Поединок Чехова со своим учителем

Константин Мартиросян
Отзыв на выпускную работу
студентки 4 курса М. Ш.

Повесть «Дуэль» – шедевр тридцатитрехлетнего Чехова, который вывел его творчество на непревзойденный уровень. Повесть богата многочисленными аллюзиями, символами, в повести автор ведет диалог с Н.В.Гоголем (Николай Васильевич фон Корен – корни чеховского творчества связаны с Гоголем). Чехов отнюдь не намеревался развенчать идеологию фон Корена: достигнув расцвета творческих сил, он решил осуществить замысел Гоголя – воскресение мертвой души. Фон Корен, советует дьякону Победову (как и Гоголь Аксакову и многим другим) заняться перепиской и считает эту просьбу признаком высокого благорасположения. Он хочет поселить в монастырь дьякона Победова (как и Гоголь Чичикова), он постоянно наставляет и исправляет других при том, что сам лишен гармонии.
В повести Чехова всего лишь один раз в финале называется фамилия дьякона – Победов. Происходит это после того, как Победову удалось примирить Лаевского и фон Корена. Таким образом, «вместо непримиримости ко всему отжившему» мы видим в чеховской повести победу того, что Г.Бердников считал (или вынужден был считать) отжившим. Смешливый дьякон – наиболее близкий автору персонаж. В его речи есть аллюзии из писем Чехова (в письме к брату: «Знай, что истинное познание умножает любовь и наука без веры мертва»). В этой повести Чехову удалось выполнить первую часть поставленной задачи: в отличие от Толстого, он не собирается воскресать Лаевского за чтением нравоучений, но он обращает его взгляд вовнутрь и неслучайно лингвист Степанов отмечает, что у Лаевского многоуровневое сознание, в то время как у фон Корена отсутствует перцепция. Главное достижение Чехова – он вернул Николаю Васильевичу чувство юмора, которое в конце сороковых стало ему изменять, возможно, из-за увлечения «героическим пафосом», который, еще раз подчеркну, в чеховской повести отсутствует.
Руководитель понимал, что М. Ш. не сможет прийти к этим выводам самостоятельно и постоянно находился в замешательстве. То он рассказывал о чеховских финалах, то он испытывал соблазн показать свою статью с готовыми выводами. Однако вместо этого рекомендовал М. Ш. свою первую статью о безответной любви Лаптева в повести «Три года». Эта очень слабая статья окончательно запутала Ш. и она обратилась к Бердникову. Г.Бердников – личность достойная, искренняя и отчасти героическая, и тем не менее, нежелательно повторять штампы брежневских времен о том, что: «Творчество А.Чехова своей высокой идейностью, пафосом, непримиримостью ко всему отжившему…»
      Всё это пытался объяснить дипломнице руководитель, однако М.Ш. как представительница патриархального общества больше доверяет старшему поколению, и в этом, наверно, её счастье.

05.05.2010                к.ф.н. Осмалович М.Г.