Мокроус. Память минувшей войны

Сергей Цух
     Мокроус, как железнодорожная станция и  административный центр,  во время Великой Отечественной войны  оказался  в зоне тылового обеспечения, что определяло дислокацию, а в дальнейшем перемещение оказавшихся в Фёдоровском  районе Саратовской области  воинских частей и организаций. 
    Некоторые объекты посёлка исторически связаны с этой эпохой и  представляют интерес с краеведческих и экскурсионно-туристических позиций.

     1.Железнодорожная станция. Здесь 3 объекта: водонапорная башня, старый вокзал, товарная платформа.
 
   По магистрали   со стороны Урала перебросывалась техника и воинские части. Составы останавливались для заправки паровозов водой. К каменной водонапорной  башне, являвшейся и единственной колонкой для местного  населения, бежали солдаты с котелками, ведрами, фляжками чтобы пополнить свои запасы для дальней дороги.
 
    На старом железнодорожном вокзале (здание не сохранилось), находившемся с левой стороны от современного моста, висел медный колокол, сигналы  которого оповещали об отходе составов. Мокроусские транспортники регулировали движение эшелонов, погрузку и разгрузку военных грузов.
   
    На грузовой платформе (сейчас место перевалки зерна частными компаниями) шла выгрузка вагонов прибывших на станцию воинских частей. Так же шла погрузка на фронт автомобилей, тракторов переданных из колхозов района.
   
    Регулярно по графику останавливались санитарные поезда. На носилках выносили раненных, которых укладывали на подготовленные фуры с соломой и везли в эвакогоспиталь.

     2. Промзона Мокроуса.

     На территории, примыкавшей к современному переходному мосту, находился депортационный лагерь, откуда в начале сентября 1941г. отправлено 6856 немцев,  жителей не только Фёдоровского, но и соседних районов. Сохранился и шестой путь, на котором формировались данные спецсоставы.
 
     На базе Мокроусской МТС(машинотракторной станции) в 1941-1943 гг. была развернута «35-я –ПАМ»(передвижная авиационная мастерская). Основная ее задача – ремонт самолётов и авиационных двигателей. Со стороны элеватора  к производственным цехам  проложили железнодорожную линию  для доставки и вывоза военной продукции. После войны линию ликвидировали.
 
      2-й ЗВДП(запасной воздушно-десантный полк) дислоцировался в районе МТС(в современных границах от здания налоговой инспекции в сторону пруда «Сельхозтехники»). Задача полка – обучение  молодых воздушных десантников. Во многих селах района (Еруслан, Ивановка, Романовка) находились взводы данного полка. Период дислокации: 1941-1943 гг.
    Военнослужащие жили в саманных бараках МТС (сейчас сохранился только один из них – напротив налоговой инспекции), в домах местных жителей.

    3.Эвакогоспиталь.

    Для его  функционирования в Мокроусе   выделили три здания:
 деревянную школу, в которой разместился  лечебный корпус;
 каменную школу -  вспомогательное помещение: место жительства медицинского
 персонала, аптека, склады;
 дом на улице Энгельса №8 - под прачечную.

   Эвакогоспиталь менял номер(4407 и 3933), что связано с иной войсковой подчиненностью. Но реально это была одна структура.
   Период нахождения: 1941-1943 гг.

     4.Военкомат.

   Старое здание, построенное в 1936 г. из бревен разобранной Ивановской церкви. Ул. Победы – 42 (сейчас здесь расположена  структура полиции).
 В годы войны имел  межрайонный статус, так как зона его функционирования  распространялась не только на Фёдоровский район, но и соседний Первомайский (Гнаденфлюрский).

     5. Старый клуб - призывной участок. Здание не сохранилось.
Место формирования призывных команд для отправки в действующую армию.
 
     6.Офицерская столовая.

     Здание на улице Победы - 34 построено в 1937 г.из перевезенного дома с.Фёдоровка как объект общественного питания кантонного центра.
   С началом войны, когда в Мокроусе разместили несколько воинских частей, перепрофилировано под столовую офицерского состава.
   В послевоенный период здесь находились различные административные учреждения, а  вплоть до 2019г. – архив личного состава.

     7. Аэродром 2-го Отдельного Авиационного Отряда.
 
     Данное воинское формирование было прикреплено ко 2-му ЗВДП для выполнения учебных полетов  десантников.
   Место размещения: в современных границах – кварталы улиц Победы, Степная, Энгельса, Советская.
   Улицы Степной в те годы не было, и самолеты взлетали и приземлялись без особых препятствий.
   Летчики данного отряда размещались на квартирах по улицам Советской и Энгельса.
   Так майор Антоненко Петр Иванович(1908 - 1943) погибший в марте 1943.г при выполнении учебного полета жил по адресу ул.Советская д.17.кв.1 в доме семьи Цетва.

     8. Старое кладбище.
 
    Здесь имеются два воинских захоронения эпохи ВОВ.
    Братская могила – место захоронения 8 воинов умерших от ран в местном эвакогоспитале(1942-1943 гг.), и одного военнослужащего (Мягкий Иван Васильевич, 1923 года рождения) трагически погибшего на железнодорожной станции во время погрузки в отправляющийся на фронт состав.
   Надгробие-монумент на братской могиле выполнил в 1975 г. саратовский скульптор Елин Илья Петрович(01.09.1931 – 01.03.2001).

   Могила майора – летчика  П.И.Антоненко. Церемония перезахоронения из парка Мокроуса состоялась 9 мая 1968 г.

    9. Улица Победы.
 
   Историко - туристическая зона Мокроуса, объект культурного наследия.
   В годы войны по этой улицы от военкомата и с призывного пункта шли колонны новобранцев отправляющихся на фронт.
  Основана  в 1935 г. Название как Телеграфная получила 12.12.1936 г.
  Переименована в улицу Победы 9 мая 1965 г.

   10. Памятник-монумент павшим воинам в Великой Отечественной войне.

   Открытие композиции - 1972г.(Начало строительства-1971г.) Авторы: скульптор И.П.Елин, архитектор – Ягнятинский Анатолий Меерович (27.01.1940, Саратов).
  Место торжественно - мемориальных мероприятий жителей Мокроуса во время празднования Дня Победы.

 На снимке: Мокроус. Старое кладбище. Надгробие - монумент на братской могиле. Фото 2016г. Личный архив.