Сказка о маленькой фее

Светлана Коношенко
 
Ну, разве может быть что-либо прекраснее летних каникул? Чудеснее, чем эти бесконечно-длинные дни, настоянные на солнце и абсолютной свободе от всего и от всех!
Как хорошо, что родители в последний момент отказались о путёвки в лагерь и привезли его сюда, к Бабушке в деревню. Правда, взяв с него обещание, что он будет хорошо себя вести: не пить сырую воду, не есть немытые фрукты, не ходить в одиночку на речку и в лес и вовремя ложиться спать. И, конечно же, он обязательно должен каждый день читать книжки.
 
Мальчик заложил между страницами травинку, закрыл книгу и перевернулся на спину, подставляя лицо солнечным бликам, пробивающимся сквозь листву.
В огромном саду он был один, и всё пространство вокруг него было наполнено разными интересными звуками, и Мальчик с любопытством вслушивался в голоса Сада. Вот чуть слышно шелестят листочки на вершинах деревьев, когда их касается ветерок; вот жужжит где-то невидимый шмель; вот совсем рядом стрекочет кузнечик, а в дальнем углу Сада несколько пичужек явно выясняют отношения и сердитое чириканье переходит в крик и хлопанье крылышек.
 
Мальчик повернул голову и увидел большого чёрного жука, пробирающегося сквозь травяные джунгли, очень спешащего по своим жучачьим делам.
Лёгкий, еле слышный звук, привлёк внимание Мальчика, и он приподнялся с травы. Божья коровка лежала на книжке вверх брюшком и беспомощно шевелила ножками, пытаясь перевернуться. «Бедняжка, наверное, упала с дерева, – подумал Мальчик. – Ну, не бойся, сейчас я тебя посажу обратно».
 
Он осторожно взял Божью коровку, поднялся с травы и, подойдя к молодому деревцу, посадил её на самый красивый и освещённый солнцем листочек.
 
И тут он услышал, что совсем рядом кто-то тихонько засмеялся. Словно зазвенел маленький серебряный колокольчик. Мальчик огляделся вокруг, но никого не увидел. Он прислушался, затаил дыхание, но серебряный смех больше не повторился.
 
– Внучек! Иди завтракать! – послышался голос Бабушки.
– Иду-у! – Мальчик подхватил с травы книжку, ещё раз посмотрел на дерево, на листочек с Божьей коровкой и побежал к Дому.
 
– Бабушка! – закричал Мальчик, подбегая к крыльцу. – Я сейчас слышал в Саду чей-то смех, такой тоненький, словно звенел маленький серебряный колокольчик. Неужели в твоём Саду кто-то умеет так смеяться? Или мне показалось?
– Ну почему же показалось, – Бабушка ласково погладила внука по голове. – Кроме птиц, жуков и бабочек в моём Саду живут ещё и дриады, и только они умеют так смеяться.
 
– Дриады? Я никогда не слышал этого слова. Кто они?
– Дриады – это нимфы, живущие на деревьях, зелёные феи.
– Настоящие живые феи? И их можно увидеть?
– Конечно, – ответила Бабушка. – Когда я была такой маленькой, как ты, я их видела. Они такие прекрасные… – тут Бабушка вздохнула и грустно посмотрела на внука. – Но это было так давно, когда ещё не было на свете твоих мамы и папы.
– А теперь, Бабушка?
– Теперь?.. К сожалению, дорогой мой, взрослые уже никогда не могут увидеть зелёных фей, это возможно только в детстве. Пошли в дом, твой завтрак стынет.
 
 Позавтракав, Мальчик опять побежал в Сад, к молодому деревцу. Он потрогал рукой листочки и прислушался, но кроме пения птиц и стрекотания кузнечиков ничего не было слышно. «Подожду, – решил Мальчик. – Может, она меня просто боится».
Он сел под дерево, прислонился спиной к тёплому шершавому стволу, обхватило руками колени и замер в ожидании.
 
Ему показалось, что он просидел под деревом целую вечность.
Серебряный колокольчик зазвенел прямо над самым ухом, но Мальчик не пошевелился, боясь спугнуть невидимую гостью. Бледно-розовый лепесток дикого шиповника плавно опустился на загорелую коленку Мальчика.
 
– Ах! – послышался вверху тонкий серебряный голосок. – Я уронила свой веер!..
Мальчик бережно взял лепесток, положил его на ладонь и поднял голову. На самой нижней ветке, на резном листочке стояла маленькая фея. И хотя Мальчик никогда в жизни не видел настоящих живых фей, он сразу догадался, что это она. Только у феи могло быть такое ослепительно-изумрудное платье, изумрудные башмачки и такая же яркая ленточка в волосах.
 
