Металлический звон Имбралтара

Иван Любчич
В первый раз я услышал этот звон, когда случайно проездом, судьба меня забросила в небольшую деревню Череповое, в Якутии. Мир да благодать – на сотню километров – ни одного большого города. Да и людей в деревне – горстка, старики да старухи. До соседней деревни – двадцать два километра, если лесом – с десяток.
Ехать мне надо было на следующий день, и заночевал я у одного деда, что держал пасеку, а на деньги от сданного меда жил чуть ли не богаче всех в деревне. В единственном магазине, что походил на лавку старьевщика, я купил круп, консервы, папиросы и водки, а остальное старик достал из погреба. Разговорились мы с ним про жизнь, про страну и про пасеку. Как вдруг раздался звон, словно кто-то неистово колотил по рельсу железным ломом. Старик видать привык, а у меня аж слезы из глаз побежали.
- Что это? – спрашиваю.
Старик аж помутнел.
- Это, - говорит, - металлический звон Имбралтара.
- Чего-чего? - говорю, а сам подливаю водки в стаканы.
- Металлический звон Имбралтара, - все так же невозмутимо отвечает старик, - а больше не расскажу и не проси.
Сколько мы водки за тот вечер выпили, а старик так ни грамма и не раскололся. Все твердил, что не расскажет.
Заметил я себе эту деревеньку, да и вернувшись в Красноярск, забыл о ней.
Когда выдался отпуск через год, я стал готовиться к экспедиции. Хобби мое на свободное время – активный туризм и экспедиции по всяким малоизученным местам. Дома, покопавшись в архивах я разыскал только скудное упоминание деревни в царских архивах и пару раз на старых топографических картах, да и то была еще не деревня, а хутор. Слова, записанные у меня в блокноте, не давали мне покоя. «Металлический звон Имбралтара». Что бы это могло быть?
Экспедицию я собрал меньше чем за месяц – все ребята знакомые, кроме двух студентом – геологов. Компания вышла аж на двенадцать человек. Опыта нам было не занимать, денег тоже и вот, аккурат после апреля мы уже ехали тремя машинами по лесным дорогам Якутии по бескрайней тайге. Все, как полагается – припасы, связь, даже ружья от медведей с собою взяли. Приехали в деревню и замерли – там, где у меня в воспоминаниях была небольшая, но добротно укомплектованная деревня теперь были одни развалины. Впрочем, в нескольких домах еще текла своим чередом жизнь. Вся молодежь выехала в города, детей забрали с собою, а старики по большей части – переселились на кладбище.
Магазина в деревне не было, но это и не беда – все необходимое мы закупили еще в Красноярске. Вместо того, чтобы ночевать в палатках, старожилы выделили нам деревню, где когда – то жил голова сельсовета. Дом был большой и в отличии от остальных – довольно ухоженный. Внутри был полный порядок, только толстый налет пыли – хозяин умер в том года, когда я здесь гостил в первый раз.
Расположились мы здесь довольно уютно, в первый вечер устроили застолье, пригласили тех немногих, что еще жили в деревне. В этот раз я действовал более осмотрительно – вопросов не задавал, а присматривался к гостям. Меня мучил один вопрос, но я не хотел снова наткнуться на стену молчания. Один из посетителей был не совсем старым, лет так до шестидесяти и чуть подпоив его водкой я все же осмелился, но начал издалека.
- Места у вас хорошие здесь, - начал я разговор.
- Хорошие, - подтвердил человек, назвался Матвеем, - летом грибы – ягоды, зимой зайцы, бобры есть, рыбы много.
- А интересное что в окрестностях есть?
- Интересное? – на секунду задумался он, - тайга ведь вокруг. Рядом старый хутор есть, в нем церковь красива была, большевики взорвали. А в другую сторону – бобровая переправа есть, вода там настолько чистая, что дно на десять метров вглубь видно.
- А еще что есть?
В его взгляде боролось желание рассказать и какая – то другая, непонятная мне сила. Я положил на стол две пачки «Столичных» сигарет.
- Ах, была – не была, расскажу. Еще пещера есть, - махнул он рукой и выпил водки для храбрости. Непонятная она, какая – то…
- Непонятная?
- Говорят, люди в ней пропадают…
- Насовсем?
- Иногда насовсем. Сын кузнеца, Ванька так шесть лет назад пропал. Отец до сих пор думает, что он утонул, но я то знаю, что он остался в этой треклятой пещере. А иногда они возвращаются. Но совсем не такими, как были. С пустым, потухшим взглядом. Не говорят, а если и говорят, то начинают нести всякую чушь. Гиблое там место.
- А показать сможете?
- Свят-свят, - перекрестился тот, - вон за столом Иннокентиевна, - он указал на полноватую старушку, что весело уплетала бублики с чаем, - с ней и договаривайтесь. Она, - тут госос опустился до шепота, - и так чуть странноватая с головой, да еще и грибы рядом с пещерой собирает.
