Смешная шапка

Лапусик
С са­мого ут­ра Билл бе­гал по до­му, слов­но за­веден­ный. По­могал ма­тери на кух­не: раз­бил та­рел­ку, уро­нил чаш­ку с кру­пой, про­сыпал му­ку на пол и по­ка со­бирал, ею же и пе­репач­кался. Ма­ма на его про­дел­ки всег­да улы­балась, так как по­нима­ла, что род­ная кро­виноч­ка ста­ра­ет­ся из луч­ших по­буж­де­ний. И ни­ког­да не ру­гала, по­тому что ма­лень­кий сло­ник в по­суд­ной лав­ке не ста­нет в од­но­часье ак­ку­рат­ным и вни­матель­ным.

— По­моги луч­ше де­душ­ке, — мать улыб­ну­лась и ла­донью вы­тер­ла ще­ку, вы­мазан­ную му­кой. — Он как раз рас­пу­тыва­ет гир­лянды на ел­ку в гос­ти­ной.

Билл вздох­нул, но, ни­чего не ска­зав, убе­жал тво­рить бла­гие де­ла даль­ше.

По­жилой муж­чи­на си­дел на ди­ване и пы­тал­ся сре­ди ог­ромно­го ко­личес­тва раз­ноцвет­ных лам­по­чек отыс­кать ту, ко­торая пе­рес­та­ла го­реть, и из-за ко­торой стра­дала вся гир­лянда. Он сос­ре­дото­чен­но, с при­сущей ему пе­дан­тичностью пе­рехо­дил от од­ной лам­почки к дру­гой, всмат­ри­ва­ясь и про­веряя каж­дую на ис­прав­ность.

— Де­душ­ка, я те­бе по­могу.

Билл вле­тел, как ма­лень­кое тор­на­до и сра­зу при­нял­ся пе­реби­рать лам­почки, пу­тая ни­ти про­верен­ных с неп­ро­верен­ны­ми.

— Нет-нет-нет, — тут же спох­ва­тил­ся де­душ­ка и ус­пел пой­мать ма­лень­кие ла­дош­ки, по­ка они не нат­во­рили боль­ших дел. — Билл, все нор­маль­но, я справ­люсь сам.

— Но ма­ма ска­зала…

— Ма­ма твоя мо­лодец, зна­ет к ко­му по­дос­лать та­кого цен­но­го по­мощ­ни­ка, — с лег­ким сар­казмом про­из­нес ста­рик. — Но я ду­маю, что ба­буш­ке твоя по­мощь бу­дет важ­ней и нуж­ней. Она как раз за­нима­ет­ся сер­ви­ров­кой сто­ла. Спра­вишь­ся?

Ста­рик вни­матель­но пос­мотрел на вну­ка, слов­но сом­не­вал­ся, а сто­ит ли до­верить ему та­кое важ­ное де­ло, но Билл за­верил, что луч­ше­го по­мощ­ни­ка ба­буш­ке не най­ти. Он про­нес­ся пу­лей ми­мо иду­щего навс­тре­чу бра­та, ко­торый же­вал яб­ло­ко и не­до­уме­вал, по­чему млад­ший на де­сять ми­нут близ­нец бе­га­ет по до­му, как ош­па­рен­ный.

— Де­душ­ка, а по­чему Билл су­етит­ся? — за­дал он воп­ро­су стар­ше­му, так как при­нял­ся по­доз­ре­вать бра­та в ко­рыс­тных це­лях.

— Не знаю, но мне ка­жет­ся, он что-то от­ра­баты­ва­ет, — от­ве­тил дед, не от­вле­ка­ясь от сво­его де­ла.

— Ага, — про­из­нес Том, пе­рес­та­вая же­вать и на­чиная по­нимать, в чем тут де­ло.

Не­дол­го ду­мая, он нап­ра­вил­ся к ма­тери на кух­ню. Ве­тер дул оп­ре­делен­но от­ту­да, ведь все­ми сюр­при­зами и по­дар­ка­ми рас­по­ряжа­лась имен­но она. А Билл не ста­нет прос­то так по­могать всем под­ряд. Уж он-то знал его, как об­луплен­но­го!

Том при­шел на кух­ню и, сев на стул, при­нял­ся ска­ниро­вать мать хит­рым взгля­дом. Он знал, что она дол­го не вы­дер­жит, а по­тому рас­плыл­ся в до­воль­ной улыб­ке, ког­да на­конец ус­лы­шал:

— Что?

— Билл что-то по­лучит за то, что всем по­мога­ет? — он озор­но прик­рыл один глаз и скло­нил го­лову на­бок.

