серед 20 в. - концепты - нового и анти романа

Серхио Николаефф
**


биографии двух ярких представителей - реформаторовв
по кафедре мировой литературы модернистской +пост-..

:

роб-грийе ален
&
..натали саррот



----
начало цитирования из вики:


>>

..

--
1.

Роб-Грийе, Ален

[править | править код]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Ален Роб-Грийе
Alain Robbe-Grillet
Alain Robbe-Grillet.jpg
Дата рождения 18 августа 1922
Место рождения Брест, Финистер, Бретань
Дата смерти 18 февраля 2008 (85 лет)
Место смерти Кан, Кальвадос, Нормандия
Гражданство (подданство)
Flag of France.svg Франция[1]
Род деятельности писатель, режиссёр
Годы творчества с 1953
Направление новый роман
Язык произведений французский[2]
Премии Премия Фенеона (1953)
Награды
Премия Фенеона
Приз Луи Деллюка (1962)
Премия Сада
Mondello Prize[d]
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе


--
Ален Роб-Грийе (фр. Alain Robbe-Grillet; 18 августа 1922, Брест — 18 февраля 2008, Кан) — французский прозаик, сценарист и кинорежиссёр, основной идеолог «нового романа», член Французской академии (с 2004 года; церемония приёма не проводилась).

Содержание

1 Биография
2 Стиль
3 Фильмография
3.1 Сценарист
3.2 Режиссёр
3.3 Актёр
4 Примечания
5 Литература


Биография[править | править код]

Окончил Национальный институт агрономии. Первый роман Роб-Грийе «Цареубийца» написан им в 1949 году, но оставался неопубликованным до 1978 года. Рукопись романа была предложена автором одному из крупнейших парижских издательств «Галлимар», которое отказалось его публиковать. Однако первый опыт Роб-Грийе был замечен, и рукопись отправили литературному консультанту другого издательства — «Минюи».

В последующие два года Роб-Грийе работает инженером в Колониальном институте плодовых и цитрусовых, часто бывая в Марокко, Французской Гвиане, на Гваделупе и Мартинике. В конце 1950 года он покидает эту должность по состоянию здоровья. Возвратившись во Францию, он пишет свой второй роман «Ластики» («Les Gommes»), другой вариант перевода названия на русский язык — «Резинки», и предлагает его издательству «Минюи». Это издательство и опубликовало роман в 1953 году. Тогда критика не придала роману особого значения. Однако с этого момента Роб-Грийе сосредоточился на литературном творчестве.

Настоящий успех писателя связан с выходом в свет в 1953 году его следующего романа — «Соглядатай». Роман получил престижную Премию критики, что сопровождалось громким скандалом. Ряд газет публикуют совершенно разгромные статьи, в которых говорится, что книга заслуживает не престижной премии, а разбирательства в суде на предмет оскорбления общественной нравственности. Самому автору даже рекомендуют лечиться в психиатрической клинике. Однако Роб-Грийе получил и широкую поддержку со стороны таких известных критиков, как Ролан Барт, Морис Бланшо. В защиту писателя высказались также Альбер Камю и Андре Бретон.

Благодаря их поддержке Роб-Грийе получает в журнале «Экспресс» колонку, в которой публикует серию из девяти статей под общим заглавием «Литература сегодня». Эти статьи, публиковавшиеся с октября 1955 по февраль 1956 года, позже легли в основу программного сборника эссе «За новый роман», ставшего манифестом названного направления. Каждый раз выступления писателя служили поводом для ожесточённых литературных дискуссий, которые не прекращались до конца 1970-х годов. Роб-Грийе становится рецензентом, а позже литературным директором издательства «Минюи». Под его руководством это издательство стало подлинным центром течения нового романа. А сам Роб-Грийе становится признанным главой движения, к которому примкнули Мишель Бютор, Натали Саррот, Маргерит Дюрас, Клод Симон, Робер Пенже. Роб-Грийе продолжает активно писать. Выходят его романы «В лабиринте» (1959), «Ревность» (1957). В начале 1960-х писатель активно включается в работу в кинематографе, сначала как сценарист, а позже и как плодовитый режиссёр.

