Пробы почвы

Валентин Шестаков
                "Тропинка моей судьбы"               
       В этом году на удивление осень выдалась очень теплая.  Старожилы говорят, что не помнят подобной осени.  В лесу полно грибов, ягод, люди делают заготовки на зиму. По вечерам молодежь гуляет по улицам, кто уходят на речку. Конец сентября, все говорят,- «так не хочется в школу». В школу ходим за десять километров и большинство ребят ходят, каждый день домой, а как пойдут дожди живем неделю в интернате и только на выходные домой. Я закончил восемь классов, хотел дальше учиться, но меня не пустили, поэтому  дома. Сегодня вечером мы договорились с новенькой  девушкой уйти на речку, она на несколько дней приехала к нашим соседям, но так чтобы никто не знал, тогда меньше сплетен. Хотя от этого в деревне, кажется, не спрятаться. Но план  наш сорвался, я только пришел с  работы, еще не зашел домой, как вдруг…
- Здравствуйте, я ищу бригадира Анну Васильевну?
- Здравствуйте, да, она здесь живет, а вы кто?
- Я Мария - студентка Тимирязевской академии, выполняю дипломную работу и получила задание взять у вас на всех полях пробы почв и сделать обоснование, потому, что ваших земель еще нет в картотеке.
- Интересно, с Москвы в нашу глухомань брать пробы почв, абсурт какой – то, мне, кажется, нашей деревни нет ни на одной карте, не говоря о почвах, ну меня это не касается.
- Нет, нам дают направления туда, где еще нет описания почв, вы ошибаетесь.
- Понял, что мы стоим здесь, идем к Анне Васильевне, кстати, меня звать Валентин и не надо меня на вы.
- И меня тоже.
- Мария, идем.
- Анна Васильевна, эту девушку зовут Мария, она к Вам.
- Здравствуйте Анна Васильевна, вот мое направление в ваш совхоз, а это уже к Вам.
   Анна Васильевна взяла направления, прочитала и пошла за папкой, где собственное описание всех полей отделения.
- Ой, что я с документами, сейчас чай попьем, а потом за работу.
- А я сейчас не нужен, мне надо сходить к бабушке, она просила помочь ей.
- Да, иди, ты нам не нужен.
По дороге к бабушке встретил ребят, они идут в клуб играть на бильярде.
- Ты куда, пошли в клуб.
 Шел к бабушке и все думал, какая интересная девушка Мария, конечно, ведь уже заканчивает академию в Москве, а я еще только что закончил восемь классов и кроме своей деревни, почти нигде не бывал, то есть, не тот уровень. Кажется, говорить с ней не просто, хотя немного говорили с ней,  но


2
мне понравилось. Эх, что же я размечтался.
- Валя, сходи и принеси мне  корзину картошки и дрова на завтра.
- Сейчас баб принесу, если больше ни чего не надо, я пойду в клуб, там меня ждут друзья.
- Бабка Павла, Валька у вас?
- Да, здесь он.
- Тетя Нюша сказала, чтобы он срочно шел домой.
- Не даст отдохнуть парню, опять какое – то задание, встала бы мать и посмотрела на все это.
- Баб, не ворчи, я пошел, это уже не изменить.
Дома  с улыбками встретили меня Анна Васильевна и Мария. Перед ними на столе лежали какие – то бумаги. Я удивился, не ожидал такой встречи. Обычно, если срочно домой, то не жди хорошего.
- Вот Мария просит тебя с ней прогуляться по полям, сначала за Артюгиным домом, потом за Тиксной, дальше за Бибишкой закончите за нашим домом.
- Может Ленька сходит, мы договорились с ребятами встретиться.
- Я знаю, с какими ребятами, пойдешь ты, а она подождет, ни куда не денется. Мария покажет, что делать, ей за два дня надо выполнить эту работу.
- Валя, ты можешь свою девушку пригласить, будем работать втроем.
- Нет у меня девушки, тут приехала одна, мы просто договорились сегодня встретиться. Ладно, идем в поле.
- Бери этот рюкзак, в нем все необходимое, а по дороге я расскажу, что будем делать.
По дороге я молчал, не хотел говорить. Слушал Марию, что я буду делать.
