Попугаи

Анатолий Шульга
               

В своих очерках «Мои моря» я уже описывал, как этих птиц доставляли в СССР на самолётах «Аэрофлота» из Перу и Панамы. А теперь я хочу рассказать немного об попугаях Африки.
Впервые в своём житии наблюдал огромное количество волнистых попугайчиков на острове Фернандо-По (таперича по негрски — это остров Биоко в составе Республики Экваториальная Гвинея)в 1977 году в порту Луба.  На остатках телефонных проводов и столбов эти красивые разноцветные пташки весело чирикали, напоминая мне ласточек и воробьёв родной белорусской деревни. Особого внимания на них никто не обращал: ну чирикают, и пусть. Это просто атрибут местного биома. Хотя необычно и запоминается.

  С настоящими попугаями и бизнесом на них я конкретно ознакомился при промысле рыбы на шельфе Анголы. Там наш рыболовный флот помимо снабжения рыбой Анголы ещё и поставлял немного рыбы в Камерун, Нигерию и два Конго — одно из них обзывалось Заир, второе вроде Демократической (или Народной?) Республикой Конго. Осуществляло эти операции блатная флотилия МТР (малых транспортных рефрижераторов) в количестве 14 единиц от «Мортрансфлота».Судёнышки «Аквамариновый», «Бокситовый», «Апатитовый" и прочие «Кварцевые» имели официально (и официально же поставляли) вместимость трюмов на 300 тонн мороженой рыбопродукции в порта этих страннообразований. По указанию начальника промысла района дополнительно в трюма втискивалась так называемая «подсортировка» - около 10-20 тонн такой же рыбы для нужд штаба и непредвиденных расходов.
 Итак, МТР «Аквамариновый» гребёт к устью реки Конго и заходит в порт Матади. Выгружает он рыбу где-то около недели. В это время экипаж решает свои личные финансовые проблемы и делишки. Торговля там повсеместная всем, всегда и везде. Колониальные промтовары (Европа, Япония, США) там дороговаты, а  качество их подделок весьма условное. Деньги (наличными долларами) за «подсортировку» от приёмщиков получал капитан и потом часть делил их экипажу. Основу этих денег он доставлял вместе с роскошным подарком в виде  настоящего спиртного и кофе в штаб промрайона лично начальнику. Основная часть этих денег затем шла многоэтапными путями в Москву, в «Соврыбфлот». Но простые члены экипажа, не желая зависеть только от официальной доли, за свои рыбные и промтоварные заначки имели свои валютные резервы. Большинство этих денег пропивалась с приличным (не местным!) спиртным и нормальной  закуской.
           А рынок!
  Помимо традиционных (очень приличных) чучел крокодильчиков, картин на бархате, рогов буйволов и украшений из заирского малахита была ещё и масса «деревяшек» - так мы обзывали маски и фигурки из красного и пальмового дерева. Поделки из настоящего чёрного дерева и слоновой кости надо было искать сразу в мастерских, где их делают, затем посмотреть, прицениться и долго торговаться. Правда, эти штучки стоят того. Деньги напрямик вручались продавцу и все оставались довольны — негры тем, что в очередной раз обманули дурных белых, а мы в предвкушении берегового эффекта от привезённого «кусочка настоящей Африки».

  Опять я отвлёкся и увлёкся в своих морских воспоминаниях от генеральной темы. Итак, попугаи Заира.  Мой хороший знакомый рефмеханик Игорь с МТР «Корундовый» попавший на наше судно после излечения французскими врачами от тропической малярии в Габоне (порт Либревиль) немножко рассказал об оригинальной стороне бизнеса в Матади (где, он кстати, «машку-трясучку» и подцепил.
    Итак, попугаи «моря и моряков» в 1989 году.
  За 30-тикилограммовый короб мороженой рыбы (иногда и два) сразу на причале негры продавали больших «серо-сюзюлевых попугаев». Думаю, что это были птиццы по народному названию "жако". Связанного (как курицу на белорусском рынке), его притаскиваешь в каюту и помещаешь в предварительно сваренную клетку из железных прутков. Деревянные не идут — попугаи их своими мощными клювами раздирают за несколько часов. Кормят, поят, на дурные крики пернатого узника особого внимания не обращают. При уходе на четырёхчасовую вахту закрывают иллюминатор и включают кассетный магнитофон с реверсом, где записаны простые фразы. Ну,за это время не только "попка" запомнит много бранных слов и не только их и будет по жизни булькать ими. Птице через полтора - два месяца делают послабления в режиме содержания, иногда подливают пиво. Перелёт в СССР из Луанды или прочих таких же аэропортов и преодоление отдельных пограничных и таможенно-санитарных контролей легко устранялись при помощи американских денежных знаков. Правда, где-то в 80- годах рысьеглазые санитарные инспектора в «Шереметьеве - 2» стали требовать ветеринарный сертификат из страны приобретения животного. Боже мой, да этот «сертификат» от ихнего Онищенко выписывался здесь же в порту при тебе на коленке и даже с какой-то печатью. Сдавали образованных попугаев сразу в «Шереметьево-2» конкретным заказчикам. Цены на них составляли от 2 до 5 тысяч ещё тех советских рубликов. Огромные красивые  рога африканского буйвола стоили всего до одной тысячи
О ценах за «деревяшки» и побрякушки и разговора нет, это просто баловство.
      Так было...