Игорь Шпилёнок

Вадим Слуцкий
Я уже давно использую рассказы и фотографии Игоря Шпилёнка для работы с детьми. И детям они нравятся. А, по-моему, если что-то нравится детям, - это знак качества.
Между тем, Игорь Петрович Шпилёнок отнюдь не блестящий талант. Ни как фотограф, ни как писатель яркой одарённостью он не отличается. Родился он в маленьком посёлке на Брянщине, в детстве ничем особенно не выделялся. У него даже фамилия какая-то смешная (на прозвище больше похожа).
Однако сделал он чрезвычайно много. Он основал, очистил вместе со своими соратниками от браконьеров и сделал отличным местом для диких животных заповедник "Брянский лес". Он и его сыновья много сделали для организации заповедного дела на Камчатке. Он снял прекрасные фото и написал к ним отличные тексты.
Этот человек не яркий талант. Он пример абсолютной преданности своему делу, увлечённости. Он очень любит своё дело: животных, природу, фотографию. Именно любовь и абсолютная преданность в нём подкупают.
Фотографии Игоря Шпилёнка выделяются не техникой. Как раз в этом смысле они обычные. Но ему присуще какое-то особое - родственное - отношение к природе и особенно животным. Животные на его снимках - его "соседи" (так называется самый популярный его фотоальбом - "Мои камчатские соседи"). Они становятся узнаваемы, близки нам.
Мы узнаём его Машу и Мишу, молодых медведей, видимо, брата и сестру, которые выросли, отделились от матери, но так и живут вместе. Маша отличная рыбачка, а Миша так и не научился ловить рыбу, и ему это не нужно: он отнимает рыбу у Маши, но она на него не обижается.
Узнаём лисиц, Лизу и Лизовина, которые однажды даже украли у Игоря Петровича штаны (он тогда мылся в бане), так что, окончательно с ним породнились. Жалеем погибшего Злодея Злодеевича.
Тогда как большинство фотографов, снимающих дикую природу, в своих пушистых "моделях" видят только трудный объект съемки и стремятся показать, как здорово они умеют снимать, какие редкие кадры им удаются.
Им не хватает любви, тепла.
У Игоря Петровича же они есть. В этом его преимущество: не чисто фотографическое, а человеческое. Он глубоко неравнодушен - и это неравнодушие передаётся читателям и зрителям.
С литературной и фотографической точки зрения ни тексты его, ни фото не идеальны, это не шедевры. Но через фото, через тексты мы воспринимаем его огромные неравнодушие и любовь, и именно они нас так подкупают.
Конечно, он вряд ли добился бы столь многого, если бы не жена, Лора Шпилёнок. Американка, приехавшая в Россию, потому что в России много дикой природы. Именно она отбирала и посылала на конкурс фото Игоря Петровича, иначе бы не видать ему тех призов, какие он получил, как ушей. Потому что он умеет снимать, но отбирать - не умеет.
Короля часто играет свита, а мужа - жена. У него была прекрасная жена, всегда его понимавшая.
Игорь Петрович простой человек. Он много-много раз мог погибнуть. От браконьеров, от медведей, от природных катаклизмов, от истощения даже (как-то две недели питался собачьими кормами: больше ничего не было). Он многие годы провёл в таких бытовых условиях, какие мы себе и представить можем с трудом: мёрз, мок, не досыпал и не доедал. В него много-много раз стреляли. И он очень счастливый человек.
Вообще общение с природой - это счастье. И сделавший его своей профессией Игорь Шпилёнок этим привлекателен: он счастливый человек. Он прожил чрезвычайно трудную, полную опасностей, насыщенную и радостную жизнь.
Он потерял сына, не дожившего до 40 лет. Он потерял жену. У него было столько проблем. И он очень счастливый человек.
Этот внутренний свет мы чувствуем в нём самом, в его текстах, в его фото, в его рассказах.
Благодаря Игорю Петровичу мы понимаем, что своё дело надо любить. И если ты его любишь по-настоящему, можешь многого достичь. Даже если от природы не одарён особыми талантами.