- Ты не молчи, лучше расскажи о своей девушке. Она симпатичная? Учится или работает?  Вот ты, конечно, симпатуля, такой милый, я даже в тебя влюбилась с первого взгляда.
- Не надо про меня так говорить, это к пробам почвы не относится, давайте работать.
- Да, работать и говорить, я тебе не понравилась?
- Не надо ни о чем говорить, а то за два дня не управимся, у нас большие посевные  площади.
- Да, ты уже готовый агронома, вот тебе инструмент, называется пробник, показываю, как работать им. Набираешь почву, высыпаешь в бюксы, а я подписываю и отмечаю на карте, место взятия пробы.
- Все понял, работаем, а что готовый агроном, в деревне, наверное, каждый агроном, потому, что каждый видит и многим с детства приходилось работать на поле.
- Видишь, как хорошо у тебя получается, а ты не хочешь стать профессиональным агрономом?


                3
- Я закончил восемь классов, а дальше меня не пустили учиться.
- Я тоже из деревни, но закончила десять классов и поступила в академию.
    Валя, я тебя старше, но это серьезно, что влюбилась в тебя. Давай будем дружить, я тебе напишу письмо, а ты мне. Уеду в Москву и буду страдать по тебе, почему ты не веришь в любовь с первого взгляда.
- Нет, не с первого взгляда, тут подходит любовь на два дня, ведь через два дня ты уедешь и не поверю, что у тебя нет парня. Всегда так говорят, когда мимолетные встречи.
- Был у меня парень, сейчас другой, но не было огонька в моем сердце, а от тебя до сих пор не успокоится, послушай, как стучит.
   Мария схватила меня и прижала голову к своей груди, а я так увлекся работой, что не заметил, когда она расстегнула пуговицы на кофточке и  мое лицо попало между двух на половину оголенных горок.  На мгновенье я замер, руки мои держали пробник. От неожиданности пробник упал, руки висели как плети, но тут же положил их чуть ниже талии, сердце застучало. Руки стали медленно подниматься выше и выше и прикоснулись к оголенным горкам. Но вдруг как бы очнулся, руки отвел и слегка  оттолкнулся. Схватил пробник и пошел брать следующую пробу, взял пробу, оглянулся, а Маша сидит, обхватила  руками колени, голову положила на них.  Мне жалко стало ее, положил пробник и пошел к ней. Присел перед ней и прошептал, «Машенька,  идем, нас ждут пробы».
- Да, идем, ты меня прости, это было у меня впервые, я потеряла от тебя голову, Валечка еще раз прости, что не воспользовался моей слабостью. Ты самый лучший, были у меня ребята, они не такие, им надо другое, но мне было противно, даже думать об этом.
- Я признаюсь, что у меня такого не было.
- Такого и у меня не было, я первый раз потеряла голову. Идем, а то здесь долго мы задержались.
 -  Маша, пора  домой, ночь уже, заработались.
 -  А так светло.
 - Это белые ночи.
Домой шли молча, не спеша, но Маша прервала молчание.
- Валечка, все же чем думаешь заниматься, здесь в деревне делать нечего, надо где-то учиться.  Да, я заметила, Анна Васильевна вам не родная?
- В мае наша мама умерла, старший брат работает, младший и сестра в школе учатся в другой деревне.
- Ты в клуб ходишь, ведь у тебя есть девушка.
- Нет девушки, но в клуб хожу, в основном поиграть на бильярде и сейчас, тебя провожу домой, пойду играть.
- Вы когда поздно, после клуба, домой приходите, как на это реагирует мать?
- У нас летняя спальня в сеновале, поэтому она не слышит, как мы приходим.
- Мы сейчас придем, ты покажешь спальню?               


                4
- Уже пришли, идем покажу.
- Ого, какая хорошая, три койки, может, я тоже приду сюда спать.
- Сегодня я один, старший брат уехал в Туровец, младший брат и сестра в интернате, младшая сестра маленькая, она здесь не спит. И, вряд ли мать разрешит нам здесь спать вдвоем, хотя я уже  не ребенок, чтобы меня опекать.
- Может, и мне покажешь свой клуб.
- Конечно, в Москве такого не найдешь, нет, лучше не ходи, а то не захочешь больше в Москву.
