Неправильный Гоша

Ольга Бахмутченко
               
        Когда неожиданно ушел из жизни мой муж, в квартире надолго поселились тоска и одиночество. Состояние мое усугублялось тем, что сыновья улетели очень далеко, близких рядом тоже не было, а немногочисленные подруги были более  меня счастливы наличием семей и связанных с этим проблем.Конечно, они заглядывали ко мне  изредка , но  депрессия усиливалась, как я ни пыталась ее хотя бы смягчить. От дачи я избавилась, так как машину водить не умела и никогда не приходило в голову овладеть мастерством вождения, да и жутковато там быть одной без собаки, которая не перенесла ухода хозяина и последовала за ним, дела, которыми я занималась, не освобождали от тягостных мыслей, телевизионные  новости тоже не вызывали оптимизма, а общения явно не хватало. Мне советовали завести какое-нибудь домашнее животное, чтоб было о ком заботиться и с кем общаться , но мысль о собаке я сразу отмела, потому что память о Чаке была жива ,тем более что и раньше я им не занималась, это была прерогатива мужа. А о коте и речи быть не могло, я запомнила, как обдирал когтями мебель и обои на стенах наш давний Пушок, какие загулы он устраивал и не любил после этого купаться. Привязанные  же к дому ласковые кошки  имели особенность часто приводить котят, и топить их в ведре, как это систематически делала одна моя знакомая, я никогда бы не смогла.
           Проблему разрешил мой сын, приехавший на мой день рождения. В качестве подарка он принес  в квартиру большую клетку с попугаем.
   - Вот, мама, тебе новый ученик, педагогический опыт у тебя есть, научишь его говорить – вот и будет у тебя общение. И болтаться на улице ,и безобразничать в квартире не будет, и птенцов приводить  тоже, и выгуливать не надо, и за костями на рынок ездить не будет необходимости. Это очень  интересный попугай, неразлучником называется, привязывается к человеку, как собака, отличается необычной верностью.
     Из клетки на меня посматривал небольшой короткохвостый попугай ярко-желтого цвета с розовой расцветкой вокруг глаз и клюва и в перьях на  хвосте.
      Начали думать, как его назвать.
- Что ты его , мама, так стандартно называешь : Кеша, Кеша. Мало ли что попугаев так все называют после известного мультика? Есть же куча других киношных имен. Например : Гога, он же Гоша, он же Жора, он же Юра…
     Других вариантов имен я уже не захотела искать. Юрой звали моего мужа, Гога и Жора – черезчур легкомысленно и фривольно, остановилась на Гоше.
      Интернет подтвердил характеристику  попугая- неразлучника, данную ему моим сыном, отттуда же я узнала о рационе питания и особенностях ухода за птицей, и приступила к делу. Сухим кормом  на полгода обеспечил сын, овощи и фрукты у меня всегда были в наличии, клетку, согласно полученным рекомендациям, я поместила на светлом, слегка влажном  и теплом месте, то есть на широком подоконнике в кухне, в обрамлении цветов. Так началась наша совместная жизнь.
      Две недели, как было рекомендовано, ушло на адаптацию. Причем адаптировалась одна я, попугай упорно ко мне не привыкал. Да и во всем остальном впоследствии он оказался неправильным попугаем. Он полностью  игнорировал рацион, предложенный Интернетом. Я добросовестно каждое утро натирала ему рекомендованные овощи и фрукты, но он к ним не прикасался, а предпочитал вторую кормушку с сухим кормом. Специально для него срезала секатором ветки фруктовых деревьев, потому что он якобы любит затачивать на них свой клюв, но он предпочитал на них кувыркаться. Каждый день я вталкивала ему, что он – Гоша, но попугай на имя не реагировал. Часами он в молчании сидел на своей жердочке, нахохлившись и наблюдая через стекло за жизнью за окном. Но со мной он все-таки общался на своем птичьем языке. Когда я приходила на кухню и приближалась к клетке, он оживлялся, тряс головой и хвостом и возбужденно что-то щебетал. Наверное, о том, что на ветках воробьи и синички предлагают ему присоединиться, что вороны важно расхаживают по снегу, а он вынужден сидеть в тесной клетке, хотя очень любит свободу, и это так несправедливо! Потом он демонстрировал мне свои таланты и возможности, и наблюдать за его неиссякаемой энергией было интересно. Гоша проявлял чудеса акробатики на раскачивающейся качели, с помощью коготков и клюва  быстро передвигался по стенкам клетки и потолку, важно, как эстрадная певица, боком спускался по лестничке . Цветы я вынуждена была отодвинуть от клетки подальше, потому что ему удавалось до некоторых дотянуться и их пощипать, но нарезанный молодой зеленый лучок в кормушке его вообще не интересовал, что вызывало мое справедливое негодование.
