Философия прекрасного в творчестве искана ильязова

Странник 7
                Прекрасное не может быть познано,
                его необходимо чувствовать или создавать               
                Г е т е
 
        "Я беру солнечный свет и преобразую его в цвета моих картин. Энергия солнца переходит в мои полотна.
        Мое творчество идет от природы. Я вдохновляюсь небом и морем, закатами и рассветами, линиями гор и женского тела. Я обобщаю изображения, часто сводя их к геометрическим фигурам. Зритель подсознательно узнает их, считывает значения и воссоздает исходную картину в своем изображении. Мои картины идут от природы и она мой единственный учитель" - так о своем творчестве говорит сам художник.
        В своих геометрических картинах о внешнем мире Искан умело передает смысл жизни при помощи часто парадоксального сочетания фрагментов, форм, цветов. На плоскости холста многомерное пространство он раскрывает через перспективу, через проекции фрагментов и впечатляющие оттенки цветов разновеликими формами, что позволяет зрителю проникнуть в пространства Космоса. Выразительность цветов, фрагментов, чувственность изгибов линий не статичны, но сплошь пронизаны внутренним движением.
 
        В творчестве Искана стилизация природных форм - способ показать истинную суть мира как нечто сакральное, как миф, как проявление космического сознания. Автор - философ, мечтающий об идеальной картине, в красоте которой материя преображается через воплощение в своем творении иного, сверхматериального начала.
 
        Экспрессия и импрессия цветоформ Искана влияют на зрителя через пространственные иллюзии, через гармоничное переплетение мифов космического сознания. Философия Прекрасного у автора эмоциональна, романтична, очень органично сочетает высшие духовность и чувственность. Творения солнечного Искана ярки и светлы. Стихия Света вольготно буйствует в его картинах, она же суть кладезь красоты и премудрости, суть космической высшей гармонии. Красота и Свет - настолько близкие по своей природе понятия, что живут всегда рядом. Стремление к достижению красоты во всем сближает Прекрасное со Светом и вводит сознание как автора, так и зрителя в его сферы.
        "Красота - наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе представить, как инстинктивное" (И.Ефремов, "Лезвие бритвы"). Инстинктивное восприятие красоты равно как и Любви - процесс единый. Любовь проявляется в гармонии, а из гармонии рождается красота. Творить без Любви невозможно. Величие же Любви и красоты суть их милостивая целостность. Прекрасное гармонично объединяет в себе мысль, чувство, Мечту. Красота даже в своих ограниченных цветоформах показывает себя в виде отблесков совершенного Бытия. Она позволяет коснуться Вечности, приобщиться к ней, увидеть и понять бесконечность Космоса.
       Прекрасное в творчестве Искана достигает высот беспредельности, Вечности. В видимых на картинах художника мирах зрителю открывается Высшее незримое. Красота суть глубинное Прекрасное - это автор талантливо раскрывает в своих творениях.
 
       Красота, заключая в себе гармонию энергетики Сфер, превращает Хаос в Космос на всех уровнях: от миров различных состояний материи до духа человека, которого она одаривает способностью творить, любить. Искан в своих работах гармонизирует миры, оттенками точно передает их метаморфозы. У Мастера талант переживать красоту, чувствовать, видеть ее и делиться этой способностью со зрителем. Истина открывается именно тому, кто одарен способностью переживать Прекрасное. Автор умело воплощает Истину в своих творениях, вкладывая  в них частицы своей души, мысли, Мечты.
 
        Красота жизни, природы, мира в своем истинном смысле представляет собой самый высокий интегративный уровень понимания сущего и наиболее полную возможность для эффективных действий, творчества, творения иных миров. Прекрасное позволяет человеку двигаться, творить вместе с глубочайшим стремлением к Высшему, к Свету или вечной Вселенной, а не против ее. Искан, творящий свои миры, талантливо, органично их сочетает, наполняет Светом. В его творчестве Красота -  не желание, а экстаз, эмпатия, образ Прекрасного, которые зритель видит, даже закрыв глаза, Музыка Сфер, которую он слышит, даже закрыв уши.
 