- Ты не смейся, я просто с тобой хочу, а-а-а, ты не хочешь, чтобы я увидела твою девушку.
- В любом случае, ты ее не увидишь, потому, что ее нет.  Идем ужинать.
    Анна Васильевна нас ждала, приготовила ужин, Маше предложила выпить вина.
- Как так, а вы и Валентин?
- Я выпью, а Валентину рано.
- Вы пейте, а я в клуб.
- Ты Машу возьми в клуб, чего она будет сидеть с нами стариками. Да, я тебе постелила, идем, покажу твою койку.
- Я не хотела бы вас беспокоить, может на сеновал, там свободные койки есть.
- Нет, только здесь!
- А я боюсь, если Маша побывает в нашем клубе, то не уедет от сюда, а по ночам он будет ей сниться.
- Ты опять смеешься, я уже собираюсь, жди.
- Жду, только там у нас одна пьянь, можешь услышать такое, что ни где такого не слышала и не в какой литературе не встречала.
- Я смотрю на тебя и поражаюсь, какой ты умный, начитанный и почему ты не пошел учиться дальше.
- Да, он хотел дальше учиться, но отец сказал, будет работать.
- Анна Васильевна, кем он будет здесь работать, да и как здесь работать, ведь вы его губите, а он у вас умница. Когда Маша начала разговор обо мне, я ушел и не слышал о чем они говорили. Маша вышла на улицу и мы пошли в клуб.
- Машенька, не надо с ней говорить на такие темы, я скажу по секрету, через несколько дней я уеду, поэтому не пиши мне, куда уеду не знаю, будут трудности из-за паспорта, нам не отдают паспорта, чтобы оставались в сельской местности.
- Да, слышала такое, а куда хочешь уехать?
- Вот уже клуб, потом поговорим. В клубе нас первым встретил Иван Вандашатов, чуть тепленький и с трудом произнес.
- Где е – е – е, т – т - такую кралю нашел?


                5
- Какую, такую? Нашел и привел вам показать, хоть посмотрите на красивую
девушку, а то наши девчата уже почти не ходят в клуб, слушать сплошной
мат подвыпивших парней и все в клубе с сигарами.
 - Н - ну, т - ты у нас трезвенник, что – то он еще хотел сказать, но не получилось. Четверо ребят играли на бильярде, не обращая на нас внимания и все курят. У стены на поломанных скамейках еще четверо играли в карты, а рядом с ними бутылки и стакан, играют и пьют водку.
- Маша, есть желание здесь остаться, посмотреть на эту картину?
- Нет, достаточно, идем, я удивляюсь, как же ты не дошел до такого, ты должен уехать от сюда, ты еще не опустился до такого. Завтра давай поговорим, я посоветую, куда тебе уехать или поговорим сейчас в твоей спальне, а потом я уйду в комнату. Вышли на улицу, но пошли не домой, а наоборот в сторону речки Комарника.
-  Как у вас здесь тихо, чистый воздух, я уже забыла такое, пять лет в Москве. Спать не хочется, можно я тебя возьму под ручку, у нас в Рязани так же хорошо, вернее, в моем поселке. Но у вас, кажется, еще лучше, как мне нравятся белые ночи, я бы с тобой ходила до утра, спать не хочется. Сейчас мы  вернемся домой и, мамочка твоя меня загонит в комнату, ты останешься на сеновале, а как бы мне хотелось остаться на сеновале.
- Есть хорошая поговорка, - «Мечтать не вредно». Сейчас мы тихо поднимемся в сеновал и там еще поговорим, только очень, очень тихо.
- Я  согласна.
Но мы не ожидали, что нас уже ждет мамочка, она стояла в темном коридоре.
- Наконец – то, пришли, пора спать, а то рано вставать. Вам надо завтра закончить, а Валентина другая работа ждет.
Мы молча поднялись, каждый к себе, я долго не мог заснуть, Маша меня тоже зажгла, но я не дал знать, что она мне понравилась. У нас разница в возрасте семь лет, хотя это возможно. Интересно, как она себя поведет, ведь завтра последний день.
      Я проснулся в пять часов, вышел на улицу, а Маша уже сидит на лавочке около колодца.