   Самое обидное,что начать говорить он категорически отказался, хотя я ему каждый день часами вталкивала, что он умница, хороший мальчик и вообще красавчик, это же подтверждали и посещающие изредка меня подруги.
-            - Ну, это не факт, что он должен заговорить, - успокаивал меня по телефону сын.- Вот ты преподавала свой предмет всем одинаково, некоторые блистали знаниями, а некоторые ничего не усвоили. Не дано. Зато из него вышел бы прекрасный цирковой артист или альпинист, будь он человеком.
        Гошу я все равно полюбила, хотя поругивала за учебную лень и  отказ от тертой морковки или свеклы. Понимая, что без толку над этим биться, слова порой не подбирала. Педагогические изыски оставила в покое. Утром приветствовала, сочувствовала тому, что скучает, кормила, поила, смотрела на его цирковые представления и оставляла  в покое. Из клетки выпускать еще не рисковала. А чтоб ему было веселее, повесила на стенке клетки маленькое зеркальце, что вызвало у него оживление и одобрение. Я не раз наблюдала,как он беседует со своим отражением, видимо, общения ему не хватало.
         Шло время, и мы начали привыкать друг к другу. Моих успехов в воспитании Гоши было мало : он полюбил- таки всякие  фруктово- овощные вкусности  и с воодушевлением стал купаться в старой салатнице, приспособленной под ванночку. Видимо, раньше  этих удовольствий был лишен.
         Зато мне удалось изучить характер  моего питомца. Гоша был любознателен, свободолюбив  и деятелен, причем его деятельность носила хулиганистый характер.Это проявилось в первый же положенный ему вылет из клетки. Первое , на что он направил свое внимание - цветы, которые он своим острым клювом изувечил, и их пришлось срочно эвакуировать в другие комнаты. Он полюбил качаться на кухонном абажуре и пытался перегрызть у него электрический провод. На стене кухни на протяжении многих лет висели блестящие оригинальные часы в виде чайника.после троекратного гошкиного приземления они падали , вследствие чего на них заклинило стрелки, и мне удалось запустить только секундную, так что часы перестали мне служить и висели для красоты. Когда я что-нибудь готовила,он пикировал с самовара на верхней полке, важно расхаживал по столу и пытался что-нибудь стащить из-под моих рук. Он начал путешествовать по комнатам и загнать его в клетку стоило больших усилий. Веник возненавидел, потому что ним я корректировала его маршруты и намерения. Я стала реже его выпускать, и каково же было мое изумление, когда вскоре после того,как я заперла его в клетке, я услышала его издевательский свист сверху с двери кабинета.
         Гоша научился выбираться из заключения через слабую крышку кормушки, я закрепила ее при помощи скотча, но и это не всегда помогало. Мало того, он научился от меня прятаться в укромных уголках квартиры и , затаившись, умел ни звуком, ни движением себя не выдавать.
         А однажды случилось в моей квартире ЧП, у меня всегда, когда случалось остаться надолго одной, почему-то что-то неприятное происходит. А тут сразу в кухне две неприятности:  под странную вонь отказал пьезорозжиг в газовой плите и забился слив в раковине . Зная степень оперативности и заинтересованности  в решении проблем ненавистных  жильцов в ЖКХ, я сразу обратилась к нашей общей нашего и соседних домов палочке-выручалочке Степанычу. Степаныч был замечательной легендарной личностью, которая иногда  очень редко встречается в мужском сословии. Это был настоящий самородок, который умеет все. И самое главное – доброжелателен,бескорыстен и безотказен. Но, как каждый человек, имел свои недостатки : любил выпить и был страшным матерщинником ,уверяя всех, что без этих двух важных инструментов у него ничего бы не получалось. Был он почти всегда подшофе, потому что плату за проделанную работу предпочитал брать натурой, ибо деньги неизменно оказывались у его суровой супруги, а, следовательно, был неизменно жизнерадостен и общителен. Сто грамм и даже двести я ему гарантировала, потому Степаныч, вооруженный всеми своими инструментами и тросом для прочистки канализации , вскоре появился на пороге квартиры. Рассказав о своих горестях, я оставила его наедине с моими проблемами и ушла в другую комнату, потому что поток его  нецензурных, хотя и беззлобных, слов  в процессе деятельности мой разум принять не мог. Справился он нескоро, потому что неполадки были серьезные и у него некоторое время что-то не получалось,что вызывало в нем особое словесное негодование, но в итоге расплавленная электрическая розетка, источник неприятного запаха, была заменена, и пьезорозжиг заработал, и вода, весело журча, сбегала в слив. Моя безграничная благодарность была накрыта на столе.