        В Прекрасном всегда есть вызов, оно взывает к ответу, к искреннему отклику; оно вызывает, пробуждает этот отклик-ответ в зрителе. Созерцание работ Искана рождает в душах чувство радости, понуждает человека к сотворчеству, творчеству, существует этот отклик-ответ помимо признания или непризнания публикой. Автор добивается, чтобы зритель стал его соавтором, со-творцом миров Искана. Увидевший, познавший Прекрасно становится соучастником его создания. Здесь все зависит от таланта, желания и способности зрителя, ведь смотреть на что-то далеко не то же, что - видеть.
         Художник видит, чувствует красоту и воплощает свое видение в картинах, приобщая к Прекрасному и зрителей. "Восприятие мира в красоте есть прорыв через уродство "мира сего" к миру иному. Мир, принудительно данный, "мир сей" уродлив, но не космичен, в нем нет красоты. Восприятие красоты в мире есть всегда творчество - в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире. Во всяком художественном делании уже творится мир иной, космос, мир просветленно-свободный. Спадает короста с лица мира. Творчество имеет онтологическую, а не психологическую природу" (Н.Бердяев, "Смысл творчества"). Бытие, его структуру, свойства, его изменения и развитие Искан показывает, раскрывает в своих цветоформах.
        Когда человек переживает Красоту, он чувствует себя призванным к Высшему. Прекрасное пробуждает в человеке страсть и безотлагательность и зовет его из одиночества в тепло и чудо вечных объятий высшей Любви. Красота снова соединяет человека с пренебрегаемым и забытым величием жизни. Восхищение Прекрасным в душе человека порождает тончайшие вибрации и этим обновляет и перерождает зрителя. Эстетические чувства суть переживания, вызванные посредством восприятия прекрасного, принятия красоты предметов, объектов окружающего, в т.ч. - живописи.
 
         В ней особенно Прекрасное - осуществление неописуемого, неожиданного, неизреченного, неизъяснимого. В творчестве Искана гармоническое выражение жизни воплощается в сочетании женственных изгибов линий, в мужественном сочетании фрагментов, в космически совершенном сочетании цветов. Художник видит и представляет зрителям Прекрасное, потому что носит прекрасное в себе.
        Гармония суть единство многообразного, суть слияние разных фрагментов, цветоформ в единое органическое целое, суть завершенность картины мира; однако автор все же оставляет манящую загадку - зрителю. И зрители через красоту постигают смысл космического совершенства, открывают для себя беспредельное сияние душевной гармонии.

        Притягательность картин Искана - в красоте, гармонии, загадке. Красота очищает от отрицательных эмоций, формирует оптимистическое мировосприятие, она систематизирует фактор ноосферы; гармония возвышает эмоции, загадка не дает заскучать. В творчестве Искана явственны, явлены беспредельная. неизбывная творческая энергия, одухотворяющая сила эмоциональности автора.
        Тайна обаяния, аттрактивности творчества Искана -  в гармонии красоты, которая суть полнота проявленности Абсолюта в относительном, Вечного - во временном, Непреходящего - в преходящем. Картины Мастера вызывают в душе зрителя эмоциональный подъем, удивление, радость, взволнованность, желание отгадать, постичь замысел автора, рождает сопричастность творчеству Искана.

        Художник пробуждает в зрителе способность, умение, дар "В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - Бесконечность, И Небо - в чашечке цветка" (У. Блейк). Зритель ощущает образ Бесконечности,познает ее, чувствует себя творцом, со-творцом. Автор призывает его вникнуть, осознать единый сокровенный Исток, питающий множество своеобразных форм, миров. Искан выражает высший смысл тонкими нюансами, которые суть гармония элементов, симметрии, красок, что достигается с помощью идеального соотношения фрагментов и форм.
        Искан - проникновенная личность, потому способен, может увидеть, уловить, как Потаенное трансформируется во временной поток, Целое - распускается в единичном, сиюминутное и единичное - наполняется светом Вселенной. Эту способность через свое искусство он дарит талантливому зрителю. По сути творчество Искана - гимн Прекрасному: "Лишь ты, о Красота,
В то бесконечное, что нам всегда желанно,
Всегда неведомо, открыла мне врата..."  (Ш.Бодлер).