- Ты что так рано встала?
- Я не могла заснуть, давно уже здесь сижу, хотела тебя разбудить, но не решилась, я замерзла, погрей меня и пойдем завтракать.
- Надо было разбудить, я тоже спать не хотел, вместе бы сидели на лавочке не замерзли бы.  Наверное, не спалось от вчерашних впечатлений в клубе.
- Да, от вчерашних впечатлений, но не в клубе, а в поле, мне хочется взять тебя с собой и увезти из этого ада.
- Сейчас позавтракаем и в поле, Маша ты иди, а я чуть позднее приду.
- Пошли вместе.
- Нет, иди, так надо, не спрашивай, почему так.



                6
   После завтрака шли в поле, Маша все молчала я не приставал с
разговорами, но вдруг…
- Ты почему молчишь?  Я жду, что ты что-то мне скажешь, всю ночь не спала, потом ушла на улицу, к тебе не рискнул а, давай здесь сядем и
поговорим, другого места не найдем. У вас не возможно. Послушай меня внимательно, уезжай ко мне, я папе позвоню, он тебя устроит в техникум и без паспорта, а я скоро закончу и тоже приеду. Нет жить ты будешь не у нас, в общежитии, я тебя не сватаю, просто хочу вырвать тебя из этого ада. Вчера я не пошутила, это очень серьезно и знаю, что ты моложе меня, и что тебе еще в армию.
- Машенька, давай сейчас возьмем пробы, а потом поговорим.
- По пробам мне картина ясна, уже так могу составить отчет и завершить дипломную работу, поэтому говорим. Ты согласен на мое предложение?
- Как это будет выглядеть? Как будто ты посылку родителям прислала, да и поздно, уже начался учебный год.
- Я знаю, что говорю, примут тебя там всегда не добор.
- Нет, ты прости меня, я уеду, но не к тебе и ты мне очень нравишься, и, может, ты действительно меня полюбила, а я признаюсь, что еще не разу не целовался, ведь только восемь классов закончил.
- Я тебя на семь лет старше, но тоже можно сказать, что не целовалась. Когда поступила в академию, старалась ни с кем не заводить дружбу, потому что это повлияет на учебу, а теперь под конец учебы нет смысла заводить дружбу. Что делать? Я не могу с собой справиться, поедем тогда сразу со мной, есть у меня время, заедем ко мне, ты устроишься в техникум, будешь учиться, будем просто с тобой дружить и ничего другого. Потом тебе в армию, а после армии, может, меня полюбишь, я дождусь тебя. Самое главное мне тебя хочется увезти от сюда. Ведь ты действительно какой-то не обыкновенный, а здесь пропадешь.
- Я сказал, что уеду сам, вот тебя провожу и уеду.
- Ты где работаешь?
- Маша, не надо больше обо мне.
- Давай сядем, здесь трава густая и поговорим, я не успокоюсь и не отдам тебя ни кому и не допущу утонуть тебе в этой пропасти. И как ты не поймешь и не слушаешь меня.
- Я тебя слушаю, и ты меня услышь, только об этом, ни где не говори и, без тебя давно решил уехать.
- Дай я лягу на твои колени, и буду смотреть тебе в глаза, чтобы твои глаза, твоя красивая улыбка остались в моей памяти.
         День, как по заказу, выдался на удивление теплый, солнечный. Маша лежала на моих коленях и все смотрела мне в глаза, улыбалась и долго ничего не говорила. Я не мог постоянно смотреть на нее, отводил взгляд, только бы не смотреть  в ее сторону.



                7
 Надо иметь железную волю, что бы удержаться и не поддаться соблазну.
- Ну, поцелуй меня, оставь свой поцелуй мне на память, я больше ничего не прошу. Ты не веришь, что я в тебя влюбилась, и я бы не поверила, если бы ты мне сказал, что в меня влюбился, но со мной такое произошло.
