно подвешенную погремушку, повторяет движение ручкой (левой), внимательно вслушивается в звук. Некоторое время внимательно слушает музыку из приемника. Радуется кукле, подолгу «разговаривает» с ней.
С 23 января – играет подвешенными в кроватке игрушками «сознательно», хватает их ручками.
11 февраля – берет поданную погремушку, сосет кулачки, трет ручками глазки.

!9 февраля – 4 месяца. Лежит в кроватке, слышится чмоканье – пьет чай из бутылочки, поддерживает ее обеим руками, вытащит – и снова тащит в рот… Любимая игра – «футбол» с бабушкой Клавой, бабушка поддерживает ее под мышки. Она переступает ножками, подходит к мячу, толкает его ножкой. Сердится, когда игру останавливают.
Еще любит играть с газетами (интересно шуршат?).
Подолгу может смотреть в окно – наблюдает за играющими ребятишками, за птичками (воробей вспорхнул с ветки – она вздрогнула).
Лежа на животе, поднимается на локтях, переворачивается со спины на живот (примерно с  3,5 месяцев свободно).
Подкармливание – яблочное пюре, творог из кефира. .

Намочила штанишки. Мама ругает: «Что ж не просишься? Надо сказать:
» Мама, а-а…». Смеется и повторяет: «А-а».

Следит в окно за Алешей, который катается на санках, рвется к нему. Затем отвлекается. «Где Алеша?» - встрепенулась, ищет глазами в окне, говорит что-то, похожее на «Але…»

«Где сися?»  - ищет глазами, тянется ручонками, радость и нетерпение…

Подкармливание: картошка из супа, немного борща – ест с удовольствием.


19 марта. Машеньке 5 месяцев.
Диатез, отменили все подкармливания. Не ем яйца, шоколад. Смазываю вазелиновым маслом, маслом шиповника – безрезультатно, детским кремом – вроде бы какое-то действие было, но в результате – то же.
Медосмотр – обход врачей, кровь из пальчика на анализ – крик, первая большая обида (обманутое доверие...).
Новое: «увидела» свои ножки, трогает, пытается ухватить…. Разучилась "ходить» – прыгает. Боится щекотки, смазываю кремом в подмышках – хохочет в голос. Вообще поражает в ней «чувство юмора» - тонко чувствует шутку, радостно отвечает на улыбку. Конечно, больше всего улыбок – маме, и внимание – раскрыв ротик следит за всем, что мама делает.
Стала четко различать – «свои» и «чужие». Тетя Галя не была неделю, приехала, накрасившись, – «не признала», испугалась, заплакала.
Любимое занятие – пляска, особо напару с папой, кто кого перепляшет (Машенька на коленях у бабушки). Папа сдается первым ( радости!).
Спит хуже. Сон беспокойный, вздрагивает, открывает глаза. Днем спит совсем помалу. Возможно, беспокоят зубки – где-то уже близко. Пальчики постоянно во рту (боремся, но…). И игрушки, и все, что ухватит, - в рот.
Привлекает все новое – мамина новая косынка очень заинтересовала, хватает и стаскивает у мамы с головы.

21 марта – первый зубик! Обнаружили – поили водой из стаканчика и вдруг – стук зубика о стакан!
23 марта – второй….

4 апреля. Разговаривает слогами: дя-, да-, та-; передвигается «перекатом» по дивану; крутится, лежа на животе, «на 360 градусов». Больше всего любит кататься по квартире в коляске – сидя.

5,5 месяцев – начала садиться.

9 апреля. Смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши». Видит – собачка разговаривает с тетей. Радуется, смеется….

19 апреля. 6 месяцев.
Учится ползать – встает на четвереньки, раскачивается и прыжком подтягивает обе ножки сразу (зайчонок!). Стала беспокойнее (что-то неладно?), одна почти не может быть, привыкла уже к рукам, мама занимается (дипломной работой), весь день с бабушкой.
Собираемся в дорогу.   

Машеньке семь месяцев. В гостях у бабушки с дедушкой, в Сибири.

Хорошо ползает по полу,  добирается до побеленных стенок и ковыряет, говорит «ма-ма» (иногда, когда от мамы что-то срочно надо); однажды сказала «ба-ба» (когда бабушка унесла от нее бутылочку с кашей и она закричала с возмущением «ба-ба!»).
Прошел месяц, как уехали из дома. Спрашиваем: «Где Алеша?». Улыбается, ищет глазами его портрет (когда его нет рядом); «Где папа?» - улыбается, помнит.

В Сибири познакомилась и полюбила дедушку и бабушку, тетю Галю, Дядю Валеру (признала сразу!), дядю Толю. С ним познакомилась после всех, приехал позже, почему-то признала не сразу (чем дядю Толю очень огорчила; тетю Валю тоже «признала» не сразу (из-за косметики?). Очень привязалась к сестренкам, лучшей нянькой была Марина. И Машутку (дедушка звал Машурочкой, Пресняковы – Манюней) все очень полюбили.

