Мамоля. Продолжение

Ольга Шох
   Сколько помнила себя Мамоля в детстве,вокруг было ее село.
Она и родилась в нем,и хотя сейчас село намного больше,в разы,но роддом исчез,так что давно уже все рождаются за десять километров,в городе.А ей подфартило.
   Бабуля говорила про ее появление на белый свет так: Это ж надо! Все в церковь,а мать твоя в роддом.
 Потому как Паска была,апрельская Пасха.
 К слову, и сама Мамоля отличилась,когда первенца своего рожала.
 Акушерка возмущалась: Женщина! Что вы орете! У вас же высшее образование!
   Слова "крестна","Паска" произносились именно так,никто и не задумывался над истинным смыслом.Бытовали даже такие слова,которые Мамоля только среди своих и слышала: "бассейка"(уличная колонка),"ваулить" - работать, теперь их уже позабыли,так что и не поймут,про что это...
    В том апреле после войны прошло-то всего десять лет.
 Покуда Мамоля росла,она радовалась апрельскому дню рождения,потому что каникулы  в школе у них были в разлив,а не по графику:как река из берегов выйдет,так и весенние каникулы.И очень часто выпадал день рождения на свободное от уроков время.
  В ту пору в каждом,считай,дворе подрастало по двое,а кое-где и больше детей.Это снимало проблему досуга,такого слова вообще никто сроду не употреблял,так,стихийно шли гулять и играть.
  А в ту Паску,между прочим,родилось две блондинки,и девчонки потом совещались,точно ли их не перепутали,потому как явно было в их внешности что-то похожее.
       Село тогда четко подразделялось на две административные единицы: колхоз и совхоз.Мамоля жила на колхозной стороне,но семья их была "неправильная" - бабуля работала в колхозе,папа - в совхозе,а мама - в сельском совете.
    Бывали времена,когда деление  на совхозных и колхозных выходило боком - пацаны дрались между собою,а взрослые стояли за свои "молочные" права: колхозникам молоко "выписывали" в колхозе. Отпускалось молоко по спискам,без денег,и чем больше членов семьи работало в колхозе,тем шире текла в их бидоны молочная река.Бабуля была колхозницей.  Совхозники отоваривались в совхозе,тоже по норме,и нередко Мамоле попадало от вредных старух в совхозном магазине за то,что пришла не по адресу. Папа,однако ж, был совхозником.Чаще всего потом очередь милостиво разрешала покупку молока,потому что мучилась  сомнениями,куда же отнести олину маму,находившуюся по месту работы между теми и этими.Зато новогодних подарков у них с братом оказывалось по два.
   Других местных объектов - больницы,что была на колхозной стороне,и бани,находящейся в совхозе,тяжба не касалась,библиотека поначалу была одна и находилась на колхозной стороне,школа,аптека,тоже,так что,перейдя реку,совхозники сразу становились покладистее.
    Мамоля подзабыла,ругались ли дети в совхозном клубе,где показывали кино.На детском сеансе клуб забивался под завязку,те,кто помладше,садились прямо на пол,а орали во время фильма все одинаково,самозабвенно и долго,так что нередко кто-то вопил:Тихо!Не слышно же ни черта! Зал утихал до следующего острого момента.Билет в кино стоил пятачок.
   В колхозе детский сад появился гораздо позднее совхозного,о посещении которого никто и не мечтал,потому как там была очередь.Мамоле было уже шесть,и в саду они,шестилетки,пробыли меньше года.Самое большое впечатление произвело на детей и взрослых нововведение: в любую пору года насельники спали на застекленной веранде.Репинский,что ли,образ жизни им прививали? Для сна зимой им повязывали косынки,упаковывали в спальные мешки, и дети скакали в них к раскладушкам,стоящим на веранде.
  Что интересно,похоже,болеть дети от этой процедуры не намеревались,хотя родители и опасались этого,а сильно ослабленных,нуждавшихся в закаливании,среди них и не было,потому как гуляла тогда детвора - не чета нынешним.Больше ничего особенного про сад не запомнилось,а территория его надолго потом была оккупирована всеми сельскими детьми,приходившими играть на высокую деревянную горку и в павильоны,которые,в конце-концов пришлось убрать,потому как  такого круглосуточного использования они не выдержали.В саду было очень вкусное пюре,к которому давали кусок селедки.Воспитательницы каким-то неведомым образом зимой прикрепляли к веткам цветные ледышки.Из игрушек запомнились куклы,их на всех не хватало.
    Дети и правда были тогда здоровее,несмотря на то,что изысков питания даже не предвиделось: сельская местность,к слову,мясом-то не изобиловала.Упор был на хлеб и молоко - коров держали во многих дворах.Хлеб делился на белый и черный,слов "буханка","батон","булка" никто не говорил.Помнится,что отпуская пойманную божью коровку полагалось сказать:"Божия коровка,улети на небо,принеси мне хлеба,черного и белого,только не горелого",так что всем все понятно было.