      Маша не стала ждать моих поцелуев, сама обхватила руками меня за шею, притянула к себе и поцеловала. Это ей удалось, да я и не сопротивлялся.  Маша лежала на спине, продолжала смотреть на меня. Я лежал рядом с ней, затем повернулся и нежно поцеловал Машу. Она закрыла глаза и слегка повернулась ко мне. Я повторил поцелуй, она обняла меня и прижала к себе. Мы замерли в поцелуе, не знаю, сколько это продолжалось, я не мог к ней прижаться из за некоторых неудобств, и в полном смысле слова, просто оторвался от нее. Встал и подумал, «Только бы не поддаться, удержаться от соблазна», Маша повернулась и продолжала лежать лицом вниз.
- Маша! - Будем заканчивать работу? Она молчала, продолжала лежать. Я взял все приспособления и пошел работать, ушел метров на двести, взял пробы и пошел дальше. Вот и последние пробы на этом поле, осталось одно самое маленькое поле. Пока я готовился к переходу на последнее поле, подошла Маша, взяла сегодняшние пробы и пошла в деревню. Я стоял и смотрел ей в след.
      Когда она прошла через речку Бибишку, я собрал все инструменты и тоже пошел за ней. Домой не спешил, посидел около речки, думал, что же она скажет Анне Васильевне? Оказалось, все очень просто, она сидит за столом и пьет чай с Анной Васильевной. 
- Маша говорит, что вы хорошо поработали и, я думаю, завтра утром ты проводишь Машу на Борщевку. Маша молчала. Садись поешь и иди в кузницу, помоги отцу.
- Я не хочу, иду в кузницу. По дороге все думал, действительно просто и ни каких проблем, Машенька сидит чай пьет. Из за нее мне пришлось голодным идти стучать кувалдой. Мы с отцом готовили подковы для ковки лошадей к заморозкам. Пробивая очередную подкову, я заметил, как отец улыбнулся и отодвинул подкову.
- Валя, я тебе принесла еду, отдохни и поешь, а то дома не стал есть, быстрей побежал помогать папе.
- Да, он такой, всегда поможет, поможет всем, ведь, Васильевна его направила с тобой, потому, что он все сделает хорошо и правильно.
- Мы хорошо поработали, быстро выполнили задание. Александр Анатольевич, почему Валя не учится?
- Пусть работает, он не хочет учиться, говорит, годик поработает, а потом посмотрит, что дальше будет делать, у нас здесь хорошо, правда молодежи мало.


                8
- Вчера я видела вашу молодежь, эта молодежь никуда от сюда не уедет,
а Вы хотите, чтобы и он таким стал?
- Нет, он не станет таким.
   Я сидел на улице около входа в кузницу и слышал весь их разговор, но не вступал в дискуссию, думал, что сам решу и найду дальнейшую свою дорогу.
- Давай работать, мне еще кое - что надо сделать.
Мы стали работать, Маша ушла, а когда закончили она появилась.
- Вы закончили? А я тут ходила, смотрела мельницу, конюшню, заходила туда смотрела ваших коней, была на речке, да, у вас здесь хорошо, но какое – то унынье, как у Пушкина « Унылая пора…»
- Вы идите домой, а я на мельницу.
- Пошли и мы на мельницу, я хочу посмотреть, никогда не видела.
- Иди, посмотри, дорогу знаешь, сама придешь.
- У меня нет время на мельницу, и был я там миллион раз.
- Ты куда? Я с тобой.
- Я спать буду.
- Тогда я на мельницу, а ты иди, спи.
 Анне Васильевне сказал, что хотел лечь спать, но передумал, пойду в лес. Взял ружье, корзину и ушел в Березник. Возвратился очень поздно, совсем стемнело. Почему – то Маши нет, но я не спрашиваю.
- Ты один пришел?
- Я один ушел, один пришел.
- Где Маша?
- Я один ушел в лес, ее не было дома, а где она я не знаю.
- Я показала, куда ты пошел, и она пошла за тобой.
- Ничего себе, уже ночь, она, наверное, заблудилась.
- Я ушел в Березник, а вышел с другой стороны.
Взял ружье и быстро в Березник, подошел к изгороди, а она около ее стоит и плачет. Уже так темно, что с трудом ее рассмотрел.
- Маша, ты что здесь делаешь? Почему не дома?
    Маша подбежала ко мне, обняла меня за шею, всхлипывая, стала везде целовать: в губы, шею, щеки. Я стоял, опустив руки, а на плече ружье.
