Книга Девушка со шрамом

Алексей Михеев
Автор этой книги родилась в далеком 82-ом году, через три недели после меня. Жизнь ее проходит в основном, как и моя, в столице — во многом параллельно ей, во многом пересекаясь. На многие вопросы мы смотрим одинаково — например, на употребление в пищу мяса; на идиоток из «Pussy Riot»; на беспредел мигрантов в недалеком прошлом... В чем-то наши взгляды разнятся. Например, использование для критики устаревшего ржавого корабля христианства, уже давно стоящего на мели, его же гнойного понятийного аппарата мне представляется по меньшей мере эксцентричным.
Забавно, но впервые я увидел воочию Анну Бергстрем... у себя дома, когда вернулся с работы. Это было чуть более девяти лет назад, и она делала дреды даме, которая тогда жила со мной. Незадолго до этого та девушка расхваливала мне фотки Фриды и ее личность. Анна сразу же показалась мне девушкой думающей и глубокой. Мы поговорили о философии и литературе, при этом Фрида не призналась тогда, что и сама пишет прозу. Зато я ей все уши прожужжал своими романами! Про книгу Анны я узнал уже позже, случайно наткнувшись на нее в книжном магазине на «Авиамоторной». Тогда меня не зацепило это творение, и я проигнорировал его, а зря! И вот наконец, с десятилетним опозданием, я ознакомился с книгой Анны «Девушка со шрамом». Сегодня я поделюсь с вами своими мыслями по поводу данного произведения Фриды.
Книга — роман взросления и становления, история пути гадкого утенка к софитам и славе. Пусть и локальной, но подлинной и самой настоящей — купленной упорством, кровавыми мозолями и пОтом. Подобный мотив мне очень близок.
Произведение богато украшено тропами, среди которых особенно выделяются метафоры разной степени сложности для восприятия — они внезапно возникают в тексте островками, кучками, чтобы так же внезапно исчезнуть — всякий раз нанизываясь друг на друга, словно фрагменты искусственной елки из детства, усыпанной разноцветными игрушками. Присутствуют яркие описания, выражающие детский взгляд на волшебный мир. Повествование умело манипулирует состояниями читателя, вызывая то волну жалости, то сочувствие положительным эмоциям рассказчика-героини. Порой градус повествования поднимается до таких трогательных высот, что на глаза наворачиваются слезы радости, как от какого-нибудь Паустовского. Приходилось прерывать чтение, чтобы дать окулярам прийти в норму.
Вслед за двуликой «Лаурой/Вергилием» Фридой мы то взбираемся на самые вершины духа, то низвергаемся в пучину ада.
Лично для меня самый главный урок в книге таков: «настоящая прима всегда холодна и совершенна».
Иногда может показаться — возможно и ложно — что хотя описания «бывших парней» и прочих встречных лиц красочны и захватывающи, но в то же время они не лишены элемента предвзятости — возникает ощущение, что в устах описываемых лиц всё звучало бы совсем иначе... Впрочем, это абсолютно неважно и никак не характеризует само художественное произведение!
Есть в книге и откровенно комичные моменты, в том числе связанные со знакомыми мне людьми.
Некоторые моменты в произведении спорны, причем у каждого эти моменты будут свои... Но как же иначе, если перед нами — честный и откровенный «стриптиз-танец» души на шесте прозаической строки?! Причем приватный и такой, от которого перехватывает дыхание!
Каких-то особых ошибок, нестыковок и шероховатостей я не заметил (пожалуй, самые вопиющие — тавтологии: «автопилот включается автоматически», «шустрые птички шустро склевывают темные зернышки» и неверное согласование деепричастных оборотов: «стоя в центре светового потока, слышатся громкие аплодисменты»; «глядя на эту пару, ко мне вернулась внутренняя сила»; «подходя к кабинету босса, внутри сжимается маленький недовольный ежик»).
Во всем остальном — аплодирую, стоя в центре потока света. Тем более, что мне уже не нужно завидовать Фриде: свои книги уже девать некуда, а на днях выйдет еще одна!..
P.S. Забавный факт: с упомянутой в начале обзора дамой мы вскоре после плетения ей дредов расстались, причем это произошло на концерте группы Фриды «C_File», на котором прозвучала песня «Что сгорело, того не вернуть»...