 К 9 месяцам:
Хорошо стоит, подолгу, радуется, что умеет. Говорит «мама», «папа», «баба». Проявляет характер – если что не «по ее» - сжимает кулачки, кричит сердито («рычит»). Ест почти все, но хочет – только сама! Хлеб, фрукты, помидор тащит в рот, кусает помногу, если отнимешь – сердится, не берет совсем. Ползает по всей квартире. Узнает на фотографии свою сибирскую родню – радуется, с восторгом хватает фото и тащит в рот. Очень подвижна.

22 июля. Машет ручкой. Начинает играть в «ладушки» - сколько радости, что умеет! С удовольствием играет в «футбол» бьет ножкой по шарику, бегает за ним с помощью бабушки Клавы. С папой играет в «прятки»: «Где зайчик?» - ищет.
Седьмой зуб никак не вылезет.

9,5 месяцев. Ходит, держась одной ручкой. Понимает: «Дай,  Машенька!» - иногда отдаст, что просишь (хлеб, например, подносит ко рту того, кто с ней), но чаще смеется и прячет за спину.

10 месяцев. Перешла на 2-х разовый дневной сон. Стремится ходить самостоятельно – шагнет шаг-другой и садится – страшно… Умеет «жалеть»: упала кукла – «Машенька, пожалей!» - прижмет к себе : «а-а…». Играет в «сороку» - водит пальчиком по ладошке (сорока кашу варит). Птички полетели!» - машет ручками. Кроме прежних слов говорит «ко-ко» (петушок), «к-х» (киса). «Невзлюбила» горшок, не садится.

23 августа. Первые «долгие» шаги – за куклой. Бабушка держит перед ней куклу и медленно отходит. Машенька, вытянув ручки, идет за ней. А радость!
29 августа. «Как белочка поет?» - сжимает игрушку, белочка пищит. «Как петушок поет?- «ко-ко-ко».

30 августа. Пытается надеть на себя штанишки.Баюкает куклу.
Проходит расстояние около двух метров – когда никто не обращает внимания.         Вообще, умница, но если что не «по ее» - «выгибается», бабушка тогда не справляется.

3 сентября. Самостоятельно ходит по комнате! – подарок маме ко дню рождения. Одновременно заболела – по ночам  t до 39.Выписали амидопирин и димедрол, не помогало. Сделали укол  (тот же состав) – упала до 35.5. Холодная. Ничего в рот не берет (нужен чай), состояние тяжелое. Вызвали ночью «скорую». Утром появилась сыпь – во время сна исчезает, потом появляется. Инфекции не признают. Реакция на укол?

Научилась спускаться с дивана. Бабушка: «Машенька, задом!» - понимает.

Маму «жалеет»  - обнимает и целует…

18 сентября
Книжку «читает» - водит пальчиком по строчкам и говорит «ма-ма».
По комнате – бегом!
Лезет к маме «за пазуху». – «Что там?». – «Ти-си».

19 сентября. 11 месяцев.
Смотрит «раскрыв рот» «Спокойной ночи, малыши». В мультфильме – собака, гусь, заяц. По ходу действия бурно выражает свои чувства – хлопает ручками, визжит, смеется, восклицает: »Га –га!», «Ав –ав!».

21 сентября.
Взяла со стола тряпку и «вытирает» пол, затем свой столик, стул, плиту. «Как мама!».

Бабушка спрашивает: «Как Машенька делает физкультуру? И Машенька на счет «раз, два!» приседает. Довольная! Очень любит по утрам делать зарядку вместе с Алешей, повторяет за ним упражнения.

24 сентября. Первый раз самостоятельно залезла на кресло.

1 октября. Целый месяц хандрит – после своей болезни переболела еще со всеми по очереди. Очень похудела. Больше всего беспокоит кашель – особенно во время сна. Сегодня ужу лучше, веселая, бегает, только ножки слабенькие, плохо держат, падает.

9 октября. Насморк кончился, остался кашель. Решила вывести на улицу (минут 20). Кашель после этого усилился.
Помогает маме собирать разбросанные на полу открытки. Показываю и говорю: «Подними и подай маме». Поднимает и подает.

!4 октября. «Где Машенька?» – хлопает себя ладошкой и улыбается.
Бабушка: «Сколько моей внучечьке годиков?» - поднимает указательный пальчик.
Вчера гуляли (на улице тепло, солнечно), ночью – сильный насморк, утром – t 37,2. Надо идти к врачу – спит днем уже 3 часа, никак не добудимся. И ни насморка, ни кашля. А всю ночь не спали.

19 октября 1980г. – ГОД! Первый  день  рождения!
Здоровье – почти в норме (кашля нет, пила травы и прополис, небольшой насморк). Настроение – отличное. Танцы «до упаду» с Оксаной (Алеша в больнице). Танцуем с мамой (на руках) – замирает, прижмется, глазки счастливые. Дядя Коля считает, что Маша – самая смышленая из всех детей, кого он знает. Слова, которые слышат, наверное, все родители, но – приятно…
Начинаем, доченька, второй год. Пойдем дальше!