В 1963 вместе с Н. Саррот, С. де Бовуар и Ж. П. Сартром впервые побывал в Ленинграде и Москве. Впоследствии не раз бывал в России, совершил с женой путешествие по Транссибирской магистрали, после которого из Находки отплыл в Корею. В 1971—1995 гг. преподавал в Нью-Йоркском университете, затем вернулся во Францию и поселился в Кане.

В 1985 году Роб-Грийе снова шокирует читателей и критиков, выпустив в свет «Возвращающееся зеркало» — первую часть автобиографической трилогии. Вторая часть, «Анжелика, или Ворожба», появилась в 1988, а третья — «Последние дни Коринфа» — в 1994. Эта трилогия мало похожа на традиционную автобиографию. В этой псевдоавтобиографии автор свободно смешивает пласты реальности и вымысла, подтверждая свою славу литературного экспериментатора.

В 2001 году в издательстве «Минюи» выходит последний роман писателя — «Повторение». Он представляет собой литературную игру, даже автопародию. Автор под видом некоего иного рассказчика часто сам вступает в повествование, корректируя его. В тексте указывается на скрытые литературные аллюзии, в частности, и на прежние произведения самого Роб-Грийе. В романе описывается шпионская история из годов начала холодной войны. Разворачивающийся шпионский роман наполняется все большим и большим количеством странных деталей.
Роб-Грийе работал также в кинематографе. Сценарист нескольких фильмов, в том числе картины Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Как режиссёр поставил фильмы «Бессмертная» (1963), «Трансъевропейский экспресс» (1966), «Человек, который лжёт» (1968), «Рай и после/L’Eden et apres» (1970), «Постепенное скольжение в удовольствие/Glissements progressifs du plaisir» (1974, «Игра с огнём/Le Jeu avec le feu» (1975), «Шум, сводящий с ума/Un bruit qui rend fou» (1995), «Вам звонит Градива/C’est Gradiva qui vous appelle» (2006) (по роману немецкого писателя Вильгельма Йенсена «Градива» и книге Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена»).


--
**

Стиль[править | править код]


Стиль Роб-Грийе в его первых романах можно охарактеризовать как шозизм (вещизм). Повествование нарочито обезличенное и плоскостное. Главным мотивом становится навязчивая и повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей, казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы персонажей. Однако постепенно становится ясно, что никакого события и не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе — он существует. Все, что есть в мире — это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самих себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой и антропоморфизмом.

Строй прозы Роб-Грийе часто называют загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю упрощённость и обезличенность, и не случайно появилось устойчивое выражение «романы-лабиринты Роб-Грийе».

От «вещизма» Роб-Грийе перешёл к «игровым» текстам, использующим мифологемы массовой культуры, архетипы подсознания. В романах Роб-Грийе усиливается присутствовавшее и в ранних произведениях пародийное начало — писатель пародирует полицейские, любовные, колониальные романы, порно-приключенческие фильмы, а также модные интеллектуальные стереотипы. К этому периоду относятся роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке» (1970), роман «Топология города-призрака» (1975). Так, в «Проекте революции в Нью-Йорке» с нарочитой невозмутимостью описываются, например, чудовищные пытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто её мучители.

Серийность приобретает ключевое положение в поэтике Роб-Грийе. В этой связи интересно связать стилистику писателя с философской концепцией серийного мышления.

--
Улучшение статьи
Для улучшения этой статьи желательно:
Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.
--

--
Фильмография[править | править код]

Сценарист[править | править код]

1961 — В прошлом году в Мариенбаде / L’annee derniere a Marienbad
1963 — Бессмертная / L’immortelle
1967 — Транс-европейский экспресс / Trans-Europ-Express
1968 — Человек, который лжёт / L’homme qui ment
1969 — Ластики / Les gommes …
1970 — Рай и после / L'eden et apres
1971 — Н. взял кости... / N. a pris les des…
1973 — Постепенные изменения удовольствия / Glissements progressifs du plaisir
1974 — Игра с огнём / Le jeu avec le feu
1982 — Прекрасная пленница / La belle captive
1994 — Голубая вилла / Un bruit qui rend fou
1994 — Таксандрия / Taxandria
2006 — Вам звонит Градива / Gradiva (C’est Gradiva qui vous appelle)


--
Режиссёр[править | править код]

