Аборигены Хасана Идиятуллина

Аркадий Шакшин
 
     Лошадей башкирской породы, Хасана Идиятуллина, руководителя крестьянско-фермерского хозяйства, мне приходилось снимать на видео и делать видео сюжеты на телевидение, частенько. Не знаю почему, но в первое время интереса к этой породе я никогда не проявлял. Относился к ним к как обычным лошадям, которых встречал во многих хозяйствах района. И если в других хозяйствах они были в небольшом количестве и не чистопородные, то у Хасана Сагитзяновича , как мне всегда казалось их было видимо не видимо, и как утверждал сам Хасан, они были чистейших кровей, т.е аборигенами. Если честно, меня на любых скачках и у самого Хасана всегда привлекали лошади английской породы, которые, по моему мнению, на вид были всегда грациозными, величавыми, на тонких длинных ногах с необыкновенной гладкой, лоснящейся шерстью, красивой лошадиной мордой. Всегда лошадь английской породы была идеалом лошадиных пород, поэтому наша родная башкирская порода, казалось мне, убогим созданием природы. По истечению времени моё мнение и отношение к лошадям башкирской породы полностью изменилось. В этом мне помогло возможно моё подсознание, чутье, приведшее мое сознание, к пониманию того, что Хасан Сагитзянович занимается очень необыкновенным делом, в своём роде очень уникальным и необходимым, в первую очередь не ему самому, а республике, которая начала терять ни с чем несравнимую чистокровную породу лошадей, принадлежащей только ей,  но и её коренному народу.
 
   Очередной приезд в хозяйством Идиятуллина был обусловлен рядом событий произошедших в жизни нашего района, республики и наверное каждого из нас. Главным событием, произошедшим в моей жизни, было изменение отношение к самому Хасану Сагитзяновичу, который отошел от политической жизни республики, которое по моему личному мнению, было не делом его жизни, что и вызывала раздражение во мне и напряженные отношения между нами. Я, еще в начале нашего знакомства был уверен, что Хасан Сагитзянович, человек влюбленный в лошадей, по его отношению в возрождение славы башкирской лошади, должен был во главу угла своей жизни поставить именно это. И именно он, со своим отношение к этому делу должен был возглавить коневодов республики в этом не легком, но нужном деле. Возрожденная порода Башкирской лошади, по моему мнению, должна была стать брендом Республики Башкортостан и занять почетное место в одном ряду с породой, той же самой Английской лошади, которую я очень ценил. У меня же самого в трудовой деятельности произошли многие изменения, в плане преподнесения информационного материала о районе в средствах массовой информации. Главным критерием подачи своего материала в СМИ являлась популяризация достижений района во всех сферах его деятельности. Я считал и считаю сейчас, что плохого в нашей жизни и так хватает, зачем о нём говорить. О наших промахах говорили и другие средства массовой информации. Для меня было лучшее говорить о хороших событиях, достижениях, в материалах,   который я собирал по крупицам, чтобы создать общее положительное мнение о своём родном районе не только среди самих жителей, но и во всей республике.

      Так вот в последнее время появилось такое явление, появлением интернета, как социальные сети, в котором все, особенно молодёжь, пропадали в них, чуть ли не днями и ночами. У нас, работников информационного фронта, появилась возможность рассказать о жизни и событиях района в социальных сетях. Изменившиеся отношения, с главным героем моего рассказа, позволили смягчить наши отношения и наладить диалог с ним. Он, стал присылать отснятый материал о своих лошадях, ко мне на ватсап. Первый материал был о тебенёвке башкирских лошадей. Тебеневка – это необычный способ добычи корма, лошадьми башкирской породы, из-под снега. И это, как оказалось, одно из главных качеств и особенностей, башкирских лошадей выживаемости их в голодный период и отсутствия заготовленного корма. Только она, лошадь башкирской породы сможет выжить в любой холод и стужу, добывая из-под метрового снега корм, необходимый для жизни. Может это качество наших башкирских лошадей привлек внимание жителей не только нашего района, но республики в целом, которые ставили лайки после просмотра видеороликов в социальных сетях на различных просмотрах. И больше всех их поразил тот факт, что для лошадь башкирской породы может сама прокормить себя в течении всего года, не смотря ни на какую погоду будь то жара или холод.

     Выложенный материал в социальные сети о Башкирских лошадях Хасана Идиятуллина был для меня бесценным. В глубине души я гордился им. В душе я радовался за самого Хасана, за возрожденную им башкирскую лошадь и тому, чему я могу годиться, поэтому всегда в титрах писал и буду писать, что в очередной раз вы видите лошадей Башкирской породы Хасана Идиятуллина, а его хозяйство находится на территории Иглинского района.