К бабушке мы пошли с самого утра. Все ребята бодрые, веселые, то и дело говорили о пещере – всем хотелось примерить роль первооткрывателя.
-    Иннокентиевна здрасте, - поздоровался я, - за грибами не проведете?
Старушка оказалась довольно милой и разговорчивой. Мы сразу же отправились вглубь леса, перекусили самыми вкусными домашними пирожками я яблоками и вволю насобирали грибов.
- А говорят, у вас пещера есть неподалеку, - спросил я.
- Есть, - отмахнулась бабушка, - только она очень опасная, чай заблудитесь. Да и звон будет, оглохнете.
- Какой звон? – прикинулся я.
- Металлический звон Имбралтара, - сухо отрезала бабушка, и мы пошли. До самой пещеры я вопросов больше не задавал.
Внутрь идти старушка отказалась и вернулась в деревню. Мы же приготовились к исследованиям. Пещера была довольно большая – в два человеческих роста. На входе процессия остановилась.
- А вдруг внутри медведь? – спросил один из студентов- геологов.
- Тогда я пойду первым, - мой хороший друг со звучным именем Самсон снял с плеча ружье и возглавил отряд. Чтобы не заблудиться, мы размотали люминесцентный шнур, закрепили его у входа и пошли внутрь. Шли мы довольно долго, впрочем, под землей время течет совершенно иначе. Изредка на потолке встречались гроздья летучих мышей.
- Ничего не замечаешь? – подтолкнул меня Андрей, по профессии военный картограф.
- Нет, а что?
- Мы прошли двенадцать коридоров, одиннадцать поворотов и ни одного спуска.
- И?
- Все повороты – строго под прямым углом..
Это было действительно странно, но не более того. Впрочем, довольно скоро мы и сами начали подозревать, что пещера искусственная. Воздух был сухой и горячий. В пещере же наоборот должно было быть сыро и прохладно.
- Слушайте, - Соня в темноте ошибочно схватила за руку меня, а не своего мужа Владимира, но никто из нас этого и не заметил. Из темноты довольно отчетливо нарастал знакомый мне металлический звон.
- Смотрите, смотрите, - Андрей указывал на компас – стрелка кружилась как сумасшедшая.
Мы собрались все вокруг, Самсон нехорошо водил взглядом по черным коридорам, сжимая ружье. Вскоре звон прекратился, но в ушах еще долго звенело его эхо.
Мы прошли еще метров сто, как вдруг обнаружилась разгадка – большая, наполовину заклиненная металлическая дверь, выступавшая из земляной стены.
Все остановились. Это было нечто из разряда фантастики. В глухой тайге, вдали от цивилизации…
Впрочем, останавливаться никто не собирался. Также никто не собирался возвращаться назад не увидев, что за этой дверью.
За дверью, прямо у порога лежал странного вида скафандр, от времени сменивший цвет с белого на серый. А в скафандре…
- Черт, там череп, - отпрянул Самсон, наклонившись посмотреть, что внутри, там скелет.
Скелет действительно смотрел на нас сквозь стекло шлема и скалил свои белые зубы.
- Идем назад, а? – попросила Соня, но ей никто не ответил. Вдали коридор расходился на две стороны.
- Так, все мы знаем, чем заканчивается экспедиция, когда группа разделяется, - услышал я свой голос, поэтому идем дальше все вместе.
Возражать никто не хотел. Мы выбрали левый тоннель, но через двадцать метров уперлись в еще более массивную дверь и несмотря на все наши попытки, ее мы так и не открыли. Во втором коридоре мы попали в странного вида кабинет. На полу валялись полуистлевшие бумаги, записи, странного вида серебристые диски. Я наклонился и подобрал один из них. Техника на столах была тоже странная, вся нерабочая. На стене у одного стола была надпись на непонятном мне языке и чуть ниже, корявыми словами, как пишет первоклассник выведено «Имбралтар-4». Пере фотографировав все, что только можно, мы отправились дальше в другой коридор. Слева была толстая стеклянная стена. Соня посветила сквозь нее фонариком и вскрикнула. Там, на полу лежало добрых два десятка скафандров. Многие в неестественных позах – руки ноги вывернуты, шлем развернут задом наперед. В это время свет фонарика выхватил впереди еще одну дверь, и она тут же начала открываться. Звон и металлический гул снова начали нарастать, уши болели от шума. И тут Соня закричала. Проследив за ее взглядом, я закричал тоже – несколько скафандров заворошилось, один неуклюже попробовал встать на ноги. Я мог бы поклясться, что видел в шлеме улыбку с пустыми глазницами…
Мы бежали оттуда не оглядываясь, и только оказавшись снова на солнечном свете и пересчитав всех – успокоились.
Из деревни мы уехали в тот же вечер и дали слово друг другу никому и никогда не говорить о том, что видели. Фотографиями делились только между собой и только я прихватил с собой еще два серебристых диска, как я теперь уже понимаю, совершенно неземного происхождения….

Январь, 2020 года