— Кто те­бе ска­зал? — с на­иг­ранным удив­ле­ни­ем спро­сила мать и улыб­ну­лась не ме­нее хит­рой улыб­кой.

— Мы уже это про­ходи­ли. От ме­ня ни­чего не скро­ет­ся.

— Это точ­но, — под­твер­ди­ла мать. — Ну, до­пус­тим. И что ты хо­чешь знать?

— Это шо­колад­ка?

— Нет.

— Это съ­едоб­ное?

— Нет.

Том за­думал­ся. А сто­ит ли ему нас­та­ивать на сво­ем, ес­ли это нель­зя ску­шать?

— Лад­но, а пос­мотреть мож­но?

— Мож­но.

И Том ис­крен­не уди­вил­ся та­кой быс­трой сда­че по­зиций. Обыч­но спо­ры и уго­воры про­ходят го­раз­до доль­ше, но в этот раз все бы­ло ина­че. Ско­рее все­го, ма­ма бы­ла слиш­ком за­нята, или это что-то бы­ло жут­ко не­ин­те­рес­ным.

Жен­щи­на пос­мотре­ла в сто­рону две­ри, на­де­ясь, что Билл не по­явит­ся в по­ле зре­ния, по­ка она по­кажет То­му сюр­приз, из-за ко­торо­го млад­ший так ак­тивно ста­ра­ет­ся… ну, или ме­ша­ет­ся. Из шка­фа ря­дом с хо­лодиль­ни­ком она из­влек­ла за­бав­ную шап­ку: ко­нусо­об­разная, по­хожая на эль­фий­скую, в раз­ноцвет­ную по­лос­ку и с боль­шим пом­по­ном на кон­це. Том не удер­жался и зас­ме­ял­ся:

— Ка­кая смеш­ная шап­ка!

— А по-мо­ему, очень ми­лая, — мать не оце­нила юмо­ра, а с улыб­кой пос­мотре­ла на по­дарок сы­ну. — Мне ка­жет­ся, Бил­лу она по­дой­дет.

— Ага, са­мым кра­сивым в шко­ле бу­дет, — Том сно­ва за­хохо­тал, пред­став­ляя, как млад­ший при­дет в та­кой смеш­ной шап­ке, бу­дет су­пить­ся и пых­теть на ве­селые под­колки од­ноклас­сни­ков. А уж то, что они бу­дут… в этом Том не сом­не­вал­ся.

— Ну хва­тит ве­селить­ся на пус­том мес­те, — мать мяг­ко по­цело­вала маль­чи­ка в ма­куш­ку и спря­тала шап­ку об­ратно. — И Бил­лу ни сло­ва… это сюр­приз за то, что он се­год­ня бу­дет хо­рошим маль­чи­ком.

— Ес­ли бы он знал, что его ждет… — Том на­мерен­но не­дого­ворил, пред­став­ляя ре­ак­цию бра­та. В го­лову зак­ра­лась мысль, что он дол­жен бу­дет уви­деть ли­цо Бил­ла в мо­мент по­луче­ния дол­гождан­но­го сюр­при­за. Но тут он пой­мал на се­бе пре­дуп­режда­ющий взгляд ма­тери и тут же по­казал, что рот его на зам­ке.

Важ­но бы­ло не про­пус­тить мо­мент, а по­тому Том ре­шил по­бегать хвос­ти­ком за Бил­лом. Ска­зано — сде­лано!

Млад­ший из близ­не­цов жут­ко раз­дра­жал­ся взяв­ше­муся не­весть от­ку­да про­ныре-бра­ту. Но ни­чего не мог по­делать. Бил­ла зли­ло при­сутс­твие То­ма, ведь тот мог до­гадать­ся о сюр­при­зе и в лю­бой мо­мент все ис­портить. Поч­ти це­лую не­делю он на­мекал ма­тери о том, что хо­чет пос­леднюю вер­сию лю­бимой иг­ры, и тут вы­пал та­кой шанс. А еще и де­ла с по­мощью не осо­бо шли. Каж­дый член семьи от не­го от­не­кивал­ся и от­кре­щивал­ся, как от не­чис­той си­лы. Но тя­га по­лучить же­ла­емое бы­ла силь­ней, по­это­му по­могать приш­лось про­тив во­ли ба­буш­ки, де­душ­ки, сес­тры и ма­тери. От­цу по­вез­ло, так как муж­чи­на от­сутс­тво­вал по де­лам.

