Сергей Сергеевич

Юрий Карабанов
               

 Пожил я на этом свете без малого пятьдесят годков, всякого повидал, добра немало, но и  огорчения случались. Вот только жизнь эту так до конца и не понял. Смотрю на наш народ и диву даюсь, как он со своей жизнью обращается. Вроде и лучше  жить стали, чуть не в каждой семье машина, хоромы многие понастроили, вот только радости в глазах людей не видно. Тяжелые времена настали для людей, ожесточился народ душой, большинство только о кошельке и думают. Нервы на пределе, смотрят друг на друга, как на врага. А  давно ли мы чуть ли не всей Россией как одной семьей жили, хоть бедно, но счастливо, при встрече  улыбались друг другу как давние друзья и многие готовы были оказать помощь, не задумываясь о том, сколько она стоит.  Прошло, каких-то 20-30 лет, а как мир вокруг изменился. Опять в стране князья, купцы да помещики появились, только называются они бизнесменами или олигархами, а простой народ все потерял и просвета не видно, чем дальше от столицы, тем зарплата ниже, а о безработице я вообще не говорю. Да и жизнь сама в наше время ничего не стоит. И поэтому мне кажется, что в советское время жить было легче, хоть какая-то стабильность была, вера в светлое будущее. И все же  хочется верить, что оно когда-то наступит.

Вот только хочу я рассказать о другом, про двух человек, которые сильно верили в это светлое  будущее, но отдали свою жизнь не задумываясь за других людей.
 Как-то  ехал я в поезде «Россия» на Байкал, к родственникам и услышал рассказ от попутчика  про отца и сына, которые ценой своей жизни подарили жизнь совсем чужим людям. Были они оба Сергеи Сергеевичи по фамилии Беспрозванных, и  рассказ о них врезался в мою память из-за своего содержания.