- Я думала, ты из-за меня ушел, что пристаю к тебе, хотела идти в лес, но было уже темно. Ты прости меня за все, но правда я не могу-у-у без тебя! Стою здесь больше двух часов, а тебя все нет, думаю на тебя напали волки. Ты меня просто заколдовал, что же мне делать? Я, наверное, скажу твоим родителям, что люблю тебя.
- А им это зачем, ты тогда пройди по деревне и всем скажи.
- Не издевайся, ну не могу ничего поделать с собой.
- Идем домой, а то отец пойдет нас искать.
Около дома нас встретил отец. Он  действительно хотел идти в лес нас искать, на плече у него тоже было ружье. Хотя он знал, что я очень хорошо


                9
ориентируюсь в лесу и дорогу всегда найду.
- Вы что ночью грибы собирали?
- Я днем собирал, а Маша хотела ночью.
- Ну, что вы смеетесь, да, я виновата.
Пошли ужинать, отец пригласил на ужин и ушел, а мы задержались на улице. Я хотел лечь спать, но Маша уговорила погулять, ведь завтра расстанемся и мы пошли опять на речку. Сели на бережок около речки, Маша прижалась ко
мне, так сидели и слушали  жалобное журчанье речки.
- Валечка, обними меня, мне холодно стало около речки. Эх, сейчас бы в твою спальню, мы бы быстро согрелись.
- Я не уверен, что мы с тобой пройдем не услышанным. Идем, согласен.
- Подожди, поцелуй меня.
- Маша, не надо, я не хочу страдать после твоего уезда, так будет лучше.
Да, действительно я не хотел, просто представлял, как буду чувствовать себя в нашей обстановке. Она уедет, вольется в свой коллектив и забудет меня, а я что буду делать в своей глухомани. Я уже не могу дождаться утра, чтобы встретиться с ней. Я согласился идти домой в надежде, что нас опять встретит мать и Машу загонит домой. Пришли домой, тихо, молча, хотели подняться на второй этаж, но…
- Пришли, давайте спать, а то рано вставать, я тоже, сейчас докурю и спать.
- Дядя Саша, мы немного посидим и будем спать.
- Маша, Валентину вставать в четыре часа на работу, а потом он пойдет провожать тебя на Большую дорогу.
Я молчал, потому, что если вступлю в разговор, то будет мне плохо. Отец не сказал больше ни чего, я знаю, что он с нами был согласен, но не хотел скандала Анны Васильевны. Мы ушли в мою спальню, Маша легла на мою койку, укрылась одеялом и прошептала, - «Иди скорей ко мне, я тебя согрею». Я быстро разделся и нырнул под одеяло. Маша прижалась ко мне, я опять оказался в таком положении, мне было не совсем удобно прижаться к ней, так как…
- Маша, я тебя жду.
- Анна Васильевна, иду.
Маша ушла, я лежал на койке, сон не шел, делать нечего.  До работы еще час, переоделся и пошел на работу. Как же я не хотел этого, не думал, что любовь подкрадется. Нет, провожу Машу и уеду, поступлю куда ни будь учиться, а к Маше не поеду.
- Маша, ты опять дежуришь? Почему не спишь?
- Я не могла заснуть, вот здесь сижу.
- Почему не зашла за мной? Мы бы всю ночь гуляли, я тоже не спал. А где ты работаешь? Почему скрываешь?
- Тебе лучше не знать, а через несколько дней уеду, только при моих, молчи.
- Я пойду на твою работу с тобой.



                10
- Не пойдешь, я через три часа приду и провожу тебя, а сейчас иди спать.