Том не го­ворил ни сло­ва. Он хо­дил тенью за бра­том и лишь иног­да ти­хонь­ко хи­хикал, пред­став­ляя, как пос­ле всех уси­лий Бил­ла бу­дет ждать жес­ткий об­лом. Про вып­ра­шива­емый по­дарок он не знал, но точ­но по­нимал, что шап­ке тот не об­ра­ду­ет­ся.

На­конец, семья не вы­дер­жа­ла, и пос­ле по­валив­ших жа­лоб мать ре­шила прек­ра­тить вос­пи­татель­ные про­цеду­ры сы­на и вру­чить сюр­приз рань­ше, лишь бы не­уго­мон­ное ди­тя боль­ше ни­кому не ме­шалось.

Бил­ла та­кой по­ворот об­ра­довал. На ли­це за­си­яла улыб­ка, а в гла­зах плес­кался оке­ан счастья. Том боль­ше не раз­дра­жал сво­им при­сутс­тви­ем. А все дви­жения ма­мы ка­зались ки­нофиль­мом с за­мед­ленной съ­ем­кой.

Вот она улы­ба­ет­ся тро­гатель­ной и мяг­кой улыб­кой. Вы­тира­ет ру­ки о по­лотен­це и тя­нет­ся к вер­хне­му шкаф­чи­ку, что­бы дос­тать лю­бимую иг­ру, а вы­нима­ет стран­ную шап­ку! Улыб­ка все еще си­яла на ли­це Бил­ла, но в гла­зах чи­талась рас­те­рян­ность. На­деж­да, что это прос­то слу­чай­ность, по­гиб­ла пос­ле слов ма­мы:

— Это те­бе по­дарок за твои ста­рания. Пусть они и не бы­ли по­лез­ны­ми, но я гор­жусь тем, что ты у ме­ня та­кой хо­роший.

Том смот­рел на этот спек­такль слов­но за­воро­жен­ный. Он уже при­гото­вил­ся к ре­ак­ции Бил­ла, что­бы в го­лос пос­ме­ять­ся, но млад­ший так и не стер улыб­ку с ли­ца. Сей­час она выг­ля­дела на­тяну­то и ис­кусс­твен­но, но все же она оз­на­чала, что дра­мы не бу­дет.

— Спа­сибо, мам. Здо­ров­ская шап­ка.

— Я ра­да, что те­бе она пон­ра­вилась. Мы се­год­ня идем в гос­ти, так что бу­дет шанс ее на­деть.

Билл при­нял по­дарок и от­пра­вил­ся в свою ком­на­ту, ос­та­вив То­ма не­до­уме­вать.

— Вот ви­дишь, Билл не про­тив, — об­ра­тилась мать к стар­ше­му.

— Ага, — оза­дачен­но от­ве­тил Том, смот­ря в сто­рону две­ри, слов­но все еще на­де­ясь на про­дол­же­ние. Жен­щи­на при­нялась даль­ше хо­зяй­ни­чать на кух­не, а Том ре­шил под­нять­ся к млад­ше­му, так как эта си­ту­ация с шап­кой не да­вала ему по­коя.

Билл си­дел в ком­на­те на кро­вати и горь­ко пла­кал, опус­тил го­лову. Злос­час­тная шап­ка все еще на­ходи­лась в его ру­ках. Млад­ший выг­ля­дел та­ким нес­час­тным, что То­му рас­хо­телось по­тешать­ся и вы­яс­нять, по­чему не бы­ло при­выч­но­го всем скан­да­ла с де­монс­тра­тив­ным от­ка­зом от еды и об­ще­ния с близ­ки­ми.

Том ти­хонь­ко по­дошел к кро­вати и сел ря­дом, не­кото­рое вре­мя слу­шая горь­кие всхли­пы.

— Вот сов­сем неп­ра­виль­но расс­тра­ивать­ся из-за ду­рац­кой шап­ки, — ре­шил под­бодрить Том.

— Вот имен­но… ду­рац­кая.

— А по­чему ма­ме не ска­зал, что она те­бе не нра­вит­ся?

— По­тому что она оби­дит­ся, а я не люб­лю, ког­да она грус­тит. Она ведь ста­ралась.

— Ну… это да, — сог­ла­сил­ся Том, ста­вя се­бя на мес­то бра­та.