    В течении всего прошлого года мы следили за скачками на лошадях, которые происходили на главном ипподроме столицы республики «Акбузат». Постоянно на канале Башкирского спутникового телевидения шла реклама, что еженедельно проводится мероприятие под звонким названием «Терра Башкирии», где должны были проводиться скачки на лошадях башкирской породы. Телевизионщики постоянно напоминали о том, что особенность этих соревнований было именно то, что в скачках должны принимать участие жокеи на лошадях башкирской породы. Но если проследить историю проведения скачек в них принимали участие лошади никаким боком не относящей к той, рожденной на земле башкир – Башкирской лошади.

  Основной причиной приезда съёмочной группы спортивной программы редакции Новостей Башкирского спутникового телевидения к Хасану Идиатуллину стал поиск ответа на вопрос, который вытекал из выводов, сделанных после проведения «Крылатый конь», когда выяснилось, что в скачках участвовали лошади не имеющие никакого отношения к лошадям Башкирской породы.

    Съемочную группу, по традиции встретил сам хозяин племенного хозяйства по разведению лошадей Башкирской породы в нашей республике Хасан Сагитзянович Идиятуллин. Увидев нас, он широко заулыбался, показывая своё гостеприимство. От этой улыбки, творческая группа, вывалившаяся из автобуса на улицу и, успевшая с первых минут замерзнуть от окрепшего к полудню морозца, тут же согрелась. Но когда, все увидели в загоне первых двух питомцев Хасана, задорно играющих с друг другом в загоне, тут же вдохновились и стали готовиться к предстоящим съёмкам, которые предвещали что-то необыкновенное.

   Хасан сразу же пригласил всех в конюшню, в святая  святых, где находились, то к чему он шел долгие годы, которым уделил столько внимания и отдал большую часть жизни, что бы они стояли в загонах конюшни, а он приходя к ним каждый день радовался им, кормил с рук, любимую ими морковью, беседовал с ними и нежно говорил, что они являются достоянием его родной республики и продолжателями родословной Башкирской лошади.

    Перед заходом в конюшню мы увидели, как неподалеку от конюшни разгуливал табун жеребцов, ржание от которых разносило по всей округе. И, какое-то непонятное чувство посетило всех нас, от предвещания какого-то необыкновенного действия, подготовленного этими табуном.
 
   -Это Бахрам? - произнесла Рая , увидев коня в первом загоне.
-Это он сошел с дистанции, не завершив скачку? – тут же поспешила задать второй вопрос Хасану, зажжённая от увиденного корреспондент телевидения, в поисках интересно информации.

   -Да, эта моя гордость, это мой золотой фонд, -гордо, с еще большей улыбкой и необыкновенной искрой в глазах произнес Хасан и начал свой необыкновенный рассказ о причинах схода Бахрама с дистанции.

 -Вы хотите знать, - вдруг неожиданно задал встречный вопрос Хасан корреспонденту телевидения, -почему Бахрам сошел с дистанции на столь ответственных скачках? В этот самый момент Бахрам вырвал из рук Хасана уздечку, за которую он держал его и отошел в дальний угол загона, будто понимая, что сейчас опять будут обсуждать его сход с дистанции на празднике «Терра Башкирии» . Хасан же, встав между жеребцом и Раей и вытянув руки по сторонам, будто защищая своего питомца, от очередных нападок, стал детально объяснять причину произошедшего, при этом его лицо засияло, глаза заблестели, а в голосе, для убеждения слушателя  послышалась твердая, уверенная интонация.

       -Вы знаете, Бахрам –это мой золотой фонд. Его цена более трех миллионов рублей, - начал Хасан.
- Это один из лучших моих жеребцов, который без устали может пробежать более сорока километров. Посмотрите на него, какой у него мощный торс, какие ноги, грива. Вы взгляните в его глаза. Это же умнейший конь. Вы понимаете, мои жеребцы, башкирской породы, необыкновенные, как я уже сказал, умные. У них особое чутье к хозяину, к своему всаднику, который ведет его. Понимаете, во время верховой езды, конь и наездник  должны стать единым целым - понимать, чувствовать   и доверять друг другу. И если добавить ум и тонкое чутье жокея, силу и выносливость, ум и чутье жеребца своего хозяина, то   в этом случае победа всегда будет на их стороне.  На празднике между Бахрамом и жокеем этого союза не состоялось. Бахрам не поняв, что от него хочет наездник просто сошел с дистанции. Неправильное распределение сил на скачках, не верные или неумелые команды коню, не до понимания повадок коня, его характера, слабость самого наездника – это и многое другое не создали единства, единения между наездником и конем, и, как результат, победа досталась худшему.