Мальчик протянул вверх руку с лежащим на ладони лепестком шиповника:
– Возьми, пожалуйста, – сказал он.
– Спасибо! – ответила Фея и, взяв лепесток, склонилась в глубоком реверансе. Солнечные лучики заиграли в складках её наряда.
– Какая же ты маленькая! – восхищённо сказал Мальчик. – Ну, не больше моего мизинца!
– Я вовсе не маленькая – немного обиженно ответила Фея. – Мне столько же лет, сколько этому дереву.
– Неужели? – обрадовался Мальчик. – Вот здорово! Ведь это дерево мой Папа посадил, когда я родился. Значит, мы с тобой ровесники. А ты всегда живёшь на этом дереве?
– Да. Это дерево – мой дом.

 Фея балансировала на самой кромке листочка, и Мальчик невольно подставил ладонь, чтобы она вдруг не упала с такой высоты.
– А на остальных деревьях тоже кто-нибудь живёт? – спросил он.
– Конечно! – Фея уселась на край листочка и болтала ножками в крохотных башмачках. – На каждом дереве живёт своя Фея.
– Но ведь есть деревья, которым уже помногу лет, это очень старые деревья… – Мальчик не договорил, но Фея его поняла.

– Да, мы старимся вместе с нашими деревьями.
– Значит, бывают Феи-старушки? Вот интересно, как они выглядят! Наверное, похожи на мою Бабушку?
– Может быть, – улыбнулась Фея.
– А что будет, если дерево спилят или срубят?
– О-о-о… – в глазах Феи блеснули крохотные слезинки. – Тогда мы умираем вместе с деревом, исчезаем, превращаемся в ничто…

 От этих слов Мальчику стало не по себе. Ведь и сделанный из брёвен бабушкин Дом, и высокое крылечко с резными перилами и скрипучими ступеньками, и мебель в доме, и забор вокруг Сада – всё это когда-то было деревьями. Мальчик стал вспоминать, какие деревянные предметы в их городской квартире, в школе, на улице. Деревянные лавочки в скверах вряд ли помнят, кем они были, и какие прекрасные Феи жили в гуще зелёной листвы.
 
– Вы, наверное, ненавидите людей и боитесь их?
– Ну что ты, – успокоила его Фея. – Мы же всё понимаем. Пока вы ещё не научились обходиться без дерева. Просто жаль, что не всегда вместо спиленного дерева человек сажает новое.
– А как вы живёте зимой, когда снег и мороз?
– Зимой жизнь дерева замирает, зимой дерево как бы спит, и мы тоже, хотя мы можем совсем ненадолго появиться среди голых и холодных ветвей, но совсем ненадолго.
Казалось, что они разговаривали совсем недолго, что прошло не более получаса, но на самом деле Солнце уже стояло в зените, и на крылечке Дома появилась Бабушка, зовя внука обедать.

– Я сейчас, я скоро вернусь! – пообещал Мальчик Фее и побежал к Дому.
– Бабушка, Бабушка! – Мальчик не мог сдержать переполнявшую его радость. – Я видел зелёную Фею! И мы с ней подружились!
– Тебе очень повезло, – ответила Бабушка. – Даже в детстве не каждый может её увидеть. Постарайся быть с нею добрым, ведь зелёные Феи приносят счастье.
Теперь почти всё время Мальчик проводил в саду под тем самым своим Деревом. Он совершенно забыл о купании на речке, про игры со сверстниками, и Бабушке стоило больших трудов хоть иногда отправлять его за пределы Сада, например, в магазин за хлебом.

 Оказалось, что Фея очень любит сказки, и теперь Мальчик часами читал и перечитывал ей свои любимые книжки. Фея лежала на листочке, подперев голову рукой, внимательно слушала, весело смеялась, а в особенно печальных местах немного плакала, и крохотные слезинки, как роса, ложились на страницу книги.
Мальчик рассказывал ей о большом Городе, в котором он живёт, о своих родителях, о любимой собаке, которую он вырастил из маленького щеночка.
 
 А Фея в свою очередь поведала Мальчику о таинственной жизни Сада, о деревьях, цветах и прекрасных бабочках. Она научила его понимать язык птиц и по шелесту листвы определять, о чём говорят между собой деревья. Разноцветные бабочки садились к нему на плечи и птицы доверчиво склёвывали с его ладони крошки хлеба. А маленькая Фея танцевала в солнечном луче, и изумрудные искры от её наряда рассыпались по Саду. Мальчик был счастлив.

 И как гром с ясного неба прозвучали однажды Бабушкины слова:
– Вот и кончились твои каникулы, внучек. Скоро в школу, и сегодня за тобой приедут родители.
– Уже? Сегодня? Но как же это? Ну, если бы ещё хоть несколько дней! Нам с Феей ещё нужно так много сказать друг другу!
– Милый мой, – вздохнула Бабушка. – Иногда для этого может не хватить и всей жизни.
 