1 год и 5 месяцев. Большой перерыв в записях. Машенька теперь уже совсем другой человек, понимает все (принеси, подай, сделай – исполняет с готовностью). Есть дела любимые и не очень. Одно из любимых – мытье посуды. Залазит на стул, открывает кран – и не оттащишь!
На Новый год я уезжала на две недели. За это время перестала говорить «мама». Только «папа» и «баба». А в последнее время наоборот только «мама» - на всех…

24 марта 1981г. Первое «сложное» слово – «гайка!» Папа научил – показал на софе гайку и болт. И Машеньке очень понравилось – показывает и говорит очень четко – «гайка» и «бок».
Оказались впервые во дворе детского садика. Как интересно! Залезет в вагончик, в домик и Алешу туда с криком тянет. Сидит тихонько там, в глазах восторг. Уходили с большим скандалом!
А на горшок не просимся…

3 апреля. – Как зовут тебя?  - Ма-ка!
«Тик – так», «би-би-ка».
7 апреля. Внимательно смотрела и слушала передачу «Спокойной ночи, малыши!» А потом старательно и довольно точно спела песенку из нее. Каждую нотку выводит не спеша, со старанием, и ручонкой в такт машет – дирижирует…
13 апреля. Собираемся в ясли. Приучаемся спать «без укачки». Два дня выходных мама «билась», но не напрасно – сегодня уже уснула «сама», без долгих уговоров.
Характер намечается… Если что не «по ее», негодование выражает бурно – крик отчаянный, ручонками бьет по стулу, на уговоры не поддается… Спит раз в день.

Полтора года.
Пошли в ясли. Первые два дня расставались нормально. Сегодня, третий день, - со скандалом. Может, не совсем здорова – всю ночь плохо спала, утром показывает на ушко –«вава».
Рассказывает об яслях: ляли а-а (плачут).
Любимое слово «калябок» - папа рассказывает сказку про колобок. Бабушка испекла пасху, увидала, обрадовалась – «калябок!»
В выходной была беда – отравление (несвежая котлета или бабушкина краска для яиц?) – сильная рвота, слабость, бледность, ушки пожелтели. Давали воду с марганцовкой, чай.
15 июня. Полтора месяца как пошли в ясли. Больше недели подряд не ходили. Бесконечные болезни. Кашель, особенно во время сна – до рвоты, часто поднимается t, понос. Опять вторую неделю дома.
Речь развивается медленно. Сейчас осваивает слова «вода» («каба», бада») и «луна» (похоже).
С 1,5 лет очень любит рисовать – ручку, карандаш держит уверенно, с просто «чирканья» быстро перешла к определенным формам – круг, овал. Тетя Галя К., как специалист (работала тогда в детском саду) считает это серьезным успехом. В основном, рисует «лялю» - голова, от нее сразу ноги и одна поднятая рука. «Ура!» - так Маша поясняет свой рисунок.

1 год 9 месяцев.
Месяц была у бабушки в деревне. Изменилась «со всех сторон». Очень поправилась, «ожила» (после долгих болезней). Стала много говорить – называет практически все предметы. Хорошо повторяет новые слова. Предложения пока такого типа: «Моя мама Таня, моя папа Коля, моя баба Кава, моя Лека, моя киса».
Стала «агрессивнее» - на улице дерется с ребятишками, отнимает игрушки. Вместе с тем внимательна (если так можно сказать о ребенке этого возраста) к окружающим, всегда заметит, если кто ушибется, пожалеет.
Такой момент: мама пришла с работы и сразу взялась за стирку. Машенька выводит за руку маму из ванной, усаживает на стул и дает в руки журнал (маме надо отдохнуть).

1 год 11 месяцев ( 2месяца до рождения Анечки).
Пережили тяжелый период болезней (в яслях после отпуска была всего неделю). Сначала – понос,  испробовали все средства, помогли таблетки абомина; затем – бронхит, с очень высокой т., были судороги, пять ночей не спали совсем – из-за кашля. Не ела. И, наконец, отравление в очень тяжелой форме (утка или оливковое масло, предложенное соседкой как средство от кашля – точно неизвестно). Неделю с мамой была  в больнице –капельница, внутривенные вливания., уколы пенициллина. Похудела страшно. Заметно повлияло на нервную систему…Затем – месяц дома. Физически окрепла, вместе с тем – неприятные изменения в характере: что «не по ней» - истерики, бьет по лицу, крик (этап в развитии или бабушкина вседозволенность?). Приехал в гости с мамой маленький Алеша (2,5г.). Страшная картина – Маша не дает ему взять в руки ни одной игрушки – «моя!».  Давно ли мы радовались ее умению общаться с детьми?
Общее развитие (физическое и умственное) нормальное. Очень подвижна, смело (даже слишком) берет различные препятствия, вообще чувство боязни, страха ей не свойственны (надо воспитывать -  чревато…). Говорит хорошо, сообразительна. «Алеса – батик», «Матя» - она сама. В яслях по-прежнему тяжело переносит утренние расставания (особо с мамой – крик!). Но потом быстро забывается, играет и ведет себя хорошо.
Осваивает игру. Умеет уже одна с игрушками что-то фантазировать – одевает, укладывает спать куклу, качает ее и поет песенку, «растирает» кукле (или маме, папе) спинку – «лечит», «угощает» (или «угощается») воображаемыми конфетками («косетка!»).
Бабушка делает пирожки. Маша прибегает и восторгается: «Теста мого-мого! Малядец, Кава!».
Папа ругает Алешу (выдрал из дневника лист с «2»). Машенька обнимает Алешу – жалеет, говорит: «Не нано, папа, не нано!».
Маму жалеет:»Маненькая моя мама!».