       - Тяпнешь со мной за компанию?-  как истинный джентльмен,  предложил
 Степаныч. Я отказалась, Степаныч не особенно расстроился по этому поводу, тяпнул сам, закусил, и светский разговор продолжался:
- Симпатичная птичка. Общительная. Чирикала мне тут все время… Как зовут? Гоша? А чего он один? Скучно ж одному, ты , небось, не здорово ему внимание уделяешь, он - тут, ты – там. А была бы у него подружка, все веселее. И сексом есть с кем заняться. Правда, Гошка? - Степаныч явно где-то уже тяпнул до меня, коль перешел к такой фривольной тематике.
- Так он же тогда не заговорит! Попугаи говорят только в одиночестве, - увела я увлекательную тему в другую  сторону.
- А-а-а, ну тогда другое дело ! Все, как у людей : появляется подружка – и не только говорить – дыхнуть не даст… Ну, все, пошел я. Спасибо этому дому, пойду к другому… Там в пятом доме что-то случилось… Пока, Гошка.
   Гоша замахал крылышками и повис на перекладине вниз головой. Степаныч ему явно понравился.
     Когда он своим острым клювом продырявил гофрированные трубы из тонкого металла, идущие от газовой колонки и вытяжки к дымоходам, Степаныч со всеми своими известными инструментами снова появился в моей квартире.Работа по замене труб была серьезной, поэтому Степаныч добросовестно ее выполнил под матерный аккомпанемент.Гошу он не одобрил, хотя восхитился его острым клювом, и повторно порекомендовал найти попугаю подружку, потому что  от безделия чего только не натворишь! Потом был традиционный стол, мы вели светскую беседу на животрепещущие житейские темы, а когда шел разговор о деятельности нынешней власти, Степаныч слов не подбирал, а я его не останавливала, потому что была полностью с ним согласна.
    Однажды ко мне неожиданно , из дальних странствий возвратясь, явилась давняя приятельница, которую я любила за нестандартность внешности, поведения  и отношения к миру. Мы радовались встрече, тискали в объятиях друг друга, потому что давно не виделись. По традиции этому должен был следовать праздничный стол, но так как я никого не ждала, в холодильнике у меня ничего подходящего для этого не было, и я засобиралась в магазин. Оставив приятельницу за приготовленим салата, я отправилась за покупками.
       Возвратившись, я застала ее в возмущенном состоянии .
- Боже мой, что за компании у тебя здесь собираются! Что за лексика!..Как ты, интеллигентная женщина, такое допускаешь?!
- Ты о чем? – растерялась я. – О каких компаниях говоришь? Кроме нас с Гошей у нас почти никого не бывает!
- Вот твой Гоша мне все и рассказал.
- Как, Гоша заговорил?!- рухнула я на стул.
Картина, которую описала приятельница, меня одновременно обрадовала и смутила.
 Итак, переодевшись и вооружившись ножом, она задумчиво резала салат, когда услышала хриплый голос:
- Привет!  Скучаеш-ш-шь?
   Приятельниа вздрогнула от неожиданности, будучи твердо уверенной, что в квартире она одна.  Она растерянно ответила на приветствие, а зловещий голос продолжал:
- Куш-ш-ать  хочеш-ш-шь?
 Тут приятельница  догадалась, откуда исходит голос, обрадовалась было общению, но попугай вдруг произнес матерные слова, завершив их резюме:
- Гош-ш-ша  - хорош-ший мальчик! ..Красавчик! – в чем она очень усомнилась.
Я бросилась к клетке:
-Гоша! Умница моя! Так ты заговорил!
 Попугай,  раскачиваясь на качели и поблескивая бусинками глаз, молчал. Я на радостях обняла носительницу доброй вести, рассказала ей о моих длительных педагогических тщетных усилиях в воспитании Гоши, о самородке Степаныче, и мы обмыли гошин успех. Хотя , если честно,мне было обидно, что не я услышала первые его слова. Чем уж его расположила к этому моя визави, можно было только предполагать. Наверное, ярким опереним и родственностью душ.
После отбытия моей гостьи я задумалась: как быть дальше? С одной стороны, Гоша заговорил. С другой – кто знал, что ему так понравилась лексика Степаныча? По многолетнему опыту я знала, что перевоспитывать всегда сложнее, чем прививать навыки культурного поведения. Гоша явно меня дискредетировал, но я его полюбила и расставаться с ним не хотела. Может, и вправду найти для него подружку, чтоб ни говорить, ни дохнуть не давала? А вы как думаете?