С белым,к примеру, Мамоля ела конфеты и мороженое,с черным - картошку,макароны,суп.Когда Мамоля выросла,муж ее удивлялся странным сельским пищевым пристрастиям,но она-то четко понимала - вкус еды с хлебом и без хлеба совсем разный.
    В семье ее друга,которого она звала,и не спрашивайте,почему,Хоттабычем,лакомством был черный хлеб,политый подсолнечным маслом и посыпанный солью.Молоко употреблялось в самых,казалось бы,неожиданных сочетаниях,например,Мамоля запивала им суп из килек,а также грибной,"кругленькую" картошку,смазанную горчицей,колбасу,которую вместе с горчичными батонами каких-то полуторных размеров привозила мама из Москвы, и отдельным блюдом шел накрошенный в тарелку и залитый молоком белый хлеб.
  Взрослые работали в две смены - на работе и в огородах,дети,кажется,не особо им помогали,потому что,как помнила Мамоля,летом они пропадали на речке: как с утра уйдут,прихватив то,что давали подстелить для валяния на берегу,так к возвращению родителей с работы только и явятся.Не,ну прополка была,да и, подрастая,многие из детей шли летом подработать в колхоз.Брат Мамоли стал страстным любителем лошадей,которых они купали на реке и водили в ночное.Конный двор,где жили лошади,Мамоле нравился:лошади пахли по-особенному,гораздо приятнее коров в коровниках,хотя,там было одно местечко,притягательное,с маленькими телятами.
   Подросткам часто поручалась прополка с тяпками.Колхоз сколько-то платил за работу,брату выдавалось натурой немного зерна для хозяйства,а кроме того,этих ребят из бригады возили на ВДНХ.
   Это было событие,к которому они готовились:наменивали монеты по 3 копейки на воду с сиропом - автоматов по продаже газировки в селе не было.И всегда там,на ВДНХ, ели булочки с сосиской.Павильоны смотрели,на аттракционах веселились,а так как поездка такая была только раз в году,представьте,как ее ждали!
   Если подумать,дети тогда влегкую занимались утилизацией,мусора,как такового,почти и не было в округе. Обертки от конфет копились как красивые картинки,а если их складывали определенным образом,то в них можно было играть на выигрыш,ударяя так,чтобы твой фантик накрыл соседний, и ты бы его забрал.Обертки от мороженого  служили билетами при игре в театр,а бутылки собирались и сдавались.Чаще всего на эти деньги покупали мороженое и конфеты без оберток,таких было больше,но иногда удавалось скопить на покупку к школе тетрадок и карандашей.
  Вот,получается,что воспитывалась ребятня улицей,которая не была им мачехой.
Групповых игр,в которых были заняты  дети,было не так уж много,но они не надоедали: пряталки,штандер,вышибалы.Старшие играли в лапту.Мамолю и ее ровесников не брали,поэтому,когда ее однажды взяли,наконец,в команду,она моментально оконфузилась,ничего не поняв в правилах,и больше уж не лезла.
        Детство они провели на деревьях.Не,ну до чего сознательные были! Из трех деревьев одно называлось самолетом,второе имени не имело,а третье было Липой,потому как первые два - всего лишь ивами.Как они влезали на липу,не имевшую внизу веток,не скажу,забыла. Но вот на этой липе они с Хоттабычем учили уроки!
  "Самолет" имел два ствола,почти параллельных земле.Куда они там летали - забылось,главное,не падали почему-то. Травмы бывали,но они никак не были связаны с деревьями.Мамолины коленки долго пугали расцветкой в черную крапочку - упала на дорожке,посыпанной шлаком.Был у нее и свой "самолет",так называлась конструкция,поддерживавшая в определенном положении поломанную руку,потому что она решила натренировать прыжок в стиле "ножницы",но не преуспела.
    И нифига они на улице не стеснялись петь.В школе Мамолю петь заставляли.Главным кошмаром,потому как в школе петь она трусила и голос просто предательски дрожал,была сольная партия Земли. Она,обернутая коричневой скатертью,с пучком колосьев в руке,пела припев:"Я Земля,я своих провожаю питомцев".Весь-то класс куплетом мощно потолок рвал,а она пищала свое "я Земля".А вот на улице - запросто,на тех же деревьях,или гуляя вечером с девчонками по Индустринской,пели в свое удовольствие.Индустринская - это свежезаасфальтированная дорога в поселок Индустрия.Ударение все ставили неправильное,но уж,извините - редкой красоты совхозу название припаяли.Дорога была новенькая,чистенькая и с почти полным отсутствием транспорта... Похоже,продолжение следует.