Послезавтра – 2 года:
У мамы ложка в левой руке. Машенька забирает ее, перекладывает в правую. Возмущается: «Левая, в павую надо!».
Крепкий чай с улыбкой называет «чай «спокойной ночи!».
Наконец утреннее расставание в яслях стало нормальным – «пока, мама!» (даже не верится)…

 Два года
 Человек, с которым можно уже общаться.

Папа с Алешей играют в шашки. «Алеша, ходи!» - говорит папа. Алеша что-то долго думает. Маша – болельщица. У нее терпение кончается. Бежит к маме: «Алеша ходить не хочет!».
Уже «куча» отрицательного – дерется, плюется, показывает язык – если что ей не нравится. Вся борьба с этим пока безрезультатна…

Ноябрь  1981г. У Машеньки появилась сестренка.
К этому событию ее готовили, поэтому она заранее уже говорила: «Ляля будет плакать, я скажу – «не плачь, ляля!» («не пачь!»).

И все же появление младшей сестренки оказалось для нее болезненным.
- Мама, положи лялю, я хочу на ручки! – требование категоричное, слезы… Если раньше с удовольствием называла себя большой, то теперь она – «маленькая».
- Я маненькая!
Приходится считаться с этим. Главное – чтобы не противопоставлять ее младшей сестре, чтобы с самого начала пробуждались только добрые сестренские чувства.

Декабрь. Разговор с сестренкой:
_ Вставай сестренка! Хватит лежать, пойдем гулять!
Первые «жертвы»:
- Я не буду сосать сосочку, я Анютке дам! (а как завидно, как самой хочется!).

Смотрит в окно на улицу, где гуляет Алеша, зовет:
- Алеша («Алета»), иди скорей ко мне, а то я буду плакать! («пакать»).
Любит называть папу «сынок» (как бабушка):
- Сынок, давай бодаться! (Любимая игра с папой).
Опять болезни, уже 3 недели – двухсторонний гнойный отит. Вовремя не сумели определить (были и другие признаки – кашель и пр.). Самое мучительное – невозможность определить причину этих болезней – недосмотр (недостаточно кутаем – по бабушке), перекутывание и как результат – изнеженность организма (по маме). Или – «такой рост», «такой ребенок»?…

Январь 1982г.
Мама растирает (и постукивает) папе спину. Маша возмущается:
- Не надо бить, это моя папа, мой родненький сынок!
 
Февраль.
- Мама, купи мне, пожалуйста, катаньки (коньки), я буду кататься!
Маше – 2г. и 3мес. Наверное, с 1,5 лет и до сегодняшнего дня это – сплошные ее болезни. Порой уже невыносимо – ведь если бы не конец, то хотя бы перерыв  должен быть! Что еще я не делаю, чтобы она, наконец, была здорова?

Болезни или возраст (2 года – первый «криз» в развитии), но поведение ужасно, особенно с бабушкой… И вместе с тем в «хорошие минуты» - это славная, умная девочка, достаточно развитая для своего возраста. Знает уже довольно много стихов…
Мама зовет Алешу кушать. Тот отвечает: »Не хочу». Маша бежит к нему и возмущенно:
­- Как не хочу! Надо! Иди, Алеша, закуси немножко!

Когда хочется поговорить, но не знает о чем, смотрит по сторонам и тянет: «Вот потолок, вот стенка…».

2 г. 4 месяца. Ходит в ясли, стала спокойнее.
Помогала папе мыть посуду. Приходит Алеша, ходил в магазин за хлебом. Бежит к нему:
- Алеша, а я помогала мыть посуду.
- А я тоже помогал, за хлебом ходил.
- Ты большой, а я маленькая!

Смотрит, как мама пристраивается рядом с Анютой – кормить ее.
- Мама, смотри, не раздави Анюту!
2г. 5 месяцев. Знает много стихов. Новое – «перекладывает» их на музыку. Поет: »Мы не ляжем рано спать, дочку надобно купать…» ( и пр.). Говорит хорошо, но иногда  -  не «ложка», а «вошка», и до сих пор «кабазин» (это, видимо, нарочно – упрямится, не хочет говорить правильно и смеется). Но МАША и АЛЕША говорит хорошо.
Натворит что-то, поругаем. Нахнычется и начинает выяснять: «Ты почему меня поругал(а), ты больше так не будешь?»
Любимые книжки – Чуковского («Мойдодыр», «Айболит»).
Первые стихи (ждет – не дождется, когда проснется Анюта и пойдем гулять):
- Раз, два, три. четыре, пять,
Маша хочет погулять!