 Фея не слышала Бабушкиных слов, но, судя по её печальному виду, она догадывалась о предстоящей разлуке. Она уже не танцевала на листочке, а сидела вся поникшая, и даже её ослепительный изумрудный наряд потускнел.
 
– Каникулы кончились, – сказал Мальчик, словно бы ни к кому не обращаясь.
Он услышал, как вздохнула маленькая Фея, и крохотная алмазная слезинка упала ему на запястье. Он поднял голову и в его взгляде появился лучик надежды.
– Милая Фея! Давай, я увезу тебя в Город! Я срежу для тебя самую красивую ветку с твоего дерева. А дома мы поставим её в самую красивую хрустальную вазу. И мы опять будем вместе!

 Фея грустно покачала головой.
– Это невозможно. Мы, Феи, можем жить только на живых деревьях, а ветка всё равно засохнет, даже в самой красивой на свете вазе…
– Тогда мы с папой выкопаем твоё дерево и посадим его в городском дворе, прямо под нашими окнами.
– И это невозможно. Моё Дерево слишком выросло, посмотри, оно уже в три раза выше тебя, и его корни уходят вглубь на много метров. И я почувствую боль от каждой сломанной веточки, от каждого оборванного корешка.

– Но как же нам тогда быть?! – закричал Мальчик в отчаянии. – Я не смогу жить без тебя почти целый год! Я буду скучать!
– Я тоже буду скучать, – сказала Фея. – Я буду вспоминать все наши беседы, все сказки, которые ты мне прочитал и, может быть, тогда год пройдёт быстрее.
– Мы даже не сможем написать друг другу письмо, – сокрушался Мальчик.
– Это не важно, – успокоила его Фея. – Я всегда смогу передать весточку, даже если ты будешь далеко отсюда.
– Но как? – удивился Мальчик.

 Фея проводила взглядом пролетавшую мимо птицу, и Мальчик догадался, кто будет приносить ему весточки из Сада.
 Назавтра поезд увозил Мальчика и его родителей всё дальше и дальше от Бабушкиного Дома, от Сада, от маленькой Феи. А в толстой книжке с любимыми сказками между страницами лежал крохотный лепесток дикого шиповника – прощальный подарок зелёной Феи. Мальчик ничего не стал рассказывать родителям, он боялся, что они ему просто не поверят.
 
 А потом наступила долгая дождливая осень, вскоре сменившаяся холодной зимой. Фея сдерживала своё обещание, и Мальчик действительно получал от неё весточки. Иногда на рассвете какая-нибудь птички несколько раз стучала клювиком в оконное стекло и улетала, но Мальчик знал, что она принесла ему привет от далёкой Феи.

 За окном, снаружи, Мальчик повесил кормушку для птиц, и каждый день насыпал туда зёрнышки и хлебные крошки. Иногда какая-нибудь пичужка храбро садилась к нему на ладошку и склёвывала зёрнышки, загадочно поглядывая на него. У Мальчика сердце замирало от счастья, он чувствовал, что и эта птичка тоже послана ему Феей.
 
 Когда наступила весна, и все деревья в Городе покрылись молодыми зелёными листочками, Мальчик вглядывался и вслушивался в каждое дерево, надеясь увидеть среди листвы изумрудное платье дриады. Но все его старания были напрасны. «Наверное, Феи, живущие на городских деревьях, очень осторожны и не хотят показываться людям», – думал мальчик. А когда он увидел свеженадломленную ветку, то ощутил в себе какую-то странную боль.
 
 Когда, наконец, пришло время каникул, вдруг выяснилось, что в это лето он не сможет поехать к Бабушке, так они всей семьёй отправляются к далёкому Морю.
Мальчик весь день плакал у раскрытого окна и просил прилетавших к кормушке птиц сообщить маленькой Фее, что они не увидятся нынче, но на следующее лето он обязательно приедет в деревню, и пусть Фея не грустит и помнит его.
 
 Море действительно было очень красивым. За лето Мальчик загорел и подрос. С собой в Город он привёз целую пригоршню красивых прозрачных камушков, которые сам собрал на берегу Моря, и большую перламутровую раковину, которая хранила в себе таинственный и далёкий шум морских волн. Мальчик часто прикладывал раковину к уху и слушал, слушал…

 На следующее лето Папа, Мама и Мальчик опять уехали к Морю.
Прошли годы. Может быть тысяча, а может, всего несколько, но это уже совершенно не важно, потому что для каждого из нас время бежит по-разному. Мальчик вырос и превратился в Юношу.
 
 Давно уже не было птичьей кормушки за его окном, а если какие-то птички стучали клювиками в стекло, то он не обращал на это внимания.
 Однажды, незадолго до Нового года, Мама сказала ему:
– Сынок, может, ты поедешь навестить Бабушку? Ведь она так долго тебя не видела и очень соскучилась. Вот, прочитай её письмо, – и Мама протянула ему конверт.
 