1963 — Бессмертная / L’immortelle
1967 — Транс-европейский экспресс / Trans-Europ-Express
1968 — Человек, который лжёт / L’homme qui ment
1970 — Рай и после / L'eden et apres
1971 — Н. взял кости... / N. a pris les des…
1973 — Постепенные изменения удовольствия / Glissements progressifs du plaisir
1974 — Игра с огнём / Le jeu avec le feu
1982 — Прекрасная пленница / La belle captive
1994 — Шум, который сводит с ума / Un bruit qui rend fou
2006 — Вам звонит Градива / Gradiva (C’est Gradiva qui vous appelle)



--
Актёр[править | править код]

1967 — Транс-европейский экспресс / Trans-Europ-Express — Жан, режиссёр
1973 — Постепенные изменения удовольствия / Glissements progressifs du plaisir — Прохожий
1999 — Обретенное время / Le Temps retrouve — Гонкур


--
Примечания[править | править код]

^ LIBRIS — 2012.
^ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.

--
Литература[править | править код]
Барт, Ролан, Школы Роб-Грийе не существует
Гапон Л. А. Текст как телесный объект (творчество Алена Роб-Грийе)
Гапон Л. А. «Идеальный текст» и «идеальный читатель» в романах Алена Роб-Грийе
Федоров, Александр Викторович Анализ элитарных медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере кинематографического творчества Алена Роб-Грийе) // Инновации в образовании. 2012. № 8. С.82-103
Fedorov, Alexander. Analysis of Art House Media Texts Use during Media Studies in the Student Audience (Alain Robbe-Grillet Movies Case Study)



====
2.

Саррот, Натали
[править | править код]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Черняк.

Натали Саррот

фр. Nathalie Sarraute
Nathalie Sarraute (crop).jpg
Имя при рождении Наталья Ильинична Черняк
Дата рождения 5 (18) июля 1900
Место рождения Иваново, Российская империя
Дата смерти 19 октября 1999 (99 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство (подданство)
Flag of Russia.svg Российская империя
Flag of France.svg Франция
Род деятельности писательница, критик, драматург,
Годы творчества с 1932
Жанр пьеса, роман, эссе
Язык произведений французский[1]
Дебют «Тропизмы», 1939
Награды
премия «Форментор»[d] (1964)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

--
Натали Саррот (фр. Nathalie Sarraute; при рождении Наталья Ильинична Черняк; 5 (18) июля 1900, Иваново-Вознесенск, Российская империя — 19 октября 1999, Париж, Франция) — французская писательница, родоначальница «антиромана» (или «нового романа»), адвокат.


Содержание

1 Биография
2 Творчество
2.1 Стиль
3 Семья
4 Произведения
5 Примечания
6 Ссылки

--
Биография[править | править код]

Натали Саррот — урождённая Наталья Ильинична Черняк — родилась в 1900 году в Иваново-Вознесенске, в образованной еврейской семье. Её мать, Полина Шатуновская (во втором браке Борецкая-Бергфельд), была литератором; отец, Илья Евсеевич Черняк (1869—1949) — инженером-химиком, выпускником Женевского университета. Мать публиковалась под псевдонимом «Н. Вихровский», автор романа «Время» (Берлин: Парабола, 1932), повести «Их жизнь».[2][3] Отец в 1900 году основал около Соковского моста в Иваново-Вознесенске мануфактуру, в которой занимался промышленным производством красителей.[4]

В 1902 году родители развелись.[5] Мать вторично вышла замуж за историка и публициста Николая Петровича Борецкого-Бергфельда (1880, Тифлис — ?), автора книг «История Венгрии в Средние века и Новое время» (СПб: Брокгауз-Ефрон, 1908), «История Румынии» (СПб: Брокгауз-Ефрон, 1909 и 1910), «Колониальная история западно-европейских континентальных стран» (СПб: Брокгауз-Ефрон, 1912 и 1914), и переехала в Париж, а в 1906 году в Санкт-Петербург. Наталья некоторое время жила в новой семье матери, а в феврале 1909 года (в восьмилетнем возрасте) переехала к отцу в Париж (где он жил с 1907 года со своей второй женой Верой и вскоре вновь наладил производство красителей в Ванве).[6] Мать с отчимом также покинули Россию и перебрались в Будапешт.

