Кого там везут. Грибоеда

Николай Декапольцев
191 год назад – 30 января 1829 года – в Тегеране было положено начало известной ныне традиции: собираться толпой и громить иностранное посольство. На моей памяти это происходило не один раз, только самом первом случае посольство было Российское. Если сейчас посольство США в Иране охраняет целая дивизия, то у нас тогда был только взвод казаков. Все они были в этот день убиты обезумевшей толпой, вместе с охраняемым ими послом – Александром Грибоедовым. Тем самым, что написал великую пьесу «Горе от ума», и вообще Википедия называет его так: «… русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин».

Что же на этот раз привело к тому, чтобы иранский народ вонзил России нож в спину? Что мы знаем о личности Александра Грибоедова?

Главное, что надо знать об этом человеке: как сообщает сайт Википедия, "его предок Ян Гржбовский в начале 17-го века переселился из Польши в Россию".

Поляк, в начале 17-го века переселившийся в Россию – это далеко не то же самое, что в наши дни харьковчанин, уехавший в обратном направлении собирать клубнику.

Семнадцатый век – это граница в истории человечества, когда завершился демонтаж Всемирной Империи с центром в Москве (вернее – во Владимире, название этого города неслучайно), и весь обитаемый мир погрузился в тотальную Гражданскую войну на обломках этой Империи.

Столица метрополии – Москва – в те годы переходила из рук в руки в ходе боевых действий. В начале 17-го века она была взята польскими войсками, и два года (с осени 1610 по осень 1612-го) в Кремле стоял польский гарнизон. Все мы без труда можем вспомнить знаменитые имена той эпохи: Минин, Пожарский, Иван Сусанин… В итоге, противника из Кремля вроде бы изгнали (но, как видим по предку Грибоедова, не только лишь всех), и к 1620 году ситуация в России стабилизировалась; новую оккупационную администрацию в Москве возглавила талантливая семья Романовых. В остальном мире Гражданская война продолжалась, постепенно затухая по мере победы тех или иных княжеских группировок, сбивавшихся вокруг определённого силового центра.

Стабилизировав ситуацию на своей территории, крупные игроки (Москва, Париж, Лондон, Рим, Мадрид и другие), каждый из которых называл себя Империей (хотя по определению Империя может быть только одна, как и было ранее), приступили к переделу мира, пытаясь поглотить те осколки прежней Империи, что оказались неспособными создать своё государство и Вооруженные Силы. Такие страны, как Англия, Дания, Голландия, Португалия, несмотря на свои небольшие размеры, в период до 17-го века были военно-морскими базами Империи (как сейчас Кронштадт или Севастополь), поэтому унаследовали весь её огромный флот. Своими силами они бы никогда такой флот не создали, не имеют его и сейчас – он им ни к чему. А в то время – использовали на всю катушку, восстанавливая контроль над заморскими территориями бывшей империи.

В свою очередь, Россия, потерявшая флот и выход к морю, ринулась на просторы Евразийского континента. Один из эпизодов борьбы за восстановление контроля над окраинами Империи – это военные победы России в Закавказье и Прикаспии, в ходе противостояния с Персией (так раньше назывался Иран). Первая такая война (1804—1813 годов) закончилась подписанием Гюлистанского мирного договора, по которому Персия признала присоединение к России Грузии, Дагестана и Восточной Армении. Вторая война закончилась в 1828 году подписанием Туркманчайского мирного договора, по которому Персия дополнительно должна была отдать России также Каспийское побережье и Восточную Армению.

И плюс должна была заплатить деньги, по нынешнему курсу – около 30 миллиардов долларов США (в нашей валюте того времени – 20 миллионов рублей серебром, в персидской валюте – 10 куруров туманов). После уплаты этих денег, Россия снимала бы претензии и выводила войска из Азербайджана: он пока что оставался бы за Персией.

Сумма долга, наложенного на Персию, была совершенно эксклюзивная. Для сравнения, после Второй Мировой войны Германия платила нам компенсацию по 2 миллиарда марок в год, вернее – и до сих пор платит, только уже не нам, а Израилю (это перенаправление денежных потоков состоялось, сразу после смерти Сталина).

Для того, чтобы собрать такие деньги, иранцам пришлось вывернуть карманы, надолго затянуть пояса потуже, вывезти из страны всё ценное – и всё равно к моменту убийства Грибоедова они отдали только 2/5 суммы долга.