В маленьком уральском городке в обычном  детдоме рос мальчик, сирота, родители, которого погибли в результате несчастного случая на одном из заводов Урала, малышу всего годик тогда исполнился. Но рос он не так как все. Всех своим поведением удивлял,  не могли нахвалиться на него воспитатели, всегда в пример другим воспитанникам был, к учебе серьезно относился, аккуратен всегда, отзывчив. Помогал младшим, на защиту слабых грудью вставал, взрослых уважал и сам уважение имел немалое. В четырнадцать лет влюбился Сережка в свою одногодку Настю, которая воспитывалась в том же детдоме. Ничем особым Настя не выделялась, вроде бы обыкновенная девчонка, но только при встрече с ней сердце Сергея как то особенно стучать начинало, то замирало, а то в такой пляс  пускалось, что чуть из груди не выпрыгивало. Честно говоря и Настя  поглядывала в сторону Сергея не всегда безразлично. Чуть выше среднего роста, Сережа очень любил физкультуру, увлекался несколькими видами спорта и очень  хотел стать капитаном  дальнего плавания. Вначале все думали, что это у них просто детское увлечение,  только со временем их дружба крепла и сближала все сильнее. В шестнадцать лет Сергей поступил курсантом в речное училище, которое он с отличием  закончил за полтора года.
При этом он все свободное время проводил с Настей и  в один из осенних вечеров в парке, где они обычно гуляли,  Сережа признался Насте, что очень хочет, чтобы они  всю жизнь были  вместе. Ни минуты не  думая, Настя дала согласие, только свадьбу решили сыграть после того , как Сергей отслужит в армии. Через месяц после совершеннолетия Сережа был призван и попал на флот, на целых  три года, и все три года Настя ждала и писала любимому,  а за это время освоила профессию токаря на заводе, и даже в передовики вышла. Заглядывались ребята заводские на Настеньку,  не раз погулять вечером предлагали, но она никому даже повода не дала усомниться в своей любви к Сергею.
С честью отслужил Сережа, много знаков отличия на его груди теснилось, с большой неохотой отпустили  его в запас, уговаривали на сверхсрочную, а то и в офицеры прочили. Только Сережа знал, что ждут его дома, да и река  возле родного города хоть и несильно большая, но судоходная. С огромной радостью встретили моряка друзья и знакомые, Настенька от радости места себе не находила. Со свадьбой молодые тянуть не стали, отпраздновали на славу, завод помог, да руководство местного флота в долгу не  осталось, куда Сергей устроиться  успел. Даже комнату молодоженам в общежитии сразу дали.
Жили ребята очень дружно, Сергей уже через год капитаном буксира стал, в почете у начальства был, да и фотография Насти с доски почета не сходила, а в скорости и прибавление в семействе появилось. Родила по зиме Настя  сына, ну прямо копия отца.  С именем долго не раздумывали, решили, пусть тоже Сергеем будет, Настенька  сказала, пусть будет два Сергей Сергеевича, на том и порешили.
Легко жили молодые, счастливо, маленькому Сережке уже два года исполнилось, не раз он с матерью на отцовском буксире катался, как увидит штурвал, так сразу тянется к нему, все вокруг шутили, что новый капитан растет.
Вот и пришла очередная весна, зимой река замерзала, поэтому весь флот на приколе стоял, и теперь все готовились к очередной навигации. Лед на реке вздулся, вот-вот ледоход пойдет.
В один из солнечных дней гуляли два Сергея и Настя по берегу и радовались наступающему теплу, последний снег на глазах убывал, кучка ребятишек успевала напоследок на санках покататься, с  берега прямо на прибрежный лед выскакивали и весело кричали. Только лед у берега тонкий стал, и когда очередного озорника вынесло на него, он затрещал, и мальчуган вместе с санками в воде оказался.
 Хорошо знал большой Сергей фарватер в этом месте, глубина начиналась прямо от берега. И хотел он предупредить ребят об опасности, да не успел. Ничего он не сказал, молча бросился в ледяную воду, успел поймать мальчонку за воротник, вытащил его из полыньи, и с вдруг почувствовал, что лед трогается. Из последних сил он толкнул паренька к берегу, навстречу спешащим на помощь людям, холодная вода болью сковала ноги,  набухшая одежда вдруг показалась страшно тяжелой, тоненький лед не оставил шансов на спасение, а  кусок льдины за спиной вдруг перевернулся и накрыл Сергея на глазах у родных. Мальчика вытащили на берег, а люди долго еще бегали, пытаясь увидать храбреца среди льдин, которые напирали друг на друга, но все безрезультатно. «Скорая помощь» увезла Настю с тяжелым сердечным приступом, а маленький Сергей Сергеевич никак не мог понять, куда делись его родители. Целую неделю врачи боролись за здоровье Насти, на седьмой день  не выдержало ее сердце и остановилось навсегда. Так и не узнала она, что два дня назад  нашли  тело Сергея далеко ниже по течению. Похоронили их рядышком, памятник на их могиле можно было увидеть издалека. Провожало в последний путь героя и его верную жену огромное количество народу, целый холм  из живых цветов на их могиле вырос в тот день. Столько слез скорби не видел тот городок со времен войны. 
Появилась в городе улица Сергея Беспрозванных, а детдом взял себе и имя Сергея и маленького Сергея Сергеевича. Многие пытались усыновить малыша, только ни к кому не хотел идти Сережа, так и остался на воспитании  в стенах, где выросли его родители. Первое время очень грустил мальчонка по родителям,  время хоть и не все лечит, но приглушает боль понемногу. Слишком много напоминало о той трагедии. С малых лет понял Сережа, какая ответственность лежит на нем и старался соответствовать  имени отца. По рассказам старых воспитателей  он узнал, как жил его папа и подражал ему во всем. Не напоказуху,  а просто выбрал такой же образ жизни, стремился во всем быть лучшим, и в учении, и в спорте. Только уж больно серьезным был, улыбка редко  на его лице появлялась. Даже весь детдом как-то серьезнее стал, у многих изменился характер поведения, дети стали прилежнее учиться и во всем брали пример с Сергея.
Даже за дружбу с девочкой Асей из дома, который рядом с детдомом стоял, никто не дразнил Сережку, а раньше бы давно засмеяли. Как то после очередной экскурсии по городу, на берегу речки Сергей вдруг сказал, что когда-нибудь обязательно героем станет, как его отец.