В Париже Саррот окончила лицей Фенелона, высшее образование получала в Сорбонне. В 1925 году окончила юридический факультет в Парижском университете и была принята в коллегию адвокатов, где и проработала до 1940 года.
В 1925 году Натали выходит замуж за адвоката Раймонда Саррота. У них родились три дочери — Анна, Клод и Доминик. В начале сороковых годов Саррот серьёзно начала заниматься литературой — в 1932 году была написана её первая книга «Тропизмы» — серия коротких эскизов и воспоминаний. Роман впервые был опубликован только в 1939 году, и Вторая мировая война не поспособствовала его популярности. В 1941 году под действием нацистского закона Натали Саррот была отстранена от должности адвоката, так как никогда не скрывала своего еврейского происхождения. Натали пришлось развестись с мужем, чтобы защитить его от действия нацистского закона. Их развод никак не повлиял на их отношения — они оставались вместе до конца жизни.

Натали Саррот умерла, когда ей исполнилось 99 лет — осенью 1999 года в Париже.

--
Творчество[править | править код]

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.
Признание писательница получила только после публикации её романов «Портрет неизвестного», «Мартеро», «Планетарий» и «Между жизнью и смертью». Все творчество Саррот построено на описании психических реакций. В центре внимания её романов подсознательные всплески эмоций, душевные порывы, тончайшие оттенки человеческих чувств.


--
**

Стиль[править | править код]


Стиль Натали Саррот уникален. Её произведения невозможно подделать, так же как и заимствовать элементы её произведений так, чтобы они остались неузнанными. Французские критики назвали творчество Саррот «литературной константой века». Её произведения невозможно классифицировать или подогнать под какие-либо рамки, они не поддаются четкому структурированию. По первым произведениям Натали Саррот относили к «новому роману», считая это направление наиболее полно отражающим суть творчества автора. Позже её творчество отнесли к классике французской литературы XX века, её даже номинировали на Нобелевскую премию, лишь в самый последний момент решив отдать премию более политизированному произведению.

--
Семья[править | править код]

Дочери:
Клод Саррот (Claude Sarraute, род. 1927), литератор, в 1948—1955 годах первая жена американского историка Стэнли Абрама Карноу (Stanley Karnow, 1925—2013); вторым браком (с 1967 года) замужем за литератором Жаном-Франсуа Ревелем.[7]
Анна Саррот (Anne Sarraute, 1930—2008), литератор, ответственный секретарь журнала «La Quinzaine litteraire».
Доминик Саррот (Dominique Sarraute), фотограф.


--
Произведения[править | править код]

«Тропизмы» («Tropismes», 1939)
«Портрет неизвестного» («Portrait d’un inconnu», 1948)
«Эра подозрения» («L’Ere du soupcon», 1956) — сборник критических эссе
«Мартеро» («Martereau», 1959)
«Планетарий» («Le Planetarium», 1959)
«Золотые плоды» («Les Fruits d’or», 1964)
«Между жизнью и смертью» («Entre la vie et la mort», 1968)
«Вы слышите их?» («Vous les entendez ?», 1972)
«Говорят глупцы» («Disent les imbeciles», 1976)
«Театр» («Theatre», 1978) — сборник сценариев
«Дар речи» («L'Usage de la parole», 1980) — сборник эссе
«Детство» («Enfance», 1983)
«Ты себя не любишь» («Tu ne t'aimes pas», 1989)
«Здесь» («Ici», 1995)
«Откройте» («Ouvrez», 1997)


--
Примечания[править | править код]

^ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
^ И в этом противоречии есть своя логика (недоступная ссылка). Дата обращения 5 августа 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
^ Н. Вихровский (Борецкая-Бергфельд) в РГАЛИ
^ Национальные диаспоры в г. Иваново-Вознесенске в начале XX века (стр. 19)
^ По литературным местам города Иванова
^ Отец покинул Россию вскоре после бегства в Швецию своего брата Якова (Янкеля) Евсеевича Черняка, принявшего участие в нашумевшем ограблении в Фонарном переулке. В том же году Яков Черняк был отравлен агентами русского Охранного отделения. Другой дядя — Абель Евсеевич Черняк, был инженером-механиком, выпускником Императорского Московского технического училища (1904).
^ Stanley Karnow «Paris in the Fifties»

--
Ссылки[править | править код]
Сайт, посвящённый жизни и творчеству Натали Саррот (недоступная ссылка)
Маруся Климова. Интервью с Натали Саррот


..


<< .

----
конец цитирования .