2,5 года. Впервые в больнице одна (на обследовании, плохие анализы мочи и крови, диагноз: инфекция мочевыводящих путей).
2г. и 7 месяцев. Разговариваем, как полетим в Сибирь на самолете:
- Я буду держаться за самолетик, а Анюту буду держать за рубашечку, чтобы она не упала!

Проходит мимо яслей и вспоминает:
- Здесь я сидела на горке, а мама сидела на скамеечке…( дело было прошлой осенью, ей еще не было 2-х лет).
«Умная книжка».
2г. 8 месяцев. Вроде бы здорова, но очень канительная. Спать уложить – проблема, только с « помощью Деда Мороза». Каждый вечер крик – опять что-то болит или «колет». Довольно вынослива – ходили пешком до Судоверфи, там гуляли, приехали на электричке, до дома снова пешком – и ничего!
Мама запретила шлепать по лужам. Возмущается:
- Вон Саша ходит по луже, а ты мне не разрешаешь!

2г.9 месяцев, г. Шелехов. Маша, в основном, всех радует. Стала спокойнее, рассудительней. Меняется возраст или изменилась обстановка? Очень привязалась ко всем. Играет с большими – Алешей и Светочкой. Вообще заметно повзрослела. Сначала не могла называть свою старшую сестру Леной, звала «тетя Лена», а дядю Толю наоборот – Толей. Здорова, лечим лишь последствия воспаления мочевыводящих путей – трава, промывание фурацилином.

2г.10 месяцев. Летим в самолете в Волгоград. Смотрит в иллюминатор и кричит: «Я боюсь, ой, упаду!».
Распевает песни собственного сочинения: «Дядя летчик работает в самолете…»…
Или: «Мы гуляли, мы гуляли, мы березу заломали…(так сказать, переложение).
Мама шутя шлепнула Анюту. Маша – слезы, крик! «Ты плохая, ты мою Анюту обижаешь!»
После долгого перерыва не хочет идти в садик. Мама: «Что ж, тогда вместо тебя пойдет Анюта. Ну что молчишь, одевать Анюту или нет?» - « Я думаю»…

2 г. 11 месяцев.
Маша – чуткий барометр внутрисемейных отношений. Улавливает любое напряжение между кем-либо в семье и «регулирует». «Не ругай Алешу (бабу, маму), Алеша хороший (или мама и т.д.). Постоянно выясняет у всех: «Ты любишь меня? (Анюту, папу и т.д.)».
«ребьята». «любью».            

  3  года   
Утром, после дня рождения – смотрит на шары, подвешенные над окном, - они спустились, стали маленькие; смеется – «смотрите, шарики – Анютки!»
Любит варенье из крыжовника – «варенье из ежиков» - «ежики собрали, сварили и получилось варенье!», выбирает из чая ягодки – «ежики».

 «Сибирь – это наша деревня» (Машина «классика»).

Г. Шелехов, январь 1983г.
Спрашивают, сколько ей лет. Показывает три пальца. «А ты посчитай!» Считает; «Восемь, пять,три!».
«Я вам маленькая, а Анюте большая!».
«Я буду ходить тихонько, шепотом, чтобы не разбудить Анюту».
Утром: «Надо скорей одеваться, пока снова не стемнело».

Февраль.
Мама: Ты такая большая, а опять уписалась.
Маша: А для тебя я маленькая. Я спала без трусиков и потому уписалась…
Папа, расскажи нибудь-какую сказку! Папа перебирает: про репку? Про Аленушку?  Но нет,  «нибудь-какая» – это «Лебеди-гуси»…
Теперь – «петель»…

Мечты: У меня будет сзади моторчик, я поднимусь и потрогаю солнышко…

Смотрим вечером на звезды:
- Мама, а кто туда звездочки заклеил?

Мы с тобой две доченьки, ты дедушкина, а я твоя!

3,5 года (апрель)
«Импровизации» - поет: «Трали – вали, трали – вали, мы давно не танцевали!».
Помогла маме. «Мама, какая я помогательная, правда?».
Умеет считать до пяти (считает пальчики, пуговицы на кофточке).
Написала первое слово – «мама».
Укачивает Анюту, легла с ней рядом и поет песенку.
Вообще Маша, хотя, бывает, и плохо ведет себя с сестренкой (не дает или даже отнимает игрушки), но, в основном, проявляет себя заботливой старшей сестрой.
Анюта запачкала штанишки, мама ее ругает. Маша успокаивает маму:
- Не расстраивайся, мама, в шкафу еще много чистой одежды…

Август.
Маша вместе с мамой моет посуду (очень любит эту работу – жаль, редко получается, то взрослым некогда возиться, то Анюта мешает). Говорит: «Одна вилка и две будет три. Мама: «А одна и одна?» - «Две!».

