Терапия Белого Кролика Романа Кагановича

Олег Калинка
Спектакль Романа Кагановича «За Белым Кроликом» Театр Ненормативной Пластики- Цехъ Театр.
Спектакль «За Белым Кроликом» поставлен по одноименной пьесе современного российского драматурга Марии Огневой. В основе этого произведения лежит реальная история двух девятнадцатилетних девушек, подавшихся в бегство из дома, которые были жестоко изнасилованы и убиты. В спектакле история их побега и гибели служит лейтмотивом - заглавной сюжетной линией и эти реальные события символично сплетаются с контурной линией сюжета сказки Льюиса Кэрролла. Спектакль «За белым кроликом» синтезирует в себе различные сценические формы и приёмы, соединяет сюжетные линии и это многомерное сценическое произведение образует яркую по краскам экспрессии городскую легенду двадцать первого века –сказку нашего времени. Роман Каганович создал гротескное сценическое полотно спектакля гротеска, и оно одновременно реалистично и фантастично, но это не полный фикшен продукт. Событийная линия спектакля реальна, всё это имело место в наше время,  сюрреалистическая сюжетная компонента создаёт у зрителя шок осознания так как жестокое убийство это не продукт вымысла сказочника, это событие наших дней, которое могло произойти у нас на виду, в соседнем дворе. У спектакля много таких компонентов усиления и один из них это контурная сюжетная линия и образы персонажей сказки Льюиса Кэрролла. С помощью её у истории появляется аллегорический подтекст,который прослеживается во всем и усиливает выразительность сценического действа. В истории воплощенной Романом Кагановичем девушки, бежавшие из дома подобны героине Льюиса Кэрролла, они Алисы нашего времени, а их побег - это символичный прыжок в кроличью нору. Мотивацию их этого отчаянного поступка не в желании приключений, в нёй их протест и бунт против суровых реалий жизни в диких урбанистических джунглях цинизма.Зритель открывает их мотивацию и реалий, которые были предпосылками к этому поступку,они раскрываются нам из монолога их знакомой, девушки Ольги. Это её откровения, мысли вслух наедине с собой, они органично вплетёны в сюжетную линию спектакля и в ней она предстаёт человеком в высшей точке отчаяния. Она переживает депрессию от абсолютной безысходности существования, её откровения раскрывают в ней  личность, пытающуюся найти парадигму существования в реалиях жестокого цинизма окружающего мира, эти реалии лишают её каких-либо поводов для оптимизма.В своём спектакле Коганович создаёт пространство для метафизического исследования внутреннего психологического климата человека оказавшегося в трудной жизненной ситуации, человека на гране нервного срыва. Он фокусирует внимание зрителя на состояние матерей убитых девушек, здесь на первом этапе они полностью подвластны депрессии вызванной горем утраты и инертностью властей в расследовании убийства и полным безразличием общества. Спектакль в яркой гротескной манере показывает общество охваченное желанием процветания и благоденствия, в нём трагедия матерей не заметна и вторична.Болезней современного общества ярко визуализированы в спектакле и они изображены с помощью яркой палитры гротеска с элементами театра дел арте и эпатажа. Каганович в этом своём видении в очередной раз показывает своё умение пользоваться этими сильными сценическими приёмами, в его проекте они мощные средства выражения, но их применение сбалансировано другими приёмами и средствами. С помощью них он умело создаёт острый сатирический окрас в спектакле и сильно работает в показе состояния общества, где произошло кровавое преступление. Гротесковое изображение усиливает видение трагедии матерей потерявших дочерей, они абсолютно одиноки, страдают наедине со своим горем утраты, в спектакле показан сложный процесс возвращение матерей к активной жизненной позиции, их психически- эмоциональную реабилитацию, позволившим им перейти к осознанным активным действиям по поиску преступников. Подобный синтез приемов в сценическом проекте определяет его как спектакль-терапия и наше общество нуждается в этой терапии и она  необходимое средство от безразличия и цинизма в который мы так усиленно бережем в себе.