    Почти в девять часов вернулся с работы и сразу пошел в баню, ее затопил, перед работой, поэтому в бане жара. Из бани в одних трусах бегом в  спальню, чтобы немного остыть от жары. В спальне окно всегда закрыто, поэтому как в темнице. Прыгнул на свою койку, но вдруг такой крик, что я упал с койки. Оказалось, я пошел на  работу, а Маша пошла спать на мою койку, а я не знал. Но Маша быстро поняла эту ситуацию и шепотом сказала,
- «быстрей ко мне».  Я нырнул к ней под одеяло, прижался к ней, но опять услышал голос отца, - «кажется, пришел с работы, но до сих пор нет на завтраке, пойду, посмотрю, где он». Я быстро оделся и ушел.  Маша осталась в спальне, через несколько минут и она пришла. Я уже не мог без Маши, но и как – то был рад, что отец помешал нам. После завтрака родители ушли, мы с Машей собрали все ее оборудование и пошли на Борщевку, не по улице, через огороды. Шли молча, я не мог говорить, так было не спокойно на душе, как будто провожаю самого близкого человека. Да, за такое короткое время она меня так приблизила, что не знал как расстанемся. Не знаю, что было у Маши на душе, она тоже молчала.
- Маша, что с тобой, ты какая – то не разговорчивая.
- О чем говорить, ты на отрез, отказался от меня, от моих советов. Но уверена, что ты останешься и сгниешь здесь, иду и не знаю, что тебе сказать.
- Машенька, не надо меня больше уговаривать, не поеду в Рязань, давай лучше о другом говорить. Расскажи о своих дальнейших планах, ведь ты уже почти агроном, студенческая жизнь закончилась. Есть планы, куда будет направление после академии?
- Валечка, давай закончим все это,
- Да, я не хотел это начинать, представлял, что будет, когда ты уедешь, мы с тобой знали.
- Что будет, да все останется на своих местах. Ты будешь работать, ходить в свой гадюшник играть в карты, приобщаться к спиртному. А я продолжу учиться.
- У тебя все просто, у меня на душе не просто. Больше я ни о чем не говорю.
- Скоро мы придем?
- Да, уже видно Борщовку.
   До Борщевки шли молча. Маша на окраине леса задержалась, я около деревни подождал ее и вместе мы вышли на Большую дорогу. Транспорта нет, Маша села на чемоданчик с пробами, достала тетрадь и что – то стала писать, я не стал ей мешать, отошел к заборчику, пытался не вспоминать о случившемся, но не получалось. Думал, хоть быстрей бы отправить ее и домой. Но, почему же она так быстро все забыла, изменилась, как будто мы не знакомы. Хоть мне было очень тяжело, но решил тоже держаться, не кинуться к ней с любовью. Вдруг показался Тотемский автобус.


                11
- Наш автобус! – Маша не реагировала, что – то быстро писала, затем встала,
согнула несколько раз лист, подошла ко мне.
- Возьми и спрячь в карман, прочитаешь, когда придешь домой, дай слово, что сделаешь так как я сказала.
- Будет сделано. Иди сюда, попрощаемся.
Я обнял ее, поцеловал. Тут подошел автобус. Маша поднялась в автобус, я передал все ее оборудование. Она старалась не смотреть на меня, но я заметил, что она плачет. Автобус ушел, мы ничего не успели сказать друг другу. Я стоял и смотрел вслед автобусу, пока он не скрылся.
Не знаю, почему- то мне стало так больно, холодно и пусто, постояв минут десять пошел домой. Сколько шел, ни чего не видел и не помню, вдруг оказался около речки Бибишки. Остановился, видно что-то хотел достать из кармана, но почувствовал письмо. Нет, читать не буду, выполню обещание. Пришел домой, разделся и лег спать. Утром проснулся, хотел надеть брюки, а их нет, пошел в комнату узнать, куда они делись, ведь в них было письмо Маши, а я его не прочитал. Вышел в коридор, а они висят на веревке, кинулся к ним, в карманах пусто.
- Завтрак готов, садись ешь и на работу.
- В кармане брюк было письмо, где оно?
- Ешь, а то опоздаешь на работу.
- Где письмо? Я не пойду никуда, пока не прочитаю его.
- Брюки были грязные, по дороге запачкал, вот я и постирала их, а какая – то
бумага была в кармане, я ее бросила в печь, когда топила.
- Кто просил жечь, я с этого момента никуда не иду ни на какую работу, это письмо мое личное и не правда, что вы не прочитали, а завтра я уеду.
- Я сейчас скажу отцу.
- Мне все равно, кому скажешь.
  Пошел в спальню на сеновал, закрылся, лег на койку в ужасном состоянии, как же так, не прочитал письмо. Может и хорошо, что не прочитал, а, может, не простительно. Слышал как она ушла, а через некоторое время услышал, как открылась дверь и шаги по лестнице.
