Они были очень важными - её первые ученики. А ей то всего-навсего в мае исполнилось девятнадцать лет, а она уже стала дипломированным педагогом - выпускницей колледжа и получила работу в хорошей школе. И дали ей, доверили, первый класс.
Она так волновалась при первой встрече со своими учениками! Она перемерила все свои наряды. Она должна была выглядеть молодым педагогом, а не девочкой-припевочкой. После раздумий, она выбрала закрытое черное платье с широким замшевым поясом. Платье плотно облегало её безупречную фигуру.
И над прической ей пришлось поработать. Густые и вьющиеся от природы волосы никак не хотели подчиняться своей хозяйке, они топорщились и вились колечками и локонами и торчали во все стороны. Галочка - ой, простите, - Галина Максимовна усмирила их с помощью выпрямителя для волос. Правда, после этой процедуры, молодая учительница не очень понравилась сама себе. С пышной копной волос она выглядела гораздо симпатичнее. Но профессия требовала жертв.
При первой встрече она одарила своих малышей подарками. Каждому ребенку на парту она положила ручку и тетрадь, открытку поздравительную, добавила ко всему этому маленькую шоколадку в красивой обертке. С праздником, дорогие первоклассники, началом нового этапа в вашей жизни.
Вид у молодой учительницы был сияющий. Она была готова распахнуть свое сердце навстречу каждому ученику в своем классе.
Отшумел праздник первого школьного звонка, началась вереница уроков. Дети взрослели на глазах. Галина Максимовна всячески поддерживала их убеждение, что они уже взрослые люди, они - школьники.
- А вот когда вы были маленькими и ходили в детский сад.., - говорила она на уроке, то видела, как важно поглядывали по сторонам её ученики. Да уж, конечно, они теперь школьники. И хотя в графе анкеты, если бы им довелось её заполнять, об образовании они могли написать, что образование - один месяц, всё равно каждый день в школе обогащал их. Они узнавали новое.
Вот и сегодня на уроке рисования Галина Максимовна рассказывала своим ученикам про акварельные краски.
- Конечно, вы уже рисовали акварельными красками, когда были маленькими и ходили в детский сад. Акварельные краски - особенные. Посмотрите на мир вокруг нас.
Первоклассники оглянулись. За окнами школы шумели березки в золотистом своем осеннем наряде, неширокая аллея вела к спортивной площадке, с дальше виден был большой двор соседского многоквартирного дома. День стоял теплый и солнечный.
- Посмотрите, все вокруг пронизано солнечным светом. Эту вот прозрачность мира можно нарисовать только акварельными красками. Эти краски - водяные. Они в наборах ваших находятся в кюветах. Да-да. Вот эти маленькие ванночки ,наполненные красками, называются кюветы. Краска состоит из самого красителя и клея водяного.
Рисуют акварелью на бумаге. Бумагу изобрели в Китае. В большом котле варили мастера по изготовлению бумаги кашу. Только не такую, как мы едим, а из дерева, кусочков ткани, крахмала. Потом эту кашу намазывали на квадратную сеточку в рамке и сушили. Потом снимали осторожно и выкатывали катками деревянными, как мамы катают тесто, на большом столе, который был посыпан крахмалом. Потом проглаживали теплыми деревянными катками. И вот уже перед мастером лежал лист белой бумаги. Наверное, это сама бумага напрашивалась на то, чтобы человек что-нибудь нарисовал на её поверхности. И тогда прикоснулся художник кисточкой к водяной краске и сделал первый штрих на бумаге. И засияла краска своей прозрачностью.
С тех пор во всем мире рисуют акварельными красками. Я вам тайну открою - даже праздник есть такой в мире - Международный День акварели. Его празднуют 23 ноября.
На переменке я положила на каждую парту трафарет - вырезанный из бумаги средневековый замок. Давным-давно в таких укрепленных замках жили рыцари и красавицы. Трафареты для вас я весь вечер заготавливала дома. Теперь откройте свои альбомы и приклейте трафарет в центр альбомного листа. Если у вас нет клея - возьмите у меня на столе.
Первоклассники взялись за работу с усердием и интересом. И вот уже на альбомных листах появились замки.