 Юноша прочитал Бабушкино письмо и обещал подумать. Он посоветовался со своей Девушкой, и они решили ехать встречать Новый год в деревне. Вдали от городской суеты, без привычной шумной компании, без грохочущей музыки. Они нашли, что это будет весьма оригинально.
 
 Накануне прошёл большой снегопад, и Бабушкин Дом утопал в сугробах. Пушистая бахрома окутывала деревья, кусты и зимний Сад выглядел как сказочное царство. Юноша расчищал от снега дорожки во дворе. А в доме вкусно пахло свежеиспечёнными пирогами. Шли последние приготовления к Новому году.
 
 «Интересно, как выросло дерево, которое Отец посадил в год моего рождения? – подумал Юноша и направился в глубину Сада. – Где же оно? Вот это? Нет. И это не оно. Ах, вот оно какое огромное и сильное!»

 Юноша прикоснулся к стволу тёплой ладонью. С задетой им ветки бесшумно осыпался снег. И вдруг наступила такая невероятная тишина, словно все звуки в мире одновременно исчезли. Странное ощущение охватило Юношу, какие-то далёкие и неясные воспоминания коснулись его души, но они были расплывчаты и неуловимы.
Да, он помнил, что совсем маленьким Мальчиком сидел под этим Деревом, читал тут книжки, бегал по этому Саду, слушал птиц и ловил красивых бабочек. Это была счастливая и безоблачная пора!

 Юноша вздохнул, погладил рукой ствол дерева, оглядел могучую крону и пошёл обратно к Дому, стараясь наступать в оставленные собою глубокие следы.
 
 Новый год действительно был необыкновенным! В угле комнаты поблёскивала игрушками настоящая ёлочка, распространявшая вокруг мягкий запах хвои. На столе горели свечи, а за столом, уставленным яствами, сидели Бабушка, Юноша и Девушка. Они пили самое лучшее шампанское, кушали самые вкусные в мире пироги, испечённые Бабушкой, а в старенькой радиоле крутилась Бабушкина любимая пластинки со старым танго.
 
 Всё было прекрасно, но вот только Юноша всё время ощущал, будто невидимая и необъяснимая печаль касается его своим крылом. Ему даже показалось, будто какой-то далёкий голос позвал его по имени. Юноша помотал головой, отгоняя наваждение.
Бабушка и гостья о чём-то говорили, доверительно склонившись друг к другу, но Юноша их не слышал. Печаль скреблась уже у самого сердца, и опять нежный серебряный голос позвал его издалека.

 Юноша встал из-за стола, подошёл к окну и отодвинул плотную штору. Зимний Сад стыл в голубоватом лунном сиянии, пушистое снежное покрывало сверкало мириадами алмазных искорок. Юноша как заворожённый всматривался в картину ночного Сада, и всё более нарастало в его душе неясное беспокойство. Ему показалось, что за холодным оконным стеклом он видит чьё-то лицо, чей-то неуловимо знакомый облик, колеблющийся и туманный… В одно мгновение ему показалось, что это лицо девочки, но вдруг черты изменились, и вот уже на него из глубины сада смотрела незнакомая прекрасная девушка… Её губы чуть шевельнулись, и Юноша услышал отдалённый серебряный звон – это затихли звуки его имени.
 
 Он замер в предощущении чего-то знакомого, близкого, родного, он почувствовал, что ещё немного, и он вспомнит, вспомнит…

 Тёплые ласковые руки легли ему на плечи.
– Как красиво! – сказала Девушка, обнимая его. – Какой чудесный вид из окна!
 Серебряный звон внезапно оборвался, будто колокольчик накрыли ладонью, и неведомый облик медленно растаял за окном.
Остались только Сад, луна и снег.
– Да, – сказал Юноша. – Это действительно очень красиво.

 Руки Девушки лежали у него на плечах, и он не ощущал больше ни тоски, ни печали. Мир был прекрасен и полон счастья. Юноша опустил штору, обнял Девушку, и они направились к столу, где у самовара хлопотала Бабушка, наливая ароматный чай.
Через день Юноша и Девушка уехали обратно в Город, пообещав Бабушке навещать её почаще.
 
 И жизнь снова пошла своим чередом. Всё было как всегда: закончилась суровая зима, природа вздохнула и стала одевать своё зелёный наряд, потом было жаркое лето, и снова наступила осень.
 
 Всё действительно было как всегда. Вот только то самое Дерево, на котором жила маленькая Фея, не зашумело в эту весну зелёной листвой. Оно так и стояло посреди цветущего Сада, засохшее, страшное, мёртвое, и даже птицы избегали садиться на его безмолвные ветви.