Года летели быстро,  и вырос Сергей Сергеевич, в четырнадцать лет поступил в суворовское училище, закончил его с отличием,и приехал в родной детдом в отпуск. За время учебы связь с Асей Сергей не терял, переписывались часто. Семнадцать лет исполнилось парню, возмужал он  в училище, взрослым стал не по годам. По приезду в детдом поздоровался  Сергей с учителями и воспитателями, и извинившись, к Асе бросился.
 К тому времени в доме Аси многое поменялось. Отец  девушки, раньше сам примером мог послужить, но последнее время пить много стал, скандалы в семье все чаще устраивал, до рукоприкладства не раз дело доходило, только Ася не писала об этом, не хотела огорчать Сергея, зная его характер, вдвоем с матушкой своей терпели обиды горькие.
 Прибежал Сережа и не узнал свою  Асю, еще красивей  она ему показалась, прижал к груди, да и тут же в любви объяснился, предложил вместе жить. Мать Аси, увидев это, прослезилась. Один человек в тот день весь праздник испортил.  С перепою,  отец Аси принял Сергея за местного участкового, который обещал пропойце тюремную постель, схватил нож и бросился на молодых. Мать Аси пыталась загородить ребят, только Сергей проворней оказался, схватил обезумевшего отца за руки и повалил на землю. Проходивший мимо сосед помог обезоружить безумца,  связали покрепче отца Аси и только тут Сергей почувствовал, что ранен. В пылу борьбы зацепил его нож в районе печени. К счастью рана оказалась не опасна и быстро зажила. Едва не посадили в тюрьму  любителя «зеленого змия», но Сергей попросил в милиции простить отца Аси с условием, что он совсем бросит пить, и перестанет обижать  своих  близких. Не хотелось ему начинать жизнь с Асей с такого момента.  И действительно, с тех пор в рот не брал спиртного Асин отец, а Сергею уже в армию пришла пора собираться. Решили свадьбу после армии сразу сыграть.
Служить довелось Сергею в десантных войсках, не раз попадал в горячие точки, не раз сердце Аси сжималось от страха за любимого. Не раз,идя в разведку, попадали десантники в переделку. Но судьба хранила Сергея, даже серьезных царапин не получил за всю службу, шутил, что любовь его оберегает. Через два года пришел Сережа со службы, на груди две медали сверкают. Ася  со слезами радости встречала своего ненаглядного.  Не долго  думая и свадьбу сыграли, многие пришли молодых поздравить, многие еще и отца Сергея не забыли.
А буквально через месяц после свадьбы пришло Асе известие, что  ее двоюродная бабушка, у которой своих детей  не было, хотела бы свой дом Асе отдать. Жила она  возле Краснодара одна  и не долго думая, молодые, поехали в гости. Место было хорошее, село небольшое. Домик еще крепкий, а вокруг и яблони, и другие насаждения. Да и бабушке радость на старость лет. Все таки родные души. А тут еще оказывается  у Сергея сослуживец в соседнем поселке живет, Николай, после ран полученных  на службе поправляется. Как узнал, что Сергей рядом объявился, так он сразу и приехал, и уговорил молодых у него несколько дней погостить. Жители в том селении были радушные и гостей встречали по особому, Николай дома много успел о Сергее и его храбрости во время службы  рассказать. Два дня гости не расходились, приятно было молодым такое уважение.
На третий день Сергей с женой и другом зашли в кафе местное, хозяином которого армянин был, много лет проживший в этом селе, уж очень он просил его гостями быть, так как друга Сергея с малых лет знал, да и его в селе все уважали.
 Село то недалеко от границы располагалось и иногда посторонние в кафе заходили. Так и в тот день, за одним столиком  приезжие сидели, два мужчины и женщина с закрытым лицом.  Еще когда в кафе входили, что-то в их взглядах насторожило  Сергея, не успел он службу забыть, поделился он сомнениями с другом, тот потихоньку милицию вызвал. Увидев сотрудников, приезжие заторопились с уходом, под одеждой Сергей разглядел оружие. Не раздумывая десантники бросились  на бандитов, сбили с ног, подоспевшие милиционеры надели на врагов наручники. Когда старший милиционер уже хотел поблагодарить ребят за отвагу, Сергей вдруг почуял неладное, обернувшись,  он увидел, как женщина выдернула чеку от гранаты и собирается бросить ее в людей. Мгновенно, оценив ситуацию, он с ужасом понял, что, даже перехватив, ему некуда ее выбросить, кругом невинные люди. Сорвав с рядом стоящего сотрудника бронежилет, он поймал уже падавшую на пол гранату, бросился в угол, накрыв при этом бронежилетом смертельный предмет, а сверху упал сам.
Никто не пострадал больше, некоторые даже не сразу поняли, что произошло, и только Ася не видела ничего вокруг. Как  будто земля ушла из под ног, и вместе, с оборванной жизнью Сергея, все вокруг остановилась.
  Долгое время она никого не узнавала, врачи опасались, что такое потрясение может помутить рассудок девушки. Николай ни на минуту не отходил от Аси, старался поддержать чем мог. Сергея похоронили  как героя, со всеми воинскими почестями,  а когда Ася пришла немного в себя, то решила никуда не уезжать от могилы любимого. Николай с родственниками опекали Асю как самую близкую. А потом   Ася узнала, что под сердцем у нее растет частичка Сергея, и скоро у нее будет ребенок. Николай как то незаметно сам полюбил Асю, но никак не решался сказать об этом.  Уж очень он дорожил честью друга.
У Аси родился мальчик, через год после рождения, Николай наконец то признался Асе в своей любви, а еще через полгода они поженились. Они поклялись друг другу, что когда мальчик вырастет, они расскажут ему все о настоящем отце, и то, что ему есть  кем гордиться в своей жизни.
И обязательно  малышу покажут обелиск, у подножия которого круглый год живые цветы, и к которому приходят не только близкие люди, но и совершенно незнающие Сергея, чью жизнь, или жизнь их детей, спас молодой человек чуть старше двадцати лет. 
 
Вот такой рассказ я услышал в дороге, под стуки вагонных колес, только ощущения мои были, как будто увидел все собственными глазами.  Попутчик мой рассказал потом, что он сам из того села, и всю историю узнал от Николая, много раз бывал на могиле Сергея, и что он сам вроде бы и не имеет отношения к тому подвигу, но гордится , что в этой стране еще есть люди готовые на высокие поступки.