Генерал Грибоедов принимал активное участие в разработке условий указанного Мирного договора, и занимался взысканием указанной суммы долга. Его, как толкового юриста, отметил руководитель войсковой операции И.Ф.Паскевич, написавший в рапорте императору: ««Ему (Грибоедову) я обязан мыслью не приступать к заключению трактата прежде получения вперед части денег, и последствия доказали, что без сего долго бы мы не достигли в деле сем желаемого успеха».

Я не оговорился выше, назвав Грибоедова «генералом»: он имел ранг статского советника дипломатической службы, что соответствует воинскому званию тогдашнему и нынешнему «бригадный генерал» в армии США и НАТО; в нашей армии такого звания уже нет, оно ранее было промежуточным: выше полковника, но ниже генерал-майора. Обращаться к статскому советнику полагалось «Ваше Высокородие».

Конечно, мы все знаем этого человека с совершенно другой стороны: как талантливого драматурга, поэта и композитора, как сказано выше. Однако в первую очередь он был потомственный дворянин, то есть оккупант по отношению к русскому народу. На его месте, любой из посетителей данного сайта, получив по наследству дворец с прислугой, постоянный годовой доход в пару миллионов не рублей, и несколько сотен славянских рабов (а крепостное право они отменят через 32 года после смерти Грибоедова), нашёл бы время для изящного стихослагательства и бренчания на пианино, под хруст французской булки. Он ведь закончил университет и был кандидатом филологических наук. У нас по этому поводу есть хорошее стихотворение Маяковского, если его слегка перефразировать: "Быть шахтёром хорошо, драматургом – лучше. В драматурги б я пошёл – пусть меня научат!".

Напомним, что для простолюдинов путь к высшему и даже среднему образованию дворяне закрыли по определению. Народу позволялось изучать только церковное пение и теорию плоской Земли, что лежит на трёх китах, окруженная твёрдым небесным сводом, с которого Бог Отец взирает на сидящего на троне Государя Ампиратора. Когда нам говорят, например, что "генерал Ватутин до революции учился в коммерческом училище" – это означает, что генерал Ватутин имел дворянское происхождение, в данном случае купеческого сословия.

А Грибоедов, после филфака, закончил ещё и юридический факультет университета, это уже армии. Служил он в специальном полку для мажоров, типа сафари, вместе с другими представителями тогдашней золотой молодёжи. Как пишет Википедия: … попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве…

Став юристом, он пошёл по стопам ещё одного своего знаменитого предка – А.Ф.Грибоедова, который был не больше и не меньше, как разработчиком Соборного Уложения 1649 года. Это такой свод законов рабовладельческого общества, вроде Конституция + Кодексы по разным отраслям права + собственно законы. И это Уложение, как законодательная база страны, действовало более 200 лет, пока его не сменил новый, "более совершенный" Свод законов Российской Империи. Кроме этого, А.Ф.Грибоедов, как сообщает Википедия, "по поручению царя Алексея Михайловича составил апологетическую Историю о царях и великих князьях земли Русской, в которой обосновывались права Романовых на престол". По понятным причинам всегда нуждавшиеся в дополнительных обоснованиях, как и все незаконные деяния на свете.

Таким образом, мирная сторона деятельности генерала Грибоедова, нашедшая своё высшее выражение в гениальной комедии «Горе от ума», была не главной в его жизни. Интересно, что в своём творчестве он гневно обличает те порядки рабовладельческой администрации, которые он же сам и его предки устанавливали, поддерживали, и экспортировали по всему миру – в данном случае в Закавказье. Это очень похоже на, скажем, Владимира Ленина и других потомственных дворян – детей генералов, чем-то недовольных, и выражавших это в критике своей же собственной системы, в стремлении «освободить народ от гнета дворян», то есть от себя самих.

Итак, 30 января 1829 года, Грибоедов в очередной раз поехал в Тегеран за деньгами: поторопить должников. В это время в городе начались волнения и беспорядки; разгоряченная толпа двинулась к русскому посольству, которое охраняли 35 казаков. В ходе штурма, все они были зверски убиты, как и сам Александр Грибоедов. Тела их были изувечены до неузнаваемости.

В связи с этим, везде пишут, что «опознать тело Грибоедова удалось только по старому шраму на руке, полученному в ходе знаменитой дуэли с Якубовичем». Что же это была за знаменитая дуэль?