- А теперь посмотрим на то, что у нас получилось. Чего не хватает нашим рисункам?
Скажи, Рома!
- Нам красок не хватает.
- Да, ты прав. Вот теперь мы проведем линию горизонта, обозначим место, где небо сливается с землей.
На большом ватмане, где был уже наклеен большой замок, учительница провела линию горизонта.
- Проведем линию осторожно и нежно.
Да куда там уж нежно? Саша Воронов чуть ли не сел на карандаш и провел такую линию, что и за километр можно было рассмотреть. Он был человек основательный. Делать, так делать! А вот самая маленькая по росту первоклассница Варенька провела именно такую, как нужно, линию. Она едва коснулась альбомного листа своим карандашом.
- А теперь обмакнем кисточки в воду, затем обмакнем в синюю краску и закрасим небо над замком.
И все стали закрашивать свое небо. И хоть и говорила учительница, что нужно очень аккуратно закрасить место возле линии, не выйти за черту, но не у всех это получилось. Однако, все старались. А маленькая Оля даже высунула кончик языка. От усердия.
Краска не у всех легла ровно и однотонно. И вот эти сгустки цвета стали облаками над волшебным замком.
- А теперь помоем кисточки в стаканчиках, потом поводим на запасном листочке бумаги, а потом опять окунем в воду и возьмем немного коричневой краски. Мы будем закрашивать землю.
Потом раскрасили сам замок и флаг над его главной башней. А на дозорной вышке нарисовали смотрителя в рыцарских доспехах.
Рисунки получились хорошими. До конца урока оставалось десять минут.
- А теперь давайте полюбуемся вашими работами. Будете выходить по одному к доске, показывать свою работу всему классу и рассказывать, а кто же живет в вашем замке?
И вот уже зазвучали детские голоса. У мальчиков в замке жили рыцари, которые сражались мечами.
- Тыц-тыц! - говорил Вовочка, - чуть что не так, они тыц-тыц и сражаются мечами.
У девочек в замках жили прекрасные принцессы. Они не сражались, они прекрасно пели, или вышивали, или танцевали.
Уже все успели рассказать о своих обитателях, и только Варенька к доске со своим рисунком не вышла. Сердечко её сжималось от боли. У всех вон как хорошо получилось, а у Вари - хуже всех. Она перемочила свою работу. Краска просто текла в разные стороны. Ох, какое горе! Все было размазано, и рисунок выглядел неряшливо. Выбросить бы его, предварительно порвав на мелкие кусочки. Пусть бы в корзинке для бумаг валялся. Мало того, что девочка чуть не плакала от своей неудачи, смотрела с отвращением на свой рисунок, так тут учительница пристала с просьбой показать свой рисунок классу.
- Не буду я никому и ничего показывать, - сердито произнесла девочка.
- Как не будешь? Все показали свои работы, а ты не будешь. Почему?
- У меня ничего не вышло. Краска течет в разные стороны.
Девочка говорила едва слышным шепотом. Она стояла, низко опустив голову, и ни на кого не смотрела.
- А мы сейчас тебе поможем. Подумаешь, воды много налила. А мы её сейчас уберем.
Галина Максимовна не растерялась. Она вынула белоснежный платочек из своей сумки и аккуратно промокнула рисунок.
- Все равно в таком замке никто жить не будет, - сказала юная художница в сердцах.
- А мы всем классом придумаем, кого можно поселить в твой замок. Давай посмотрим.
Девочка вздохнула и показала свой рисунок всему классу и притихла, как раненая птичка.
- А привидения? Пусть в твоем замке живут привидения! - сказал Савелий.
В классе заулыбались.
- Молодец, Варя. Одна ты, и только ты позаботилась о привидениях. А им же тоже нужно где-то жить. А давайте поаплодируем Варе за заботу о призраках замка.
Учительница первая захлопала в ладошки, а следом зааплодировал весь класс. И Варя, которая была уже готова расплакаться, вдруг улыбнулась всем, и в классе стало еще светлее.
А любопытная сорока, которая заглядывала в класс, только одна заметила, что слезки в уголках глаз девочки высохли.
- Хорошо, хорошо! - закричала радостно птица на своем языке.
И ветки осенних березок качнулись, выражая с ней свое полное согласие.