Они еще нем­но­го по­сиде­ли вмес­те, преж­де чем Том, сос­лавшись на зво­нок от­цу, от­пра­вил­ся прочь из ком­на­ты. Билл ос­тался грус­тить в гор­дом оди­ночес­тве. Он смот­рел на шап­ку, на ее жиз­не­радос­тные цве­та и ре­шил, что ма­му огор­чать он не ста­нет, а ге­ро­ичес­ки бу­дет тас­кать этот эль­фий­ский го­лов­ной убор, воп­ре­ки нас­мешкам. Ну, в шко­лу он мо­жет ее и не на­девать. В кон­це кон­цов, пос­ле вы­хода из до­ма ее всег­да мож­но бу­дет снять, а вот с гос­тя­ми при­дет­ся по­тер­петь.

Сне­гопад за ок­ном не вы­зывал боль­ше ра­дос­тных эмо­ций. Мир для Бил­ла пог­ру­зил­ся в се­рые без­ра­дос­тные то­на. Не бы­ло ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния, как жить даль­ше и что де­лать. Билл сто­ял у ок­на, раз­мышляя о спра­вед­ли­вос­ти и не по­нимая, по­чему взрос­лые по­рой не вос­при­нима­ют пря­мых на­меков. Вмес­то дол­гождан­ной иг­ры, ко­торая при­нес­ла бы ему ра­дость, он вы­нуж­ден стра­дать от не­пони­мания.

Он ус­лы­шал шум в гос­ти­ной. Ка­жет­ся, отец вер­нулся. Кто-то что-то ска­зал, и род­ные зас­ме­ялись. И толь­ко Бил­лу бы­ло от это­го ве­селья обид­но и горь­ко на ду­ше.
Нас­тро­ение бы­ло вко­нец ис­порче­но. Билл не­хотя спус­тился в гос­ти­ную, ког­да ма­ма ска­зала, что по­ра со­бирать­ся в гос­ти. Он до пос­ледне­го на­де­ял­ся, что в су­мато­хе она за­будет про шап­ку. Но на­деж­ды рух­ну­ли, как кар­точный до­мик:

— Ма­лыш, а по­чему ты но­вую шап­ку не на­дел?

Билл нем­но­го рас­те­рял­ся. С на­деж­дой пос­мотрел на бра­та, но тот сто­ял, как ни в чем не бы­вало и улы­бал­ся… ско­рее все­го, ра­ду­ясь не­уда­че близ­не­ца. Билл вздох­нул и по­пытал­ся вык­ру­тить­ся:

— Она та­кая но­вая… вдруг за­пач­каю.

— Глу­пос­ти, — ма­ма улыб­ну­лась так мяг­ко и по-доб­ро­му, что сер­дце у Бил­ла дрог­ну­ло. — Ско­рей на­девай и пош­ли, а то нас уже заж­да­лись.

Но­ги ста­ли тя­желы­ми, слов­но на них при­вяза­ли ги­ри, а нас­тро­ение, и без то­го не са­мое луч­шее, ста­ло по­ходить на чер­ную ту­чу. В этот мо­мент Бил­лу по­каза­лось, что уда­ча от­верну­лась, и весь мир меч­та­ет лишь о том, что­бы пос­ме­ять­ся над ним. Чувс­твуя се­бя ве­ликим му­чени­ком, он поб­рел на­верх за шап­кой.

Ког­да Билл спус­тился вниз, то все уже сто­яли воз­ле две­ри и жда­ли толь­ко его. Ма­ма сно­ва ис­поль­зо­вала свое ору­жие мас­со­вого по­раже­ния — улыб­ку. И Билл сдал­ся, на­тяги­вая шап­ку на го­лову. Жен­ская по­лови­на се­мей­ства из­да­ла уми­лен­ный воз­глас. А за­тем по­сыпа­лись ком­пли­мен­ты, как Бил­лу идет шап­ка и ка­кой он ми­лый. На что млад­ший толь­ко тя­жело взды­хал. Ведь ни­кому не по­нять его го­ре.

А Том все так же сто­ял и си­ял, буд­то на­чищен­ная мо­нета. Но в пос­ледний мо­мент, ког­да от­ча­яние сов­сем пог­ло­тило Бил­ла, брат дос­тал из-за спи­ны точ­но та­кую же шап­ку и на­дел на го­лову.

Се­кун­да… две… три… и весь пред­шес­тву­ющий кош­мар вдруг стал бес­смыс­ленным. Билл счас­тли­во улыб­нулся, а пло­хое нас­тро­ение ис­чезло, слов­но его и не бы­ло. На ду­ше ста­ло так при­ят­но, что род­ной че­ловек под­держал в труд­ную ми­нуту.

А Том лишь за­говор­щицки пе­рег­ля­нул­ся с от­цом, и вся семья друж­но от­пра­вилась в гос­ти.