Дело в том что, как истинный ценитель прекрасного, в какой-то момент (за 10 лет до смерти), Грибоедов заинтересовался великой танцовщицей Авдотьей Истоминой, той самой, которой А.С.Пушкин посвятил свои знаменитые строки о балете. Привести здесь её изображение с сайта "Википедия" я не могу, тогда мне придётся публиковать данную статью в категории "только для взрослых". В один прекрасный вечер, Грибоедов воспользовался тем, что балерина поссорилась со своим очередным любовником – офицером Шереметевым. Вообще, рассказывая о ней, СМИ захлёбываются от восторга по поводу того, как много у неё было поклонников, словно бы не зная, что для этого есть другое, более краткое определение.

После спектакля, Грибоедов привёл Авдотью Истомину в дом своего друга Завадского, где она провела двое суток (если верить Википедии). После чего её любовник, офицер Шереметев, вместе со своим другом Якубовичем, вызвал на дуэль обоих – Завадского и Грибоедова, чтобы разобраться за поруганную честь дамы. Хотя неясно, как может быть поругано то, что и в непоруганном виде стоило недорого. В результате Грибоедов и получил свой знаменитый шрам, по которому его тело опознали, и увезли из Тегерана в Грузию, где он был похоронен.

Только потом до иранского командования дошло, что русскому царю ничего не стоит обидеться за такой нож в спину, и удвоить (утроить) сумму долга: помидорами не отделаются. В Санкт-Петербург были срочно отправлены гонцы с богатыми дарами: просить прощения за данное «происшествие» (как потом выразился Государь Император), а попутно и сделать ещё одну попытку добиться хотя бы частичного списания остатка невыплаченного долга. Делегацию возглавил внук иранского лидера, и в качестве главного аргумента он привёз драгоценный камень – алмаз "Шах" (на фото).

Тогдашний Император, Николай Первый, эту цацоньку принял с восторгом, сочтя более чем достаточной компенсацией: статских советников и драматургов у него много, а "Шах" даже до сегодняшнего дня занимает второе место среди сокровищ Алмазного фонда СССР, уступая только алмазу "Орлов". К тому же «Орлов» был в своё время куплен Екатериной Второй за государственные деньги, и очень-очень приличные, а тут – просто подарок хорошему человеку. Кто бы устоял?

Остаток (примерно 1/5 часть) невыплаченного долга он Тегерану простил, ведь эти деньги не были ему критически нужны. Он и не собирался (и тем более не обещал) кинуть народу по две копейки, создать новые рабочие места или построить дороги и прочие объекты общественного пользования. Эти средства предназначались, главным образом, для обустройства красивейших дворцов и парков Ленинграда, которые и сейчас показывают туристам за деньги. Сумма изначально была взята "с потолка", чтобы показать крутой нрав. Там можно было освоить и триллион, и любую другую сумму – большую или меньшую.

Так закончилась эта история. После полученного финансового удара, иранский народ, даже не выплатив долг полностью, так больше никогда в истории финансово не поднялся с колен, оказавшись выброшенным на нищие задворки цивилизации.

Российский, впрочем, тоже. Хотя ему и удалось скинуть Романовых в 1917 году, но ненадолго: дворянская-то прослойка в основном осталась, и постепенно заняла командные высоты в стране через запущенного Лениным троянского коня – Коммунистическую партию. После смерти создателя и бессменного главы СССР, Михаила Калинина, они совсем воспрянули духом и крутили народом как хотели, а в 1991-м окончательно демонтировали Советский Союз.

Один из них, Александр Галич напоследок пнул вот эту Победу народа над рабовладельцами в 1917 году, подарив нам стихотворный шедевр под названием «Памяти Жеваго» (тому самому, пастернаковскому белогвардейскому), который начинается эпиграфом из А.С. Пушкина:

«...Два вола, впряженные в арбу, медленно поднимались на крутой холм. Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?" - спросил я их. - "Из Тегерана". - "Что везете?" - "Грибоеда". (А. Пушкин. "Путешествие в Эрзерум")». Далее Александр Галич развивает тему о том, как неприятно ему взбунтовавшееся быдло, и вообще неграмотные люди, которые не понимают – кого они везут. В последнем четверостишии Александром Галичем сооружена такая конструкция:

«… Так вот она, ваша победа!
"Заря долгожданного дня!"
Кого там везут? - Грибоеда.
Кого отпевают? - Меня!».

На фото к статье: алмаз «Шах»