Октябрь.
Стихи: Маленький ребеночек, любит он варенье, маленький ребеночек любит угощенье!
Наблюдение после совместного с Анютой купания в ванне:
- Мы были грязные, а ванна была чистая, теперь мы чистые, а ванна грязная!

Ноябрь.
- Я не разучилась бантики завязывать, я еще хорошей научиваюсь!

Декабрь. Маша на счетах безошибочно считает до десяти.

1984г., январь.
Вечером мама укладывает ее спать.
-Бедная мамочка, ты так устала. А тебе еще посуду мыть, убирать. Я немного еще подрасту и скажу:»Мамочка, ложись отдыхать», а сама помою посуду, постираю, пол помою и в школу пойду. Там меня быстро научат учиться, не то, что Алешу, и буду получать не «двойки», а «пятерки»!
Стоит в углу, наказана, плачет:
- Давно пора понять, что это маленький ребенок!
После ссоры (задумчиво):
- Мама, что ты обо мне думаешь? Что я плохая?

Февраль.
Вечером, поздно. Анюта заснула, Маша не спит. – Почему не спишь?
Озабоченно: - Я думаю, как бы Анюте сон плохой не приснился…
Другой вечер. Лежит в постели:
- Мама, а ведь ты и бабушка голодные, мы ели, а вы нет!
«Уже утреет…».
Я знаю,  почему у нас в садике воспитательницы. Они нас воспитывают…

В последнее время стала заметно умнее, спокойнее, послушнее. Хорошо убирает за собой и Анютой со столика (краски, кисточки, стол помоет – самостоятельно). Гладит сама белье (платочки, трусики), при этом Алешу отчитывает, какой он  «не помогунчик», в отличие от нее. По-прежнему очень неравнодушна к тому, как ее называют – Маша или Машенька, но реагирует уже умнее, чем было недавно (до истерик – «Я Машенька!»). Кажется, наконец, понимает, что надо заслужить, чтобы так называли. Сделает что-то хорошее, бежит сияющая: «Вот теперь я Машенька, правда?» Пришла из садика, первым делом сообщила радостно: «Меня сегодня три раза назвали Машенькой!».

Март.
«В садике все девочки в бантиках ходят, одна я безбантная!».
Любимая кофточка – «с лампочками» (с «фонариками»).
Слушали «Детский альбом» Чайковского (с мамиными комментариями). Прослушала внимательно до конца, восприняла до слез историю с болезнью и похоронами куклы. Просила еще поставить пластинку, еле уговорила отложить до завтра…

Апрель.
«Мама, купи нам четыре бантика – два Анюте и мне два…» (таким счетом «оперирует" свободно, в разных вариантах).

- Мама, а зачем человек нужен?
- Какой человек?
-Да все человеки….

Май.
Перед ужином:
-Мамочка, спасибо, что ты стараешься, но кашу я есть не буду…
Мама, я так тебя люблю, что никуда от тебя не уеду…
Отец снова в больнице.
- Надо разломать эту больницу, окна все выбить и врачей убить, чтобы папу больше туда не забирали…
У нас в садике теперь новая воспитательница будет работать на нас…
Давай Алешу будем звать Славкой, мне так больше нравится (никаких знакомых Слав нет, и вдруг…).

Июль.
Месяца два дружит с мальчиком из группы  Антоном. Сначала – отношения просто горячие – не расстаться.  «Он мой самый  любимый друг». Потом – попрохладнее. Заметила недостатки. Вздыхает:
-Но все равно мы будем жениться.
- ???
- Антон сказал.
- Но ведь ты говоришь, что он не такой уж хороший…
- Но что делать, а больше никто со мной не играет….

Август.
Мама купила себе тапки, на каблучке. Маша позавидовала: «Я вырасту, стану женщиной, тоже куплю себе такие. Мама, а как девочки женщинами становятся?

Сентябрь.
- Мамочка, мы вырастем, а ты женишься… (родители – в разводе).
Понимает очень много, кажется, не по возрасту, а что не понимает, то по-своему чувствует.
Читаю ей открытку, подписанную бабушкой к моему дню рождения, пожелание «больше радости от детей». Маша, вздохнув: «От нас-то с Анюткой будут тебе радости, а от Алеши – не знаю…».
(На каждом шагу такие мудрые рассуждения, жаль, что забываются…).
- Я стану взрослой, а ты будешь старенькой, но я же все равно буду твоей дочкой. Буду работать, как тетя Галя, в аптеке, приносить тебе лекарства, когда ты заболеешь. Знаешь, как будешь таблетки пить? По четыре в день…

7 октября.
Идем по улице, обращает внимание на вывески: «вот мягкий знак, вот жесткий…».