      -Ладно, -резко махнув рукой, с каким - то сожалением произнес Хасан, -пойдемте дальше. Я сейчас вас познакомлю еще с одним моим жеребцом.
Открыв новый закон, мы увидели необыкновенного коня. Низкорослый жеребец, на первый взгляд   напоминавший пони, стоял гордо и величаво. Увидев своего верного хозяина, наверно от радости встречи, начал притопывать передними ногами выражая восторг. Хасан же широко улыбнувшись при виде своего питомца, подойдя к нему погладил его необыкновенно красивую лошадиную мордочку, взглянул в его черные глаза, прикрытые черной гривой, потом  повернувшись к  гостям произнес:
-Вот это моя гордость, мой Минлебай, сын знаменитого на весь мир Султана. Вы знаете, в его жилах течет чистейшая кровь настоящего аборигена. Мы его вывели путем   долгих лет селекции и отбора. Это настоящий потомок лошадей башкирской породы. Посмотрите этот низкорослый богатырь носит в себе гены лошадей, живших в далёком прошлом. Он вынесет любую жару, любой холод и голод.

Посмотрев, повнимательней на стоявшего передо мной Минлебая, после слов, Хасана, я увидел в нём настоящего богатыря, похожего на представителя коренного народа башкира, такого же низкорослого, коренастого в пушистой лисье шапке, с луком за спиной и колчаном стрел у пояса.  Вот оно единение верного коня и   башкира-воина, защищавшего свою землю от вражеских набегов. Только благодаря этому единению можно достичь победы и перенести все тяготы и лишения воинской службы, и выстоять в любой холод и голод.  В какой-то момент меня посетила мысль, что именно такой конь, как Минлебай,  для башкира был товарищем и другом во все времена.

      Я смотрел на Минлебая и восторгался его необыкновенной утонченной красотой. Да маленького, низкорослого, на коротких ногах, да с небольшой лошадиной мордой, как у других породистых лошадей, но с широкой, богатырской грудью, с добрыми и умными глазами, в которых просматривалась его душа, сила и мощь всей лошадей башкирской породы. Глядя на него у меня рождалась гордость, не только за свой район, но и за всю республику, за то, что на моей Иглинской земле, благодаря Хасану Сагитзяновичу возродился необыкновенный башкирская порода лошадей, в генах которой сохранились отобранные природой и отточенные веками, самые лучшие качества и черты башкирской лошади.
      
   Самым удивительным и зрелищным событием дня стал выгон табуна и его прогон по заснеженному полю. На улице, несмотря на солнечную погоду стоял сильный мороз. За какие-то пять, десять минут мы, стоящие у края поляны, в ожидании чуда, промёрзли до костей, но в предвкушении зрелища, не уходили с занятых для съемки позиций.
Буквально через минуту мы услышали приближающий гул, исходивший от табуна. С каждой секундой приглушенный от снега, топот копыт нарастал сильнее и сильнее.  Приближаясь из далека, он перемешивался с ржание жеребцов, усиливая необыкновенный гул. Казалась надвигается какая-то необыкновенная живая лавина,    готовая поглотить нас. В какой-то момент мы увидели черное растущее пятно и белое облако над ним. Пятно и облако растаяло и превратилось в табун лошадей, который скакал по метровому чистому белому снегу. Снег дымился, бурлил под ногами жеребцов, и казалось перед самим табуном он вскипал от мощи лошадиной силы башкирской породы, доказывая тем самым, что это их родные просторы, что это их родная земля, по которой пронеслись когда-то, тысячи табунов башкирских лошадей, и по которой скачут они, потомки Султана, от которого началась возрождаться былая слава их предков, благодаря таким, как Хасан Идиятуллин.

      Уезжая от нашего героя и его подопечных, у нас возник один единственный вопрос: примет ли Хасан Сагитзянович в следующем мероприятии с громким названием  «Терра Башкирии»? Примет, но только тогда, когда на дистанцию выйдут наездники со всех районов, на лошадях башкирской породы, чтобы в будущем на земле Башкортостана её главным героем стала лошадь башкирской породы. А как показало время,    в Крестьянско-фермерском хозяйстве Хасана Хидиятуллина, все предпосылки для этого есть. Аборигены коневода, потомки известного не только в России, но и в Европе золотого медалиста жеребца Султана, его наследника жеребца Минлебая, в крови, которого сохранились гены лошади настоящей башкирской породы, вселили в нас уверенность в то, что башкирская лошадь на территории Башкортостана будет жить.

      Может, для этого надо совсем немного - поручить это дело самому Хасану Идиятуллину для того, чтобы он расселил своих питомцев по всей республике, с целью возрождения   её былой слава не только в Башкортостане, но и в России.
 
      Я уверен, что совсем скоро настанут времена когда башкирская лошадь восхитит всех, кто станет участником праздника «Терра Башкирии» , потому что в них будут принимать участие чистокровные башкирские лошади, потомки Султана, Минлебая  и Бахрама.