Мы опаздываем в подготовке современных управленцев

Авазбек Атаханов
Нынешнее поколение не знает, а наше поколение, возможно, не помнит, но в Советском Союзе была такая наука как кибернетика, которая занималась проблемами эффективного управления государством. Не поверите, но тогда это было новое веяние в нашей жизни и сродни было с такими понятиями как космос, галактика, инопланетянин.
Ныне этот красивый термин заменили словом «менеджмент». Думаю, все понимают важность управления, которое имеет свои особенности на каждом уровне- в семье, социальной группе, коллективе, компании, ведомстве. А на государственном уровне этот институт играет чуть ли не судьбоносную роль. И хотя жизнь давно уже развеяла иллюзии о возможности успешного управления государственной системой людьми, которые подбираются на основе личной преданности или партийно-корпоративной привязанности, тем не менее такая порочная практика продолжается не только у нас, но и во многих странах мира.
И как следствие, в тех странах, где передовой менеджмент, там успех и достойная жизнь людей, а там, где плохой менеджмент- бедность и коррупция.
Стремясь преодолеть существующие серьезные проблемы в нашей стране, в части оказываемых государственных услуг, в последние два года руководство Кыргызстана активно проводит политику цифровизации всей страны. Однако, последние совещания на высшем уровне свидетельствуют, что и здесь много проблем: не все понимают важность этого шага, не все обеспечены необходимыми для этого финансовыми ресурсами, не все отраслевые руководители и органы местного самоуправления уделяют этой важной государственной стратегии должное внимание.
Но для меня в этой ситуации важно то, что исходным стало утверждение о том, что цифровые технологии открывают новые возможности для кардинального улучшения системы государственного управления, значительно усиливают потенциал страны и кардинально облегчают повседневную жизнь простых людей.
Однако, в этом процессе есть одна большая опасность- нельзя рассматривать цифровизацию в качестве основного инструмента государственного управления, и не дай Бог, как панацею от всех бед, даже с учетом того, что использование цифровых технологий позволят решить многие наши проблемы, минимизировать временные траты для получения определенных результатов, принципиально изменят формы взаимодействия граждан и государственных органов, будут создавать новые виды продукции, которые обеспечат качественные изменения в экономике и социальной сфере. Но есть одно «НО»- это человеческий фактор в реализации данной задачи.
Ни современные цифровые технологии, ни суперумные комьютеры, ни даже принятые идеальные законы, ни даже молодые министры-вундеркинды не смогут обеспечить реализацию этой стратегии, если страна, наше общество не будет располагать в массовом количестве современными управленцами, которые в состоянии успешно работать в условиях глобальной цифровой системы.
И здесь, по логике вещей, Министерство образования и науки должно было решить целый ряд архиважных задач в этом направлении- ускоренное внедрение цифровых технологий обучения в школах, ВУЗах и в сфере дошкольных учреждений.
А мы опять «ставим телегу, впереди лошади». Впору вспомнить крылатую фразу Виктора Степановича Черномырдина- «хотели как лучше, а получилось как всегда». Кыргызстан всегда первым начинает что-то новое, необычное, но проходит несколько лет, а нас обгоняют и перегоняют наши соседи, которые изучив наши ошибки, с меньшими потерями и более эффективно, «без шума и пыли», реализовывают наши же идеи. И это печально, потому что мы опаздываем в подготовке управленцев нового поколения.