                5 лет
- Мама, давай не будем никому отдавать маленький комбинезончик (из которого они с Анютой выросли, несколько дней назад смотрели его и говорили об этом). Я вырасту, у меня будут маленькие дети, он и пригодится…
- Я буду не врачом. а писательницей, это легче. Писать буду детям, а не взрослым, это легче.
Перед сном – пожелание себе, чтобы приснилось: лето. Домик, цветы, куры, я маленькая, а Алеша уже школьник, гуляет со мной. И ты с папой тоже… А тебе чтоб приснилось мое день рождения…
- Мама, а что такое унты? (видимо, вспомнила, как летом, в лагере, слушали эхо – кричали над рекой, у скалы : «Кто украл мои унты-ы?»). Объяснила. Смеется: «А я думала, что это очки… А сейчас мне дума лезет, что это проволока…».
После чтения книжки о Ленине.
-Мама, как жаль, что Владимир Ильич умер. Как хорошо было бы, если бы он был живой и к нам приехал, а мы бы его к памятнику сводили. Сказали – это тебе такой памятник поставили!
Перед сном:
- Мама, ты знаешь песни про любовь? Спой мне. - Почему именно про любовь тебе захотелось, не рано ли?
- Нет, мамочка, не рано. Мне уже скоро шесть лет будет, и я в школу пойду. А школу закончу, вот и взрослая, и замуж выйду. Так что не рано, мамочка, пой… (как в воду глядела…). Хохочу, нет сил, и она хохочет со мной. Ну что ж, пою «Ой, любовь, любовь, ой, не знала я…» (А читали перед этим «Царевну – лягушку»).
-Мама, ты во многих городах жила, да? А потом приехала к нам в город и стала нашей мамой…
Много раз говорит, что она будет хорошо учиться. Я отвечаю – «хорошо бы, но посмотрим» (с сомнением) - А ты запиши, что я сказала: «Я буду хорошо учиться». И знак поставь. А потом мне покажешь…

1985г., февраль.
Маша аккуратно причесалась, оделась. Говорю ей: «Красавица моя». Она смеется в ответ: «Если я красавица, то мне принц нужен».
Умеет зашивать кое-что (вдевать резинки в колготки – ее работа), чистит картошку (у бабушки – «ее дело», сначала достать картошку из подпола, а потом вместе чистят), убирает за нами всеми постели. И страдает часто от  того, что ей «нет дел».

Март.
Ушла с отцом к нему без маминого разрешения. Вечером молчу, расстроенная. Успокаивает: «Мамочка, ты постарайся скорее забыть про это, а я буду помнить. Я все поняла».

Апрель.
Первые самостоятельно прочитанные слова : «баня» (на улице), «карандаши», «Океан» (холодильник) (конечно, кроме «мама-папа– баба» - давно).

24 апреля. Машины стихи - «Весенние»:
Одуванчики цветут.
И собачки лают.
Ребятишки к нам идут,
Бабочки летают…

28 августа. Обнимает нежно куклу:
-Мама, я так хочу ребеночка…
- Ну, для этого нужно сначала замуж выйти.
- Я замуж хочу.
-Ну, придумала. Маша!
-А что, может, у меня не такой муж будет, как у тебя…

1986г., март. За столом:
- мне капусты пока не надо. Я еще не договорилась с желудком, хочет ли он капусты. А то он у меня упрямый…

19 августа 1987г.
А мне купили гольфы,
И все они как раз.
И в этих самых гольфах
Пойду я в первый класс.
Там ждут меня тетрадки,
Меня ребята ждут,
Там будут неполадки,
Но и радости придут…

1990 год
Говорит, что сама замечает, что с ней творится что-то непонятное. «Я сама вижу, что я какая-то не такая, но ничего с собой поделать не могу». Ничего, конечно, страшного – то какое-то возбужденное состояние, беспричинный смех… Сержусь, просто сравнивая с ней обычной, вполне положительной, забывая, каким был Алеша в такой период… Просто, видимо, начинается переходный возраст. А пока это лучшее мое дитя. Умница, за что ни возьмется, все получается. Помощница хорошая. Уже шьет уверенно на машинке, одела куклу и вполне взрослое шитье усвоила даже в чем-то лучше мамы. В последнее время чаще ласкается к маме, прижмется вдруг со словами: «Я всегда – всегда буду с тобой…».
Нелюбовь к школе – новое, но уже стойкое явление в Машиной жизни. С ней – не ожидала…
- А если я не буду учиться?
- Ладно, не учись. Только вот замуж тебя никто не возьмет с тремя неполными классами…
Посмеялись. Потом она говорит: «Ладно, я буду учиться. Только сама, а не по обязанности, ладно?
А сегодня опять – с тоской о школе…

Август.
 У Маши все больше взрослого… Собралась я работать педагогом-организатором. Она сначала радовалась, но через несколько дней как-то, задумавшись, говорит: «Я боюсь, что это будет трудная для тебя работа. Знаешь, как с детьми тяжело…».
С утра весь день настроение какое-то тяжелое. Оказывается, приснился плохой сон про бабушку Клаву. Рассказывать так и не стала, но, вспоминая его (про себя), заплакала. Еще утром, когда все спали, а меня дома не было, написала бабушке письмо. Особая привязанность к бабе Клаве появилась после поездки в гости к ней.

