Находят, что «СПИ» и «Моление»и«Слово»Заточника = близнецы-
братья. Как это может быть?
Написаны будто бы на разных языках : у СПИ сложный, а у Заточника лёгкий.
Нет споров по разбивке текстов «Повести временных лет» (ПВЛ) и слов Заточника.
Ведь «СПИ» = «оптимистическая трагедия». (Сетования только в «Златом слове» Святослава. Н.Карамзин назвал Святослава робким. ) Религиозность - как бы
между прочим. Уходящее язычество, усиливающееся христианство.
Заточник – утвердившийся христианин, моралист и нытик. Имел многое, потерял всё. Имеется подозрение, что этот философ есть Святослав Рыльский.
Был в плену. После освобождения стал клянчить милости у Ярославов.
В последнее время стало раздаваться всё больше голосов : «У «Слова о полку
Игореве» и «Слова Даниила Заточника» один автор ! »
Может быть, но что делать с некоторыми нестыковками?
Бросается в глаза разная окраска сочинений. «Слово» - многокрасочно,
многозвучно, «Моление» - однотонное и по цвету, и по звуку.
«Моление» : автор - с остатками язычества христианин боголюбивый, знает
писания, поговорки; тонкий психолог – чувствует и передаёт, хоть и резко,
нюансы, полутона движений человеческой души, богатый словарный запас
позволяет ему это делать, хотя его прилагательные без цвета;
философ – позволяет себе пускаться в пространные рассуждения с привлечением
сведений общеизвестных.
Его образование и воспитание выдают, что он совсем недавно имел много,
много преимуществ перед простолюдинами, но потерял почти всё, только
гонор остался, умеет лебезить и хамить; эгоист и завистник, зануда, поэтому
его творение мало кто знает; не патриот. Высокого мнения о себе :
сравнивает себя с орлом. Гамма человеческих чувств.
Двусмысленности избегает. Но «туману» напускает.
Много чего сообщил о себе. А кто он по гороскопу? Не Овен ли?
Ни потка в потка не топырь ( не топырится). Переводят: ни птица в
птицах - нетопырь=летучая мышь. Моими сослуживцами в армии были
и из Западной Украины. Так вот у них в ходу были слова потка и пуцка =
птица и гнездо = половые органы. Разве Ярослав Володимирович не
на Угорских=Карпатских высоко сидит горах? Назвавший себя Даниилом
«блеснул» знанием тамошних говоров.
«Слово» : - оптимистическая трагедия. В рассказе всё подвижно :
и действия, и призывы к действию.
Много языческих образов, но разочарование в языческих богах,
принятие единобожия, христианства.
У автора нет подобострастия, чванства. Убеждения - твёрдые, но не
возвышает себя, орёл у неё - БоЯн.
Скупыми средствами – одним мазком - созданы яркие образы. Всё в движении и в звуках. Много красок – 13 цветов, тон их контрастный.
Воинские термины, описания природных явлений, пейзажей.
Поступки - без погружения во внутренний мир.
Двусмысленность в сведениях. Святослав мутен сон виде - тут аж три варианта прочтения: Святослав мутен = хитрый, Святослав - взмутитель, сон смутный.
Трудно читаемо и трудно понимаемо, тем радостней ощущение от разгадки,
пусть даже и не принятой другими.
Написано видевшим со стороны . Автору не тесно в каких-то рамках, эмоции «распирают», степняку просторы дали широту мышления.
В «Слове» - комонь; а в «Молении» - конь, есть и «пёс».
«Слово» написано не совсем русским языком.
В Интернете знающие грамматику русскую иной раз сами не понимают, почему в «Слове» падежи неправильно стоят. А ведь очень запросто можно предположить, что это речь русичей, но в передаче носителя другого языка, то есть с акцентом.
Всё сказанное о «Слове» никак не «ложится» на «Моление».
«Моление» читается легче.
«Слово» - сплошная политика, разборки. Автор приподнимается над суетой.
В «Молении» - сплошные сетования обывателя. Бытовой уровень. Пейзажей нет . Время застыло, событий = действий нет. В каком времени находится автор? Ориентиры : князь Ростислав, единственный, кого не ругает, и тот, к кому обращается -- князь Ярослав Володимирович Галичский (ум. В 1187г.); упомянуты по одному разу.
Во 2-м варианте - обращении к Ярославу Всеволодовичу Переясловскому -несколько раз упомянуто это имя. Отвергнутый всеми проситель
для усиления эффекта называет себя сиротой : не оставь меня, как отец мой
и мать моя оставили меня.
Ростислав - не брат ли Вл.Мономаха? (Смещение по времени вполне возможно : мы зачастую пользуемся давними советами.) Поэтому и не ругает!
Жанр «Моления» понятен русским : у многих из нас подобная линия поведения. «Моление» дошло до нас в нескольких списках. С вариантами текстов. Вполне возможно - один и тот же обращался то к одному, то к другому князю за милостыней. Если были переписчики, то они редактировали, корректировали, вносили добавки и уточняющие поправки.
Но владеющие грамотой - не все такие независимые, как Пимен Пушкина.
Если можно допустить, что у «Моления» было несколько «отцов»,
то у «Слова о полку Игореве» при всём его многоголосии, как считают некоторые, был один автор. ( а = не, втор=второй ).
А ещё можно допустить, что автор «Моления» был одним из создателей
«Домостроя». Но он никак не автор «Слова о полку Игореве»!
В Интернете есть напоминания о Слове и Молении.
Есть текст Слова > к Ярославу Владимировичу. Но нет Моления > к Ярославу Всеволодовичу.
А у меня Моление к Яр.Вс. текст-переложение Сумниковой и Фёдоровой.
© Copyright