Группа риска

Рыжов Александр Геннадьевич
В Ездр.2:36-42 меня удивляют два момента. Во-первых, количество священников при возвращении первой волны евреев из плена. Их очень много: 4289 человек, это десять процентов от всех возвратившихся. Это еще одно свидетельство тому, что это было именно религиозное движение духовного пробуждения. Кир издал указ о возвращении евреев с целью восстановления храма, и в первой волне возвращенцев особенно много именно священников.

Тем удивительнее следующий факт. Логично предположить, что в числе возвращающихся еще больше должно быть левитов. Но левитов всего лишь... 341 человек. А когда возвращалась вторая волна, то Ездра поискал левитов и не нашел ни одного (8:15-20). И он специально посылал людей, чтобы звать сынов Левия поименно, и как особую милость Божью отмечает то, что откликнулось аж тридцать восемь левитов!

Почему так? Выскажу предположение. Проклятие Симеона и Левия было потом обращено левитами в благословение. Да, они рассеялись, но их уделом стал Господь, а отсутствие земельных владений компенсировалось благословениями их участия в служении при скинии, а потом при храме. Но в этом благословении скрывалась и предпосылка их возможных проблем при любом отступлении евреев от Бога.

Левиты находились в группе риска, это была категория людей, которые первыми испытают на себе последствия отступничества. Они больше других должны были уповать на Бога в вопросах материального обеспечения, но помощь Божья приходила к ним через руки их жертвующих братьев.

Как только евреи прекратят приносить жертвы и приношения, левиты останутся без пропитания. И такие случаи отмечены в Писании, когда левитам приходилось расходиться в поисках пропитания и менять сферу деятельности.

После ухода в плен левиты не были задействованы в служении и, как остальные евреи, как-то устроились сначала в вавилонской, а потом в персидской империи. Судя по книге Есфирь, устроились в материальном отношении неплохо.

И вот сейчас их зовут возвратиться в Израиль, чтобы вновь заняться служением при восстанавливаемом храме. Звучит, конечно, заманчиво и красиво, но что если их собратья из остальных колен через время снова отступят от Бога и они, левиты, вновь останутся у разбитого корыта?

Судя по тому, что левитов из плена возвращалось такое мизерное количество и некоторым из них требовалось особое приглашение, они считали такое развитие событий очень даже вероятным. Не поверили они в это пробуждение. И в конечном счете, увы, оказались правы.

Уже через короткое время Аггей и Захария уговаривают возвратившихся из плена отвлечься от решения своих личных вопросов и заняться-таки строительством храма, а Неемия, пришедший с третьей волной переселенцев, за полтора месяца восстанавливает стены города, которые до него не могли восстановить годами.

Иисус Христос пришел на землю, когда наступила полнота времени. И полнота эта заключалась в том, что ни цари, ни пророки не в силах были производить в сердцах евреев глубокие изменения и обращать их к Богу, каждое следующее пробуждение было все менее глубоким и серьезным, и недоверчивость левитов – еще одно тому свидетельство.

P.S. Кстати, сегодня в группе риска находятся рукоположенные служители. И когда общины не поступают по Писанию, поддерживая материально тех, кто уделяет свое время служению (о сугубой чести или, как написано в греческом, "двойной зарплате" для достойных вообще речи не веду), мы имеем то, что имеем – желающих епископства вокруг немного, а рукоположенные разрываются между работой, семьей и многими видами служения, в итоге мало где успевая.

28.01.2020

(Голосовой комментарий на всю главу Ездр.2 лежит на SoundCloud).