Сентябрь.
Еще перед началом учебного года о школе говорила с тоской. Накануне сентября сказала: «Для меня школа представляется в виде серого квадрата, только местами, чуть-чуть, розовые крапинки… (это – хорошее)». Я ей пожелала, чтобы в этом учебном году было наоборот – квадрат розовый, а серое – только крапинками… Но пока пожелание не сбывается. Сегодня – чуть ли не со слезами: для меня идти в школу как тюрьму… Похоже, что главное, что ее отвращает от школы – отношение учителей. Сейчас это учитель литературы и русского (мать кл. руководителя). Неуважительное отношение, грубость, несправедливость – не по отношению к ней лично, а ко всему классу – такая вот картина с ее слов. Надо заниматься мне этим делом…
28 сентября.
- А я знаю: человек никогда не умирает. Просто его душа переселяется в другого человека, только что родившегося. Потому в роддоме окна почти всегда открыты. А если ребенок рождается мертвым, значит, к нему душа не успела прилететь. Человек стареет,  и душе уже хочется перейти в новое, юное тело…
Ноябрь. Идем к тете Гале Девчонки  дурачатся, а маме что-то не до смеха (нездоровится).
Маша: «Мама, мы такие же, как ты, только веселее!» (Разговор до этого – об НЛО, инопланетянах – какие они, как мы?).

1991год, август.
После событий 19 августа:
-Как нехорошо поступили. У меня такое чувство, будто я в этом виновата…

1992 год, февраль.
- Я сейчас думаю, что все-таки добрых людей больше, чем плохих. Вон в садике живут щенки, никто их не обижает. Ухаживают за ними. Недавно еще я думала, что плохих больше. И мне даже было неприятно, что я тоже человек…
А со школой сейчас все нормально. Когда ходит (не болеет).


С листочков (без дат):
Маша: Знаешь, почему я веселая?
Аня: Почему?
Маша: Потому что войны нет!

Видимо, смотрим фильм:
Мама, это мама плохая, а мальчик все равно ее любит, да? - Не знаю…
Мама, а почему ты раньше все знала, а теперь все не знаешь, разве так бывает?


Маша решает задачу. Нужно узнать, сколько километров пролетит самолет за 40 мин., если он за 3 мин. пролетел 80 км, а потом увеличил скорость на 5 км в час. Маша долго умножает, делит, складывает цифры. Потом старательно выводит ответ: 5 километров. И радостно сообщает: решила! Мама смотрит в ее тетрадь и говорит: :» Бедный самолет, бедные пассажиры…».


28 сентября (какого года?).
Разговариваем с Машей о времени – как быстро оно идет. Маша: «…просто хочется лечь поперек его дороги…».

Год 1997-й, апрель.
 У Маши грустное настроение. Хотя сегодня она с удовольствием позанималась обрезкой деревьев. Я любовалась ею потихоньку: и внешне – красавица, и такая «деловая» - любит заниматься  деревьями… Вечером поговорили. На душе у нее давно, оказывается, «не очень»: »Я ничего хорошего от жизни не жду». Главное, что ее тяготит – ей не верится, что она сможет встретить парня по душе – о мужской половине она мнения невысокого. О возможности семейного счастья – в это у нее тоже совсем нет веры (видимо, родительский пример…).
Вообще, как я понимаю ее состояние – у нее болит душа о несовершенстве мира. Она не знает, как сможет найти в нем место. Она не хочет смиряться с ним – таким, и  понимает уже – что изменить его она не может… Ей плохо и в школе, хотя об этом она давно не говорила, было – наоборот, что она привыкла все же к этому классу, что к 11-му классу все оказались совсем неплохими. Но это чисто поверхностно, в глубине души она мало кого «приняла». И ей с ними – не по себе. «Я их не понимаю – мне скучно, когда они носятся друг за другом, что-то кричат, цепляются… Если есть что-то хорошее в жизни, так это в природе; в людях, в их отношениях,  их отношении к природе – ничего доброго… ".
Жаль, что я не записала один из наших недавних разговоров – настроение у нее было более оптимистичное (хотя тоже – грустноватое) и она мечтала, как можно было преобразить этот город (Котельниково), если бы люди изменили свое отношение к природе…

 Маша: «Ничего не хочу. Только путешествовать, видеть мир…».

Эти мечты исполнились - она много путешествовала, был такой период в жизни. Растет у нее замечательная дочка - тоже умница и красавица, и тоже глубоко чувствующая все несовершенства мира...


От Маши – Алеше, 25 августа 2007г.

С днем рождения, братишка!
Радости и счастья вспышки
Освещают весь твой путь –
О хорошем не забудь!
И в минуты огорченья знай –
Они лишь для сравненья,
Чтобы лучше понимать,
Жизни яркости внимать!
Пусть мечты сбываются,
В реальность воплощаются!
Для тебя в твой день рожденья –
От сестренки поздравленье!



продолжение http://www.proza.ru/2020/01/30/953