- Ты в спальне?
- Да.
 Отец зашел в спальню, сел на койку, долго молчал и я молчал.
- Чего произошло? Почему не идешь на работу? Некому работать, а я не успею.
- Что успеешь, то и делай. Даже, если мы с тобой будем работать день и ночь, все равно не успеем сделать.
- Да, скажи, что произошло.
   Маша мне написала письмо перед автобусом, попросила не читать, а прочитать дома. Я пришел, устал, поэтому лег спать, а когда утром проснулся, брюки были постираны, а письмо, мать говорит, бросила в печь, когда она топила.


                12
- Да, я за тебя, но может она не сожгла, просто не хотела тебе его показывать,
Маша там, наверное, агитировала тебя уехать, вот она и уничтожила его.
- Я давно бы уехал, из - за тебя не уезжаю, тебе очень тяжело одному.
- Слушай!  Может письмо не сгорело, ведь печь топилась рано, я сейчас посмотрю.
Я встал, зашел в комнату, отец уже посмотрел, письма не было, но печь сегодня, оказывается, не топилась.
- Ищем быстрей, где – то оно спрятано, это точно она считает, что тебе читать его нельзя. Ты иди на работу, а я останусь дома и буду искать.
    Ушел я на работу. Может и правильно, что письмо сгорело, лучше не
знать, что написано там, а не прочитаю, буду жалеть. Решено, какой результат будет, найдется - прочитаю, не найдется – так и быть. И лучше забыть, ведь я отказался сразу от Маши, хоть безумно она мне понравилась. Да о чем я говорю, разница в возрасте, только через два года в армию, мне будет двадцать, а ей двадцать семь. Я не спешил домой, зачем только ругался с матерью. Ну ничего, не надо со мной так поступать, пусть знает на будущее.
    Отец не нашел письмо, а вечером, когда собрались все дома, я спросил,-    « где письмо»? Анна Васильевна молчала.
- Больше ни о чем не надо говорить, вы запомните это  надолго.
- Отдай ему письмо, ты печь сегодня не топила, куда спрятала? Но ты не должен уезжать, теперь уж работай.
Я ничего не сказал, пошел к бабушке, попросил у нее деньги на дорогу, так как у меня денег нет, мою зарплату забирает мать.
- Валя, не надо никуда уезжать, отцу будет худо. Ты хороший помощник, он рад, что ты везде с ним, он болеет, а то вся деревня на нем. И свинарники, и телятники, и кузница, и мельница.
- Нет, он мне потихонечку сказал, если хочешь уехать, уезжай, учись и не беспокойся за меня, все будет хорошо. Я, конечно, ему сказал, не поеду, потому, что он мог ненароком выдать тайну.
   Бабушка не дала мне денег, говорила, что у нее тоже нет. Я понимал это, трудные были времена, хотя у нас были деньги и хорошие деньги, но взять мне их было не возможно. Я подождал немного и опять пошел к бабушке. Бабушка по секрету сказала, что собирает мне деньги и как только собрала, отдала мне их. Я уехал и только через два года вернулся, так как получил повестку в армию и вернулся потому, чтобы с родного дома уйти в армию.
Но в армию пойти не сбылось, по неосторожности я получил тяжелейшую травму и только через полгода вышел из больницы. Еще полгода шла моя реабилитация. В совхозе работать не мог, но по дому кое что делал. Между русской печью и стеной, в узком проходе на полу провалился один конец доски. Я решил доску извлечь, что подложить, таким образом выровнять пол. Когда поднял доску, а под доской оказалось письмо Маши.


                13
 Хоть прошло три года, прочитал его. Не буду писать весь текст письма, скажу в нескольких  словах, это плачь влюбленной девушки, теряющей самое дорогое.
    Прошло три года, как было написано письмо. Поехал в военкомат, там сказали, что заключение областной комиссии – «не годен». Что делать, поехал в больницу, где лечился, оказалось, главный врач больницы, он лечил меня и он председатель военной комиссии. После долгих уговоров он согласился и подписал мою повестку. Так я ушел в армию и только там, все улеглось в моем сердце.